Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:47, реферат
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в истории. Сократ - великий античный мудрец. Он внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.
Центром всего Сократ считал человека, его пороки и добродетелей, свободу и ответственность, права и долг. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в истории. Сократ - великий античный мудрец. Он внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.
Центром всего Сократ считал человека, его пороки и добродетелей, свободу и ответственность, права и долг. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было
Сократ (469-399г. до н.э.) родился в Афинах. Его отец Софрониск был скульптором, а мать повитуха Фенарета. У Сократа был брат по матери Патрокл, сам же Сократ был вторым ребенком в семье.
В зрелом возрасте (когда ему было далеко за 40), Сократ женится на Ксантиппе, которая в дальнейшем рожает ему трех сыновей: Лампрокла, Софроникса и Менексена. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Когда Сократу было 37 лет, он участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей (432 г. до н.э.) и при Делии (424 г. до н.э.), а также под Амфиполем (422 г. до н.э.). Был провозглашен Дельфийским оракулом «мудрейшим из людей». Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада.
В 399 до н. э. ему
было предъявлено обвинение в
том, что «он не чтит богов,
которых чтит город, а вводит
новые божества, и повинен в
том, что развращает юношество»
Диалоги Сократа
Жизнь Сократа прошла в
беседах. Это были не обычные житейские
разговоры и словесные
Сократовская манера беседы и по стилю, и по содержанию, и по целям резко отличалась от внешне эффектной, напыщенной и изобиловавшей словесными красотами софистической риторики. Но при всей кажущейся простоте речь Сократа не только по существу, но и по форме довольно изощрена. Он был тонким мастером того, что и как сказать
Характеристика Сократа, данная Тимоном и приводимая у Диогена Лаэртского:
«Каменотес, болтун и реформатор мира,
Князь колдовства, изобретатель каверз, спорщик,
Заносчивый насмешник и притворщик»
Менон, софист и ученик Горгия, характеризуя сократовскую манеру беседы, признается, что Сократ его зачаровал, заколдовал и до того заговорил, что в голове у него все сметалось и запуталось. Менон, считавший себя знатоком добродетели, в ходе сократовского испытания вынужден ошарашенно признать, что в данном предмете он полностью несведущ. «И еще, по-моему, если можно пошутить,— обращается он к Сократу,— ты очень похож и видом, и всем на плоского морского ската: он ведь всякого, кто к нему приблизится и прикоснется, приводит в оцепенение, а ты сейчас, мне кажется, сделал со мной то же самое — я оцепенел... Ты, я думаю, прав, что никуда не выезжаешь отсюда и не плывешь на чужбину: если бы ты стал делать то же самое в другом государстве, то тебя, чужеземца, немедля схватили бы как колдуна» (Платон, Менон).
Мастерство Сократа, собеседника-исследователя,
пришло, конечно, с годами, по мере формирования
его собственной морально-
Беседа — стихия Сократа. Окунувшись в нее, он, можно сказать, не только не вынырнул оттуда до конца жизни, но, больше того, твердо надеялся на блаженные беседы и после смерти. Эта страсть, охватившая его, завлекала в свои сети и всех тех, кто встречался с ним на долгом жизненном пути. «Вызывать Сократа на разговор,— удачно сострил известный античный математик и астроном Федор Киренский,— это все равно, что звать ездока в чистое поле. Так что спрашивай и услышишь» (Платон. Теэтет).
Сократ беседовал с философами, софистами, политиками, военачальниками, поэтами, скульпторами, художниками, ремесленниками, торговцами, гетерами, со свободными и рабами, влиятельными гражданами полиса и простым людом, мужчинами и женщинами, старцами и юношами, людьми робкими и наглыми, бездарными и гениальными, с друзьями и врагами, афинянами и иноземцами, днем и ночью, в военных походах и дома, на свободе и в заключении. И о чем только он ни говорил: о богах и людях, полисе и законах, уме и глупости, знании и незнании, добре и зле, благе и справедливости, свободе и долге, добродетелях и пороках, богатстве и бедности, дружбе и взаимопомощи, самопознании и образовании, душе и теле, жизни и смерти. Собеседники и темы бесед менялись, но суть оставалась одна: во всеоружии разумного слова Сократ был в философской «разведке боем» - постоянном поиске и битве за истину, справедливость и нравственность, за должное в человеческих делах.
Искусство беседы, по Сократу, требует исходить из того, что уже известно собеседнику, а не ошарашивать его сразу некой неизвестной ему и непонятной истиной. Поэтому следует путем наводящих вопросов выяснить границы знания и незнания собеседника, помочь ему «вспомнить» то, что известно его душе: ведь познание и есть воспоминание вечной души о том, что она знала еще до рождения данного человека. «Но если, - говорит Сократ, - рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, «познавать» означает восстанавливать знание, тебе уже принадлежавшее. И, называя это припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово» (Платон. Федон,).
В ходе диалектических бесед человек, по мысли Сократа, восстанавливает знания доставшейся ему бессмертной души, другими словами - духовно возрождается. Поэтому роль собеседника, посредством диалектики помогающего возрождению знания и его закреплению, он по аналогии с ремеслом своей матери-повитухи называл «майевтикой», т. е. повивальным искусством. «В моем повивальном искусстве,— замечает Сократ,— почти все так же, как у них; отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод» (Платон. Теэтет).
Сократ в своих беседах
часто прибегал к индукции, используя
ее как при образовании общих
определений, так и с противоположной
целью — для наглядной
Сократовская беседа исходит
из предпосылки наличия
Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.
Задачей нахождения «всеобщего» должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод.
«Сократический» метод, имевший
своей задачей обнаружение «
Сократический метод – это, прежде всего, метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская ирония. Однако Сократ ставил своей задачей не только ироническое раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия.
Суждение Сократа о нравственных добродетелях
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)
Только «благородные люди» могут претендовать на знание. А «земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла». Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.
«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель.
Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.
Проведем сравнительное рассмотрение учения и примера жизни двух великих людей - Сократа и Иисуса Христа. Сократа, как великого мыслителя античности, который для последующих эпох и поколений стал воплощением идеала мудреца и кристально честного человека. Христа, как Человека, преподавшего людям новое учение о любви к Богу и ближним, и хочу сказать, как Богочеловека, добровольно пожертвовавшего Собой для искупления наших грехов. Оба они, Сократ и Христос были несправедливо осуждены людьми на смерть.
Сократ - древнегреческий философ, живший в Афинах за 4-5 веков (около 469-399 гг. до Р.Х.) до Иисуса Христа. Сократ не оставил письменных трудов; сведения о его учении мы черпаем из вторичных источников - в основном, это сократические сочинения Платона и Ксенофонта, бывших учениками Сократа.
В этом ситуация схожа с учением Иисуса Христа, Который также не оставил письменных трудов, но о жизни и учении Которого говорят книги Нового Завета, написанные учениками Спасителя.
Сократ был простого происхождения, отец его Софрониск был каменотес, мать Фенарета - повивальная бабка. В молодости Сократ работал вместе с отцом, а затем годам к 25-ти отправился обучаться софистической мудрости к некоему Продику Косскому, в учении которого ведущую роль играли нравственные принципы. Сократ обучался также риторике у Аспасии - супруги Перикла (правителя Афин), и музыке у Дамона - наставника Перикла. Сократ брал уроки геометрии и астрономии у некоего ученого геометра и астронома Феодора из Кирены. Есть сведения, что Сократ слушал знаменитого философа Парменида и Архелая - ученика другого знаменитого философа Анаксагора.
Иисус Христос родился в семье, родословие которой восходит к царскому роду Давида, в этом контраст с простотой происхождения Сократа. Но сходство здесь в том, что семья Христа была бедной и занималась простым трудом: названный отец Иосиф был плотником, а Мать Мария занималась рукоделием. Христос до Своего общественного призвания (до тридцати лет) помогал Иосифу в плотницком деле. В отличие от Сократа, Спаситель не брал уроков (и не учился в раввинских школах), но уже в двенадцать лет в Иерусалимском храме поразил учителей израильских Своей мудростью и знанием Священного Писания.