Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.

Работа содержит 10 файлов

5 лекция.doc

— 114.00 Кб (Открыть, Скачать)

6 лекция.doc

— 136.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 лекция.doc

— 129.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

9 лекция.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 лекция.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Воздействие судебной власти на исполнительную еще более  развернуто и детально, тем более что у представителей этой власти нет депутатской неприкосновенности.

Место судебной власти в системе разделения властей  необходимо рассматривать исторически. В условиях командно-административной системы суд трактовался главным образом как карательный орган. Советская система судебной власти была чужда потребностям рыночной экономики, идеологии правового демократического государства.

В условиях правового  государства суд призван быть носителем справедливости, защитником права в широком смысле слова, его главная задача - защита прав человека. Право человека на судебную защиту как важнейший критерий демократичности общества защищается Конституцией.

Становление независимой судебной власти - одна из основных проблем переходного периода и становления правового государства. Без этого невозможны ни реализация прав граждан, ни демократия, ни рынок, тем более что доставшаяся нам в наследие советская судебная система заметно деформировалась из правосудной в политическую.

Реформа судебной власти в Республике Казахстан началась с создания 5 июня 1992 года самостоятельного органа по защите Конституции - Конституционного суда. Идея защиты Конституции, механизм ее обеспечения стали новым явлением в государственно-правовом развитии республики, важным условием создания правового государства.

Дальнейшая  политическая трансформация республики предполагала перестройку судебной системы. Порядок ее формирования был прописан в Конституции 1995 года.

В соответствии с ней действуют принципы избираемости высшего эшелона судебной системы и обеспечивается независимость судебной власти. Судьи обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в период осуществления ими своих должностных полномочий. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, осуществлением предпринимательской деятельности и др. Основная обязанность судьи - осуществление правосудия.

В Конституции  закреплены общегуманистические принципы правосудия:

- лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана приговором суда (презумпция невиновности);

- никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

- в суде каждый имеет право быть выслушанным; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

- любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

- не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом;

- применение уголовного права по аналогии не допускается и др.

Конституция 1995 года реформировала и систему конституционного судопроизводства. Конституционный суд стал называется Конституционным советом, который построен по аналогичной французской модели. Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет. Пожизненными его членами являются по праву все экс-президенты республики. Председатель Конституционного совета назначается Президентом и его голос является решающим.

Функции Конституционного совета РК состоят в следующем:

- в случае спора он решает вопрос о правильности проведения выборов Президента республики, депутатов парламента и проведения республиканского референдума;

- рассматривает до подписания Президентом принятые парламентом законы на их соответствие Конституции;

- рассматривает до ратификации международные договоры РК на соответствие их Конституции;

- дает официальное толкование норм Конституции;

- дает заключение о соблюдении установленных конституционных процедур в случае досрочного освобождения от должности Президента, а также отрешения его от должности в случае государственной измены;

- рассматривает обращения судов.

Если возникает  вопрос о правильности проведения выборов Президента, депутатов парламента или проведения республиканского референдума, то Конституционный Совет приостанавливает их вступление в силу. Выстроен механизм сдержек и противовесов.

Правовая реформа, начатая в республике с принятием Конституции 1995 года, продолжается и сегодня, она является стратегической задачей. Опыт стран, осуществивших переход к демократии, демонстрирует, что без независимой судебной власти невозможны конструктивные экономические и политические преобразования, создание правового государства.

Выводы.

1.

 

 

Глоссарий.

Правовое  государство — государство, ограниченное в своих действиях правом и подчиняющее власть воле суверенного народа.

 

Библиография.

Джунусова К.Ж., Булуктаев Ю.О., Козелецкая Г.В. Политология. Курс лекций. Алматы: ИПК, 1998. С. 127-135.


1 лекция.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 лекция.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 лекция.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Политическая власть