Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
В реальной политической практике харизма лидера может быть и не связана с каким-либо особым даром, а являться следствием некритического восприятия его образа сторонниками и последователями. Нередко такая харизма возникает благодаря искусной демагогии и популизму. Пришедший к власти на основе подобной «искусственной» харизмы политический деятель может вскоре разочаровать своих приверженцев неспособностью выполнить обещания. М. Вебер отмечал, что вождь, не сумевший доказать харизму, начинает ее терять. Для удержания власти такому лидеру не остается ничего другого, как прибегать к силе, репрессиям. Таков механизм возникновения авторитарных диктатур во многих странах «третьего мира». Подобные примеры можно было наблюдать и в постсоветском пространстве.
Харизматический тип властвования прямо противоположен традиционному правлению: в отличие от традиционного типа правления, основанному на привязанности к обычному и привычному, раз и навсегда заведенному, харизматическое господство опирается на нечто экстраординарное, необычное, никогда ранее не признававшееся. Не случайно для пророка, по Веберу, характерен такой оборот: «Сказано... А я говорю вам...».
Но при всей противоположности традиционного и харизматического типов господства их объединяет общее: они оба опираются на личные отношения между господином и подчиненными и противостоят легальному типу господства как безличному, формально-правовому.
Легально-рациональная легитимность. Иначе ее называют рационально-правовая, демократическая легитимность. Основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Рациональный тип легитимности имеет, по сути дела, нормативную основу. При такой власти подчиняются не личностям, а установленным строгим правилам, законам, процедурам и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. Причем это правило соблюдают не только управляемые, но и управляющие.
Только в этом типе легитимность и формальная законность совпадают.
Ключевой институт легального господства — бюро (оффис), при помощи которого осуществляется руководство обществом. И потому этот тип властвования нередко называют бюрократическим. Он не может обойтись без специально обученных, компетентных чиновников, составляющих рациональную бюрократию. Бюрократическую администрацию отличает, по Веберу, то, что господство в ней осуществляется как функция знания. И потому процесс властвования является специфически рациональным и строится на рациональных ценностях.
Легальная легитимность возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве.
Современная бюрократия — это бюрократия компетентных чиновников. Аппарат государственного управления в демократических странах состоит из специально подготовленных чиновников, которые в своей деятельности руководствуются строго формальными и рациональными правилами.
По мнению Вебера, чиновник должен соответствовать следующим критериям:
1) быть лично свободным и подчиняться только деловому служебному долгу, а не своим или чужим интересам;
2) занимать четко определенное место в служебной иерархии;
3) обладать определенной компетентностью;
4) работать на контрактной основе в условиях свободного выбора;
5) занимать должность в соответствии со своей профессиональной квалификацией;
6) получать регулярное денежное вознаграждение в соответствии с занимаемой должностью;
7) рассматривать свою службу как единственную, или главную профессию;
8) иметь возможность подниматься вверх по ступеням служебной иерархии в зависимости от эффективности своей деятельности;
9) действовать по убеждению;
10) не использовать служебное положение и вытекающие из него возможности в личных целях;
11) подчиняться единой для всех служебной дисциплине и подлежать контролю.
Как видим, эти
правила актуальны и для
Именно эти рациональные правила определяют нормы и границы осуществления власти. Совокупности этих абстрактных правил подчиняются все, включая и высшее лицо государства. Так, скажем, президент страны подчиняется Конституции, даже если он обладает харизмой как политическим ресурсом. В этом смысле подчинение более не является отношением между людьми: все, включая и чиновников, действуют на основе строгих правил, а не подчиняются какому бы то ни было лицу.
Надо отметить, что в условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов общества.
Все названные типы легитимности власти относятся к числу «идеальных» типов господства, которые в чистом виде редко встречаются в жизни. Чаще всего властвование строится на комбинации различных типов легитимности, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности, в котором доминирует один из трех.
Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).
Дифференциация легитимности говорит о многом. Перефразируя известную поговорку, можно констатировать: «Скажи мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о «продолжительности ее жизни». По крайней мере, можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременной или кратковременной.
В частности, очевидно, что традиционный и харизматический типы легитимности характерны для государств со слаборазвитой политической системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий экономический уровень, то это не результат закономерных процессов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энергоносителей в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт, и др.). По форме правления - это монархии либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами.
Легально-рациональная власть характерна для государств с высокоразвитой политической системой.
Далее, традиционный и легально-рациональный типы легитимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы, которые происходили в монаршей семье). В соответствии с данными, полученными в январе 1995 года, 36% опрошенных британцев твердо заявили, что поддерживают монархию; 34% сообщили, что не настаивают на упразднении монархии, потому что она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену. И только 28% опрошенных англичан твердо выступили за ликвидацию института монархии.
В случае легально-рационального типа легитимности долговременности власти способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США.
А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Причины могут быть разными. Во-первых, смерть харизматического политического лидера. Во-вторых, становление данного типа легитимности власти связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен — революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести за собой весь народ. Устранение такой экстремальной ситуации может повлиять и на легитимность власти. В-третьих, харизматический тип легитимности сопровождается такими проявлениями, как стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск «врагов народа», физические расправы и т.д. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления харизматической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей формы политической власти.
Выводы.
1. Политическая легитимность власти — это общественное признание политической власти и ее права на управление. В политологию понятие «легитимности» ввёл немецкий социолог Макс Вебер в начале ХХ века.
В качестве основных источников легитимности выступают три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.
Категория легитимности применима и для характеристики отдельных политиков, институтов, норм и органов государства.
2. Макс Вебер с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие типы политической легитимности: традиционная, харизматическая, легально-рациональная.
Традиционная легитимность власти основана на вере в священность традиций и обычаев, существующих в обществе, а также на вере в легитимность тех, кто призван осуществлять власть на основе этих традиций.
Харизматическая — основана на безусловном подчинении экстраординарной личности, вере людей в особенные, исключительные, сверхъестественные качества вождя, лидера.
Легально-рациональная — на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения.
Глоссарий.
Легально-рациональная легитимность власти — тип легитимности политической власти, основанный на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения.
Политическая легитимность власти — общественное признание политической власти и ее права на управление.
Традиционная легитимность власти — тип легитимности политической власти, основанный на вере в священность традиций и обычаев, существующих в обществе, а также на вере в легитимность тех, кто призван осуществлять власть на основе этих традиций.
Харизматическая легитимность власти — тип легитимности политической власти, основанный на безусловном подчинении экстраординарной личности, вере людей в особенные, исключительные, сверхъестественные качества вождя, лидера.
Библиография.
Желтов В.В. Основы политологии / Серия «высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 218-222.
Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 115-118.
Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуртова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 141-151.
Политология: Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. Мн.: УП «Технопринт», 2002. С. 101-103.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 94-95.