Софисты и Сократ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:22, реферат

Описание работы

Общее понятие софистики и периодизация софистских школ
Характерные черты философии софистов
Софизм как основной логический прием софистов
Философия Протагора

Работа содержит 1 файл

Софисты и Сократ.rtf

— 29.87 Кб (Скачать)

1. Общее понятие софистики и периодизация софистских школ. 

Софиты - философская школа в древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых: 

старших софистов (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; 

младших софистов - Ликофро, Алкидамант, Трассимах. 

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. 

2. Характерные черты философии софистов. 

Для софистов характерно: 

критическое отношение к окружающей действительности; 

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; 

неприятие основ старой, традиционной цивилизации; 

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; 

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; 

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; 

субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. 

3. Софизм как основной логический прием софистов. 

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. 

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм: 

«То, что не потерял, ты имеешь, 

ты не потерял рога; 

значит ты их имеешь». 

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. 

  

4. Значение деятельности софистов. 

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: 

критически взглянули на окружающую действительность; 

распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями). 

5. Философия Протагора. 

Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: 

вне человеческого сознания ничего не существует; 

нет ничего раз и навсегда данного; 

что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; 

если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; 

вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»); 

окружающий мир относителен; 

объективное (истинное) познание недостижимо; 

существует только мир мнения. 

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации. 

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к борам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка». 

6. Философия Сократа. 

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. 

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: 

любое знание есть добро; 

любое зло, порок совершается от незнания. 

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой. 

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: 

способствовал распространению знаний, просвещению граждан; 

искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т.д.; 

открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; 

ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов; 

воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ». 

7. «Сократические школы». 

«Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится: 

Академия Платона; 

школа киников; 

киренская школа; 

лигарная школа; 

элидо-эритрийская школа. 

Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. 

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»). 

Киренская школа - основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): 

выступали против изучения природы; 

высшим благом считали наслаждение; 

соответственно целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для достижения наслаждения. 

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители - Евбулид, Диодор Крон. 

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. 

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики». 

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество. 

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»

Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»

Информация о работе Софисты и Сократ