Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 10:22, реферат
Общее понятие софистики и периодизация софистских школ
Характерные черты философии софистов
Софизм как основной логический прием софистов
Философия Протагора
1. Общее понятие софистики
и периодизация софистских школ.
Софиты - философская
школа в древней Греции, существовавшая
в V - первой половине IV вв. до н.э. Представители
данной философской школы выступали не
столько в качестве философов-теоретиков,
сколько в качестве философов-педагогов,
обучавших граждан философии, ораторскому
искусству и другим видам знаний (в переводе
с греческого «софисты» - мудрецы, учителя
мудрости). Среди софистов выделятся группы
так называемых:
старших софистов (V
в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик,
Антифонт, Критий;
младших софистов -
Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Сократ официально не
принадлежал к указанным группам, но разделял
многие идеи софистов и использовал софистику
в практической деятельности.
2. Характерные черты
философии софистов.
Для софистов характерно:
критическое отношение
к окружающей действительности;
стремление все проверить
на практике, логически доказать правильность
или неправильность той или иной мысли;
неприятие основ старой,
традиционной цивилизации;
отрицание старых традиций,
привычек, правил, основанных на недоказанном
знании;
стремление доказать
условность государства и права, их несовершенство;
восприятие норм морали
не как абсолютной данности, а как предмет
критики;
субъективизм в оценках
и суждениях, отрицание объективного бытия
и попытки доказать то, что действительность
существует только в мыслях человека.
3. Софизм как основной
логический прием софистов.
Свою правоту представители
данной философской школы доказывали
с помощью софизмов - логических приемов,
уловок, благодаря которым правильное
с первого взгляда умозаключение оказывалось
в итоге ложным, и собеседник запутывался
в собственных мыслях.
Примером данного умозаключения
является «рогатый» софизм:
«То, что не потерял,
ты имеешь,
ты не потерял рога;
значит ты их имеешь».
Данный результат достигается
не в результате парадоксальности, логической
трудности софизма, а в результате некорректного
использования логических смысловых операций.
В указанном софизме первая посылка ложна,
но выдается за правильную, отсюда результат.
4. Значение деятельности
софистов.
Несмотря на то что деятельность
софистов вызывала неодобрение как властей,
так и представителей иных философских
школ, софисты внесли большой вклад в греческую
философию и культуру. К их главным заслугам
относят то, что они:
критически взглянули
на окружающую действительность;
распространили большое
количество философских и иных знаний
среди граждан греческих полисов (за что
впоследствии именовались древнегреческими
просветителями).
5. Философия Протагора.
Видным представителем
старших софистов являлся Протагор (V в.
до н.э.). Свое философское кредо Протагор
выразил в высказывании: «Человек есть
мера всех вещей, существующих, что они
существуют, и несуществующих, что они
не существуют». Это означает, что в качестве
критерия оценки окружающей действительности,
хорошего и плохого софисты выдвинули
субъективное мнение человека:
вне человеческого сознания
ничего не существует;
нет ничего раз и навсегда
данного;
что хорошо для человека
сегодня, то и есть хорошее в действительности;
если завтра то, что
хорошо сегодня станет плохим, то, значит,
оно является вредным и плохим в действительности;
вся окружающая действительность
зависит от чувственного восприятия человека
(«То, что здоровому человеку покажется
сладким, больному покажется горьким»);
окружающий мир относителен;
объективное (истинное)
познание недостижимо;
существует только мир
мнения.
Одному из современников
Протагора приписывается создание произведения
«Двоякие речи», которое также подводит
к мысли об относительности бытия и познания
(«Болезнь есть зло для больных, но благо
для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих,
но благо для могильщиков и гробовщиков»)
и учит молодого человека достигать победы
в споре при любой ситуации.
Оригинально и революционно
для того времени и отношение Протагора
к борам: «О богах я не могу знать, есть
ли они, нет ли их, потому что слишком многое
препятствует такому знанию - и вопрос
темен, и людская жизнь коротка».
6. Философия Сократа.
Наиболее уважаемым
из философов, имеющих отношение к софистике,
был Сократ (469 - 399 гг. до н.э.). Сократ не
оставил значительных философских произведений,
но вошел в историю как выдающийся полемист,
мудрец, философ-педагог. Основной метод,
выработанной и применяемый Сократом,
получил название «майевтика». Суть майевтики
не в том, чтобы научить истине, а в том,
чтобы благодаря логическим приемам, наводящим
вопросам подвести собеседника к самостоятельному
нахождению истины.
Сократ вел свою философию
и просветительскую работу в гуще народа,
на площадях, рынках в форме открытой беседы
(диалога, спора), темами которой были злободневные
проблемы того времени, актуальные и ныне:
добро; зло; любовь; счастье; честность
и т.д. Философ был сторонником этического
реализма, согласно которому:
любое знание есть добро;
любое зло, порок совершается
от незнания.
Сократ не был понят
официальными властями и воспринимался
ими как обычный софист, подрывающий устои
общества, сбивающий с толку молодежь
и не чтящий богов. За это он был в 399 г.
до н.э. приговорен к смерти и принял чашу
с ядом - цикутой.
Историческое значение
деятельности Сократа в том, что он:
способствовал распространению
знаний, просвещению граждан;
искал ответы на извечные
проблемы человечества - добра и зла, любви,
чести и т.д.;
открыл метод майевтики,
широко применяемый в современном образовании;
ввел диалогический
метод нахождения истины - путем ее доказательства
в свободном споре, а не декларированная,
как это делал ряд прежних философов;
воспитал много учеников,
продолжателей своего дела (например,
Платона), стоял у истоков целого ряда
так называемых «сократических школ».
7. «Сократические школы».
«Сократические школы»
- философские учение, сложившиеся под
влиянием идей Сократа и развитые его
учениками. К числу «сократических школ»
относится:
Академия Платона;
школа киников;
киренская школа;
лигарная школа;
элидо-эритрийская школа.
Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).
Киники - философская
школа, которая обосновывала идею свободы
вне общества (асоциальной свободы). Ее
представители проверяли свои философские
изыскания на себе. Киники вели паразитический,
бродяжнический образ жизни, не имели
семьи, игнорировали государство и законы,
презирали традиционную культуру, мораль,
богатство, концентрировали внимание
на человеческих пороках.
Наиболее известными
представителями киников являлись Антисфен,
Диоген Синопский (прозванный Платоном
«Сократ, сошедший с ума»).
Киренская школа - основана
в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником
Сократа. Представители данной школы (киренаики):
выступали против изучения
природы;
высшим благом считали
наслаждение;
соответственно целью
жизни видели наслаждения, счастье воспринимали
как совокупность наслаждения, богатство
- как средство для достижения наслаждения.
Мегарская школа основана
учеником Сократа Евклидом из Мегары в
IV в. до н.э. Представители - Евбулид, Диодор
Крон.
Мегарцы считали, что
существует абстрактное высшее благо,
которое не поддается точному описанию,
- Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности
высшего блага (абсолютного зла) не существует.
Помимо философских
теоретических изысканий мегарцы вели
активную практическую деятельность (фактически
занимались софистикой) и получили прозвище
«спорщики».
Представители мегарской
школы (Евбулид) стали авторами известных
апорий, то есть парадоксов (не путать
с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью
которых пытались понять диалектику перехода
количества в качество.
Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»
Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»