Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную, контролируя разработку и исполнение законов.
В свою очередь, исполнительная власть нередко наделяется полномочиями издавать нормативные акты законодательного характера, которые, однако, могут быть заблокированы представительной властью при условии квалифицированного большинства в две трети депутатских голосов.
Сдерживание исполнительной власти достигается посредством ее регулярной отчетности и ответственности перед народным представительством, который имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
В то же время глава государства — президент — может быть отрешен от должности при соответствующей санкции Конституционного суда, а также решением парламента.
В настоящее время роль арбитра в отношениях между властью и обществом играет Конституционный суд. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и, прежде всего, к Конституции.
Таким образом, в формальном отношении принцип разделения властей означает независимость ветвей власти друг от друга, в частности, недопустимость ситуации, в которой официальные лица и рядовые чиновники занимали бы должности в составе более чем одной ветви власти. Но этот принцип также означает и взаимозависимость ветвей власти, устанавливая систему сдержек и противовесов между ними.
4. Контроль народа за деятельностью власти.
Закрепленное в Конституции разделение властей устанавливает законность общественного контроля над политической властью.
Контроль власти со стороны народа ставит границы государственной власти, ее произволу, множеству «секретных» законодательств, «закрытых» нормативных актов (различного характера инструкций, внутренних циркуляров): на смену государственной тайне абсолютных монархий и тоталитарных обществ приходит правовое государство. Политическая власть вынуждена подчиниться контролю общественности, а это предполагает существование независимого гражданского общества и институтов, способных обеспечить выражение его интересов.
Механизм такого контроля - это открытость, гласность работы властных структур.
Термин «гласность» происходит от слова «голос», «возможность говорить». Им обозначается общепринятое представление об открытости и публичности как условиях демократического принятия решений.
Гласность - это широкая информированность граждан о социальной жизни общества, свободный доступ к получению информации и ее передаче.
Отсутствие гласности характерно для тоталитарного общества, ее наличие - для общества открытого, демократического.
Гласность наряду с типом политического режима и характером политической культуры масс, выступает одной из необходимых предпосылок демократии. С установлением гласности изменяется сам облик власти, реальное соотношение между «верхами» и «низами»: достояние общественности приобретает признанное и узаконенное влияние на политическую власть.
В то же время следует подчеркнуть, что гласность не может быть абсолютной. Практика политической жизни показывает, что чаще всего происходит процесс постоянного, непрерывного перемещения границ гласности. С одной стороны, запретные зоны деятельности власти становятся достоянием общественности, с другой - появляются новые виды деятельности, не попавшие под контроль гласности.
Гласность может осуществляться различными способами.
Способами осуществления гласности являются отчеты выборных или исполнительных органов перед трудящимися. Однако здесь важно, чтобы эти отчеты носили неформальный характер, когда осуществляется лишь информационная их функция и отсутствует обратная связь и они не переходят в форму обсуждения деятельности выборных и исполнительных органов.
Способом осуществления
гласности выступает и обсужден
Одним из важных способов осуществления гласности выступает деятельность средств массовой информации.
Функция обеспечения политической гласности лежит на парламенте. Современный парламент – главный форум политической гласности, ее концентрированное выражение, проявление.
Парламент как форум политической гласности требует от партий, правительства, депутатов открытой политической полемики. Парламент – тот институт, где депутаты от партий, независимые депутаты, правительство, парламентские фракции, комиссии имеют право, должны и обязаны предлагать различные альтернативные решения, открыто заявлять о своих позициях, намерениях, профессионально, политически аргументировать и развивать их. Если этого не происходит, то любого депутата, любую комиссию или фракцию, или представителя таковых, любого члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными условиями.
Таким образом, теория разделения властей - общедемократическая концепция, которая в той или иной степени может использоваться в государствах любого исторического типа. Представляя собой завоевания передовой общественной мысли, общечеловеческую ценность, она служит целям развития демократии в государственном управлении.
Выводы.
1. Механизм власти представляет собой социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. Механизмы власти построены на ее разделении и распределении. Разделение власти возможно по вертикали и по горизонтали.
Вертикальное разделение – это разделение власти между различными уровнями управления, горизонтальное - разделение властных функций.
Вертикальный характер разделения властей лег в основу принципа делегирования власти, горизонтальный - в основу принципа разделения властей. Оба принципа являются эффективными механизмами власти.
2. Принцип делегирования власти имеет место потому, что все властвовать не могут, этим правом обладает только часть людей, социального слоя общества, группы. Делегирование власти осуществляется двумя путями: «наверх» и «вниз».
Делегирование власти «наверх» —это когда один субъект власти передает управление установившимися порядками, находящимися под его контролем, другому субъекту, обладающему большей возможностью к действию, чем он сам.
Делегирование власти «вниз» — это когда субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из возможностей к действию вниз, оставаясь по-прежнему обладателем большой власти и надеясь управлять субъектом меньшего уровня.
3. Теория разделения властей на законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную сформулирована французским политическим мыслителем Ш. Монтескье в XVIII веке.
Согласно этой теории принцип разделения властей означает, с одной стороны, независимость ветвей власти друг от друга, с другой - взаимозависимость ветвей власти, осуществляемую на основе системы сдержек и противовесов между ними.
Законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Ее носителем выступает парламент.
Исполнительно-распорядительная власть обеспечивает исполнение законов, решая вопросы в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Ее носителем выступает правительство.
Судебная власть обеспечивает правильность исполнения законов, защиту прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами. Ее носителем выступают суды.
4. Разделение властей устанавливает законность общественного контроля над политической властью. Механизмом такого контроля выступаето открытость, гласность работы властных структур.
Глоссарий.
Вертикальное разделение власти — разделение власти между различными уровнями управления. Оно характерно как для государственной власти, так и для общественно-политической.
Горизонтальное разделение власти — разделение властных функций.
Делегирование власти «вниз» — процесс делегирования власти, когда субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из возможностей к действию вниз, оставаясь по-прежнему обладателем большой власти и надеясь управлять субъектом меньшего уровня.
Делегирование власти «наверх» — процесс делегирования власти, когда один субъект власти передает управление установившимися порядками, находящимися под его контролем, другому субъекту, обладающему большей возможностью к действию, чем он сам.
Механизм власти — социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом.
Принцип разделения властей — механизм власти, в соответствии с которым единая власть разделяется на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые сотрудничают друг с другом и контролируют друг друга.
Библиография.
Желтов В.В. Основы политологии / Серия «высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 212-213.
Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуртова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 140-141.