Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
7. Инструменты политической власти.
Универсальным инструментом политической власти в регулировании всей совокупности социальных отношений является право. Будучи продуктом человеческого разума, право представляет собой результат человеческой воли, нацеленной на действие.
Право является инструментом не только политической власти. Его активно используют и все иные власти в обществе. Существуют семейное право, права детей, религиозное право, коммерческое право и ряд других его разновидностей.
Сила — это еще один инструмент политической власти. Любая власть в современном мире обречена на использование силы, т.к. процесс властвования предполагает принуждение и даже насилие. «Силой, — утверждала религиозный философ С. Вейль, — является то, что принуждает кого-либо подчиняться вещи. Когда сила доходит до конца, она превращает человека в вещь в буквальном смысле этого слова, т.к. превращает его в труп». Нет и не может быть государства, не облаченного, говоря словами А. Грамши, в «броню принуждения».
Более развернутое определение силы имеется у Ж. Френа, видного французского политолога: «Мы называем силой, — утверждает он, — совокупность средств давления, принуждения, разрушения и строительства, которую политическая воля и разум... приводят в действие, чтобы сдержать другие силы».
Каждая из противоборствующих сторон в обществе осуждает силовые действия другой стороны. Однако, как показывают многочисленные факты, одни и те же люди, осуждающие силовые действия правительства в отношении бунтовщиков, в случае победы последних и прихода их к власти, будут поддерживать насильственные действия применительно теперь уже к другим бунтовщикам.
Следует сказать, что в отношении силы и ее практического применения первостепенное влияние имеют идеологические пристрастия, оправданность которых подкрепляется тем, что, называется здравым смыслом. «Все правительства, — утверждал в свое время В. Парето, — используют силу, и все утверждают, что она основана на здравом смысле».
Сила и угроза применения силы являются важнейшими факторами политического развития общества. Сила обеспечивает безопасность страны, а также достижение внутреннего согласия в обществе. Не существует государств без армии, полиции (милиции), служб безопасности и т.п. силовых структур. Даже международные отношения во многом строятся на основе силы. Кроме того, международное право не исключает применения силы. Наглядный пример тому — война в Ираке, которую вело, по сути дела, все международное сообщество. Сила широко использовалась для «умиротворения» Югославии в 2000 году. Сила основывает действия международных сил в борьбе с террористами.
Велика роль силы и во внутренней политике. Крупные преобразования в обществе всегда предполагают использование властями в той или иной степени принуждения для преодоления, как правило, имеющего место сопротивления этим преобразованиям. Своеобразным выражением силы является и принцип большинства, лежащий в основе парламентской демократии. Голоса большинства парламентариев дают силу власти в ее действиях по осуществлению конкретных мер в реализации воли законодателей.
Сила теснейшим образом связана с правом. Как соотносятся они между собой?
И сила, и право имеют свое собственное предназначение. Нет никакого подчинения права силе. И наоборот. Нет однозначного подчинения силы праву. Взаимодействие между ними может носить как согласованный, так и противоречивый характер. Силу никак нельзя интерпретировать как прекращение права, а право само по себе не обладает силой. Только на основе соединения права и юридических институтов с силой государства можно создать такие условия, когда они (право и юридические институты) обретут собственную силу и эффективность. Ясно одно — и право, и сила являются необходимыми, постоянными и обязательными элементами коллективной жизни.
Хронологически сила может предшествовать праву. Это бывает в тех случаях, когда власть завоевывается в результате государственного переворота, победоносного восстания, военного завоевания и т.п. В этих случаях действующее право попирается силой. Однако если власть желает выжить, она нуждается в подкреплении своих действий правом как эффективного средства регулирования отношений в обществе.
Инструментом политической власти также являются убеждение и обольщение. Под убеждением в политической науке понимают воздействие на чувственное восприятие объектов с тем, чтобы добиться от них действий, которые соответствуют требованиям властей. Для убеждения власти широко используют возможности религии и образования, а также пропаганды и манипуляции.
Религия и мораль также являются своеобразными инструментами политической власти. По важности и эффективности религия и мораль соперничают с правом. Это подтверждает богатейший исторический опыт человечества. В архаических, или примитивных, обществах право совпадает с религиозной моралью. Это в полной мере относится и к странам более позднего периода исторического развития, если говорить о религиозных государствах.
В большинстве современных стран, как известно, церковь отделана от государства. И было бы большим упрощением говорить о религии как послушном инструменте власти. Отношения религии и власти значительно сложнее. Их отличает наличие взаимного интереса к сотрудничеству.
В самом деле. Религия, церковь, как правило, стремится поддерживать тесные отношения с властью и ее представителями, т.к. это отвечает, в конечном счете, интересам не только верующих сограждан, но и интересам всего общества. В свою очередь, политическая власть всегда стремится использовать влияние церкви на население с тем, чтобы укреплять свои позиции в обществе. К тому же и церковь, и власть решают одну и ту же взаимодополняющую задачу. Церковь, обращаясь к чувствам верующей части общества, стремится решить важнейшую задачу — утвердить мир и порядок в душе человека. Власть же, как мы уже отмечали, утверждает общественный порядок в государстве. И если порядок в обществе сочетается с миром и порядком в душе сограждан, то можно полагать, что такое общество находится в полосе процветания. А это и есть (так должно быть!) высшая цель политической власти.
Важно отметить и еще одно положение. Подчинение властным распоряжениям и законам дается значительно легче, если оно сочетается с моральными принципами. В противном случае религиозная мораль, как нередко случалось в истории, побеждает власть, основанную на насилии, попирающем мораль.
Инструментом власти является и образование. Школьное и вузовское образование сильно тем, что с его помощью утверждаются в сознании людей некие, отвечающие интересам власти стереотипы поведения. Образование играет незаменимую роль в процессах политической социализации личности и интеграции ее в политику. Оно оказывает сильное влияние на выработку гражданских позиций населения.
Политическая пропаганда в современных условиях также может рассматриваться как инструмент власти. Она является мощным средством воспроизводства духовного подчинения граждан и может рассматриваться также как дополнительный инструмент права. Нужно сказать, что пропаганда является не только важным средством информации населения о деятельности власти, но и условием формирования нужного ей (власти) общественного мнения.
Важным инструментом властвования является манипуляция, которая представляет собой систему способов идеологического и духовно-психологического воздействия на людей с помощью средств массовой коммуникации. Задача одна — подчинить людей власти.
В современном смысле манипуляция представляет собой программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния в целях обеспечения такого их поведения, которое нужно властителям.
Для повышения эффективности убеждения политическая власть широко использует возможности обольщения, которое основывается на разного рода обещаниях и аргументах с тем, чтобы получить согласие людей на проведение определенной политики. При этом власть оперирует как рациональными, так и иррациональными аргументами, обращенными к чувственному миру людей.
Нужно сказать, что власть, основанная на убеждении и обольщении, обладает высокой устойчивостью.
Выводы.
1. Функционирование политической власти осуществляется на базе ряда принципов: суверенности, дееспособности, принудительности, целенаправленности, регламентированности, легитимности, авторитета, эффективности.
2. Способы осуществления политической власти разделяются на: демократические, авторитарные, тоталитарные, конституционные, деспотические и либеральные.
3. В зависимости от обеспечения группового доминирования выделяют три формы политической власти: явную (видимую), полускрытую (теневую) и скрытую.
Явная власть ориентирована
на публичное взаимодействие с населением
или другими политическими
Другая классификация в зависимости от субъекта разделяет политическую власть на две формы: индивидуальную и институализированную.
4. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.
Ценностная мотивация подчинения представляет собой действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений; заинтересованная — действия, основанные на получении от власти благ, выгод и привилегий; принудительная — действия (осторожность, уступчивость, покорность, страх), порождаемые необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможными негативными санкциями (запретами, наказаниями, применением силы).
5. Политическая власть использует такие инструменты, как право, сила, убеждение и обольщение. Для убеждения, в свою очередь, политическая власть широко использует возможности религии и образования, а также пропаганды и манипуляции.
Глоссарий.
Заинтересованная мотивация подчинения — действия, основанные на получении от власти благ, выгод и привилегий.
Манипуляция — инструмент политической власти, представляющий собой систему способов идеологического и духовно-психологического воздействия на людей с помощью средств массовой коммуникации.
Обольщение — инструмент политической власти, который основывается на разного рода обещаниях и аргументах с тем, чтобы получить согласие людей на проведение определенной политики.
Право — инструмент политической власти, представляющий результат человеческой воли, нацеленной на действие.
Принудительная мотивация подчинения — действия (осторожность, уступчивость, покорность, страх), порождаемые необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможными негативными санкциями (запретами, наказаниями, применением силы).
Скрытое правление, или криптоправление — форма политической власти в виде способов властвования органов тайной политической полиции, армейских группировок, криминальных сообществ и других структур, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств.
Сила — инструмент политической власти, представляющий совокупность средств давления, принуждения, разрушения и строительства, которую политическая воля и разум приводят в действие, чтобы сдержать другие силы.
Теневая (полускрытая) власть — форма политической власти, которая характеризует приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений различных элитарных неформальных группировок.
Убеждение — инструмент политической власти, представляющий собой воздействие на чувственное восприятие субъектов с тем, чтобы добиться от них действий, которые соответствуют требованиям властей.
Ценностная мотивация подчинения — действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений.
Явная власть — форма политической власти в виде видимого, явного правления, ориентированного на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами.
Библиография.
Желтов В.В. Основы политологии / Серия «высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 213-217.
Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 114-115.
Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуртова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 139-141.
Политология: Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. Мн.: УП «Технопринт», 2002. С. 95-97.
Freund J. Qu¢est-ce que la politique? P., 1967. P. 123.
Pareto V. Traite de sociologie generale. P., 1917. T. 2. P. 139.