Сократ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:18, доклад

Описание работы

Б?льшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Аг?ре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: “Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать не него в суд?”» [Диоген Лаэртский].

Работа содержит 1 файл

2вопросСократ.docx

— 22.16 Кб (Скачать)

2вопросСократ (469/470 – 399 г.г.  до н.э.)

Б?льшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Аг?ре. «Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все это, не противясь. Однажды, получив пинок, он стерпел, а когда кто-то удивился, ответил: “Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать не него в суд?”» [Диоген Лаэртский].

Сократ не оставил после  себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля.

Общее содержание философствования Сократа. Сократа называют первым философом  в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее  мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приемы.

Своей философской целью  Сократ провозгласил выработку такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Основными направлениями  философствования Сократа были:

поиск общего в вещах (гносеология);

поиск общезначимых принципов  человеческого (нравственного, добродетельного) поведения (этика).

Причем именно в связи  с поиском этических максим Сократ искал такого знания, которое имело  бы всеобщее значение. Аристотель указывал, что Сократ первым стал прибегать  к определениям и пользоваться индукцией (приемом вывода общих суждений из частных утверждений).

Сократ открыл следующее.

В рамках гносеологии был  открыт новый метод знания: индуктивно-диалектический. Этот метод заключается в восхождении  от единичного к общему посредством  систематического сопоставления единичных  случаев проявления общего; путь достижения истинного знания – преодоление  неполных или ложных частных представлений, результат – вывод (определение) общего понятия; общее понятие выводится  у Сократа индуктивно-диалектически, в ходе диалога.

Диалог Сократ использовал  как форму диалектического движения к истине. Диалектика у Сократа  – метод достижения истины через  обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Сократ выступал виртуозным режиссером диалектической беседы (диалога). Он говорил, что его задача заключается в  выяснении для других их собственных  мыслей. Он выражал это сравнением своей миссии с профессией повитухи. То, что делала она для рожениц, он старался делать для людей, «чреватых» идеями. Он был «акушером» идей. Помогая их рождению, извлекая их из недр человеческих душ, он исследовал их, чтобы знать, насколько они способны к жизни, и если они были истинны, он встречал их с радостью, если ложны – уничтожал их (обличал как заблуждения).

Учение о методе познания. Сократовский метод обнаружения истины был систематичным и последовательным. Он включал в себя следующие шаги (части).

1. Ирония: такая постановка  вопроса, при которой привычные  знания собеседника разрушаются.

2. Майевтика («искусство повивальной бабки»): такая постановка вопроса, в ходе которой оказывается помощь в рождении нового, истинного знания.

3. Индукция («наведение»): с  помощью индукции образуются  взаимоисключающие мнения; выбираются  те, которые все более приближаются  друг к другу, и т.о. вырабатывается  общее мнение. Противоречие –  у Сократа играет вспомогательную  роль («предостерегающий сигнал»).

4. Определение понятий:  уровень обобщения.

Такой метод познания был  эффективен прежде всего в контексте сократовской трактовки знания как припоминания. Знание заключено в человеке в виде врожденного свойства. Оно актуализуется в столкновении с конкретными обстоятельствами. Осознание истин, пробуждающихся в глубине собственного существа, – необходимая работа каждой человеческой души. Сократ, как правило, оказывал помощь тем, кто пренебрегал этой работой.

Основанием такого учения о знании служила дуалистическая антропология. Сократ утверждал смертность тела и бессмертие души, следуя в этих взглядах орфической традиции.

В рамках этики был открыт новый предмет философского знания: принципы и мотивы поведения людей (основания нравственности). Это  важнее, чем исследование природы  мира, т.к. познанию мира должно предшествовать самопознание – исследование природы  самого познающего и его познавательной способности.

Этика Сократа была рационалистичной. Единственным оправданием (мотивом) познания объявлялось стремление к благу. Сократ был убежден, что люди никогда  не делают зло сознательно; спасение же от невольного зла – в познании истины, которая и есть благо. Законы доброго поведения заложены в самой душе человека. Их познание – естественное условие достижения блага. Исследуя механизмы собственного злого и доброго поведения, обнаруживая благо в основании собственной души, человек избавляется от ошибок (незнания) и осуществляется подлинно – добродетельно. Так Сократ разрешал парадокс человеческой природы, хорошо сформулированный Апулеем: «благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» [«Метаморфозы»].

Итак, знание, по Сократу, является достаточным условием нравственности. Человек, знающий истину (благо), не сможет поступать вопреки ей.

Учение о добродетелях. Основные добродетели, по Сократу:

справедливость – знание, как выполнять человеческие и  божественные законы;

мужество – знание, как  преодолевать страх;

умеренность – знание, как  обуздывать, ограничивать свои страсти.

Общий смысл философии  Сократа. Общую идею Сократа можно  было бы сформулировать так. Истина есть. Она – подлинная реальность и  цель познания. Ее неочевидный статус обязывает человека исследовать  ее ради подлинного осуществления в  собственной жизни.

Сократ:

закрепил поворот древнегреческой  философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и  гносеологии;

поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий, которые станут основными смысловыми единицами классического рационального философствования;

связал гносеологию и  этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании  нравственности (этический рационализм).

В целом – впервые открыл и продемонстрировал рефлексивную (самоисследующую, критичную) природу философского знания.

Ирония [греч. ????????] – философская (и эстетическая) категория, обозначающая момент диалектического (само-)выявления смысла (истины) через противоположное, иное. Значение термина «ирония» вырастает из греч. ????? [«ироник»] – притворщик, что означает человека, который говорит не то, что думает, – часто с интонацией самоумаления, самоуничижения. Этот термин стал техническим обозначением одного из элементов сократического метода постижения истины. Чтобы вынудить собеседника дойти до дна своей души, найти истину и освободиться от ошибок, Сократ пускался на хитрости, но, переодеваясь в шута, достигал целей вполне серьезных.

3вопросУчение Платона

Учение Платона (427 – 347 до н. э.) – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате философ приходит к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.

Собственно этическая  концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные  части: индивидуальную этику и политическую (или социальную) эпику. Первая представляет собой учение об интеллектуальном и  нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его  души. Душа противопоставляется телу именно потому, что телом человек  принадлежит низшему чувственному миру, а душой может соприкасаться  с истинным миром – миром вечных идей, Главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная – мудрости, волевая - мужества, аффективная – умеренности. Добродетели, носящие врожденный характер, –  это своеобразные ступеньки гармонизации души и восхождения к миру вечных идей. В этом восхождении – смысл  человеческого бытия. Средством  возвышения является пренебрежение  к телесному, власть разума над страстями.

В учении Платона о государстве  наиболее отчетливо проявляются  мотивы совершенствования земного  бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских  идей утопической концепцией.

Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это  достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих  их природным способностям, свойствам  души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и  аффективную (вожделеющую).

В соответствии с преобладанием  этих частей и распределяются государственные  функции. Управление принадлежит философам, у которых преобладает разумная душа. Воины, у которых преобладает  волевая часть души, обеспечивают защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная  часть души, занимаются материальным производством. Платон признает, что  они обеспечивают государство необходимыми для жизни и других дел материальными  продуктами

Предполагая закрепление  добродетелей за каждым сословием (правители  должны обладать мудростью, воины –  мужеством, низшее сословие – умеренностью) и благодаря жесткой политической и соответственно моральной иерархии в государстве должна реализоваться  высшая добродетель – справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносится интересы личности: в утопии Платона нет  места индивидуальности.

Учение Платона об идее и ее значение

Основной вопрос философии  он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Возможность возникновения  этой формы идеализма, как об этом говорил В. И. Ленин в "Философских  тетрадях", заключена уже в  первой элементарной абстракции ("дом" вообще наряду с отдельными домами). Платон объясняет, например, подобие  всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола Это, как говорил В. И. Ленин, является переворачиванием действительности. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т.е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное  бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении  и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).

 

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У Платона можно встретить и утверждение противоположного характера. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, если его интерпретировать согласно взглядам Платона последнего периода, открывает определенную возможность движения к иррационализму.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархизации идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра. Она не только превосходит все реально существующее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".

4вопросВ творчестве Аристотеля (384 - 322 до н. э.) античная этика достигает своего высшего развития. Заслуги Аристотеля в развитии этики чрезвычайно велики: он дал имя этой науке, ему принадлежит первый специальный этический труд "Этика к Никомаху", он впервые поставил проблему самостоятельности этики, построил глубокую, синтетическую теорию морали. Для этической теории Аристотеля характерны развитый логический анализ, единство метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения, социальная ориентированность этической рефлексии (взаимосвязь этики и политики), установка на прикладное, практическое значение теории морали. Все это позволило мыслителю не только максимально использовать преимущества эвдемонистической традиции, но и в значительной мере преодолеть изъяны в понимании Аристотеля - это особая, практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить как стать добродетельным (и счастливым).

Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности  и решить вопрос о возможности  воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она наряду с  политикой является очень важной наукой.

Информация о работе Сократ