Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:32, контрольная работа
Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская "физика" уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в до н.э., во время которого происходило обращение философской мысли к человеку, его судьбе, его предназначению и к проблеме соотношения человека и общества.
1.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД СОКРАТА
Философия Сократа
приходится на тот этап развития античной
культуры, когда ее центр тяжести
переносится с природы на человека,
то есть философская "физика" уступает
место философской
Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью (при этом личность свободна, но не безответственна). Главное - это благо полиса. Личность свободно развивается вместе со свободой и процветанием полиса.
Сократ - величайший мыслитель. Всю свою жизнь он посвятил поиску абсолютного добра, которое, по его мнению, вместе с красотой и истиной составляет благо. - Главное величие Сократа как философа в том, что он во второй раз, после Пифагора, открывает философию.
По Пифагору философ - это любитель мудрости, это тот кто ищет и любит истину. Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины.
Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского -диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми. То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль (слово как бы живое). Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра. Добро, по Сократу, есть красота и истина. "И чтобы творить добро, афиняне, - призывал Сократ, -творите и любите красоту, ибо она - высшее благо", а красота - это есть и добро и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом.
Понятие - это то, что уже определено, а идея - это то, что еще не определено, но есть в наших мыслях. Идея - это стимул к познанию. Философия же имеет дело с идеями, все новыми и новыми, поэтому она нескончаема. А все новые и новые идеи о мире и человеке составляют и сегодня предмет философии. Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".
1. Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Почему? Познание всего сущего (т.е. постижение истины во всей ее глубине обо всем) невозможно. Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо, т.к. тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки). Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности - это уровень культуры личности вообще.
2. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков. Сократ решил выяснить почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: "Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим". Итак, путь мудрости - это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.
3. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"? Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво. Если бы мы, говорит Сократ, увидели красоту добродетели (красоту делать добро), то есть узнали бы ее по-настоящему, то мы убедились бы, что добродетель и есть самое прекрасное из всего. И поскольку нас влечет к прекрасному , (а добродетель есть влечение делать добро), и мы познаем, что добродетель и есть самое прекрасное, то нас не сможет не влечь к ней сильнее, чем ко всему остальному.
Таким образом, если мы истинно знаем, что’ есть добро (т.е. на основе знания отличаем нечто как именно добро, противоположное негативному - злу: принципиальность от беспринципности; порядочность от беспорядочности; бескорыстие от корысти; нестяжательство от стяжательства; трезвость от пьянства; почтительное отношение к родителям от грубого неуважительного отношения к ним и т.д. - ЛК); знаем, что добро есть красота; знаем, что делать добро прекрасно - то мы и будем реализовывать в своей жизни эту идею - идею творить добро.
Итак, мы ранее отметили, что открытый Сократом диалектический метод представляет собой движение мысли к пониманию идеи. Ниже мы проанализируем то, на что опирался Сократ в своем методе: на иронию, маевтику, индукцию. Рассмотрим эти три стороны метода Сократа.
Первая сторона его метода - ирония ( с греч. - притворство, насмешка, игра слов) - насмешка над собственной закостенелостью и самонадеянностью. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа "я знаю, что я ничего не знаю". Философ, лишенный иронии, не философ, а либо болтун, либо догматик (то есть тот, кто не видит никакого движения вперед по отношению к тому, что уже считает достигнутой истиной). Философия же - это свобода, она должна видеть свою суть в движении мысли, в открытости такому движению. А ирония - это есть постоянная насмешка над самонадеянностью человека, что он якобы уже все знает и всего достиг. Когда Сократ беседовал с афинянами, в процессе чего задавал им вопросы, заставляющие собеседника задумываться, сомневаться в выраженной им ранее мысли, а наиболее самокритичные начинали разочаровываться в своей прежней самонадеянности. Здесь и начинается философия. Впоследствии Платон, а затем и Аристотель говорили, что философия начинается с удивления. Кто не умеет удивляться, никогда не поймет что’ есть философия. Ирония Сократа обращает человека в первую очередь против самого себя. Если догматическая самоуверенность мешает двигаться мысли, то ирония снимает это. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения. Итак, ирония - очищает от самонадеянности и самоуверенности в достижении человеком истины во всей ее полноте и глубине. Поэтому Сократ и выдвинул принцип "я знаю, что ничего не знаю".
Вторая сторона метода Сократа - маевтика. Под маевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Сократ говорил о том, что надо научиться принимать духовные роды, ведь философия - поиск истины, философия должна способствовать рождению истинной мысли. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. По Сократу, преподавание - это самоучение, нельзя научить, если нет потенции на учение у объекта учения. Рождение истины - это рождение ее нами самими. Повивальное искусство истины происходит в процессе вопрошания. "Эрау" - по гречески любовь, страсть, когда мы постоянно как бы спрашиваем, вопрошаем, любят ли нас? Философия и есть любовь к истине, самая высокая и самая бескорыстная, когда философ (т.е. любящий мудрость, любящий и ищущий истину) как бы вопрошает мир (и человека как его часть) о его тайнах. Любовь же живет в процессе, а не в результате. Философия тоже процесс любви. Она, как и любовь, движет, воодушевляет. Вот в чем диалектика метода Сократа. Поэтому Сократ - главный герой философии. Он и есть любовь к истине.
Вопрошание, как и всякая любовь, возможна в диалоге. Вопрошание к себе или другим, диалог с собой или с собеседником - это одна из сторон диалектического метода Сократа. Повивальное искусство Сократа - маевтика - в диалоге, в котором происходит вопрошание, что и побуждает душу собеседника знать. Хотя, как говорил Гераклит, многознание уму не научает, но в результате маевтики не будет всезнания (да это и невозможно), а будет движение к истине.
Третья сторона метода Сократа - индукция - неведение. Она состоит в том, что Сократ не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине - определение, т.е. определение предмета в уме - словом, логосом. Это рационально освоенное, осмысленное слово и есть определенно выраженный предмет. Понять, по Сократу, значит определить цель движения мысли. Истина же, по Сократу, - это то, что уже определено и выражено в понятии. Логос - это и есть как бы мысль, получившая предел. А идея - это то, что предстоит еще определению, то есть идея - это представитель истины в уме. Идея - это энергетическое движение в уме. Идеи как бы светят. Мы их улавливаем (в понятиях). Поэтому в конце сократовских диалогов вопрос остается открытым. А философия, как отмечалось выше, это поиск все новых и новых идей о мире и человеке.
Таков метод Сократа. Он называется диалектическим, т.к. он приводит мысль в движение, (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).
В основе диалектического метода и сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точек зрения. И само изменение (движение) как в мышлении (у Сократа), так и в природе и в обществе - это результат постоянного столкновения диалектических противоположностей, возникновение, становление и разрешение противоречий между ними.
2.Формы общественного сознания
Содержание общественного
сознания обусловлено тем, что, во-первых,
различные сферы действительности играют
различную роль в жизнедеятельности человека
( этим определяется объективная обусловленность
содержания сознания) и, во-вторых, тем,
что зависимость жизнедеятельности человека
от этих сфер действительности находят
свое выражение в интересах (этим обуславливается
субъективно-оценочное отношение человека
к действительности). На этой основе сформировалась
группа интересов, осознание которых обусловило
возникновение различных форм общественного
сознания.
Первая группа интересов связана с тем,
что жизнедеятельность человека зависит,
прежде всего, от возможностей удовлетворения
жизненных потребностей, а это обеспечивается
процессом производства. И чтобы производить,
- необходимо изготавливать орудия труда
и находить предметы природы, обладающие
нужными свойствами, и которые при помощи
орудий труда и трудовой деятельности
превращаются в средства удовлетворения
жизненных потребностей. А для того, чтобы
производить орудия труда и средства удовлетворения
жизненных потребностей, необходимы знания
свойств, связей, законов, действительности.
Причем, человеку нужны достоверные знания,
истинность которых проверена, подтверждена
практикой.
Накопление этих знаний является необходимым
условием осуществления производства
и обеспечения жизнедеятельности человека.
Осознание человеком зависимости жизнедеятельности
от процесса производства и от приобретенных
знаний нашла свое выражение в науке как
особой форме общественного сознания.
Основным критерием научности знаний
является проверенное практикой соответствие
содержания знания объективной действительности.
В историческом процессе развития научного
знания сформировалось две группы наук:
науки о природе (естественные науки) и
науки об обществе (общественные науки).
В далеком будущем сближение этих двух
областей научных знаний приведет к тому,
что сформируется единая наука - наука
о человеке и мире его бытия.
Вторая группа интересов выражает зависимость
жизнедеятельности человека от характера
и состояния общественных отношений, и,
прежде всего – экономических. Экономические
отношения влияют на все стороны материальной
и духовной жизни общества, т. к. эти отношения
характеризуют взаимоотношения между
людьми, складывающиеся на основе их взаимного
отношения к средствам производства и
результатам труда, выражающиеся в формах
собственности; в способе соединения рабочей
силы с орудиями труда; формах обмена деятельностью,
обусловленных общественным разделением
труда и различием места, положения лиц,
групп, классов в системе производства;
формах распределения, обмена, потребления.
Осознание этой зависимости предполагает
необходимость выработки норм, правил,
законов, регулирующих и регламентирующих
взаимоотношения между людьми. Оно находит
свое выражение в форме политического
и правового сознания.
Политическое сознание выступает как
фактор, регулирующий взаимоотношения
между самими людьми и их взаимное отношение
к средствам производства и к результатам
труда. Сердцевину политического сознания
составляет осознание отношения к власти.
Именно государственная власть выполняет
регулятивную функцию в обществе, охватывая
все сферы жизнедеятельности человека.
Правовое сознание представляет собой
систему правил, норм, законов, принципов,
определяющих место человека в мире, характер
его отношения к действительности, характер
поступков и действий. Они определяют
характер поведения человека как субъекта
социальной деятельности.
Третья группа интересов, выражающая зависимость
в жизнедеятельности человека от характера
взаимоотношений между людьми во всех
сферах жизни находит свое выражение в
нравственном сознании. Формой существования
нравственного сознания является мораль,
которая представляет собой систему правил,
норм, законов, принципов, обусловливающих
характер поведения человека в обществе,
характер его отношения к природе, другим
людям, к себе. Специфика морали заключается
в том, что ее правила, нормы, законы, принципы
не фиксируются в виде правовых актов,
а передаются в устной форме от поколения
к поколению. Для обеспечения осуществления
норм морали не нужны специальные органы,
как, например, государства по отношению
к праву. Основным способом функционирования
нравственного сознания являются исторически
сложившиеся традиции. В процессе исторического
развития общества происходит процесс
формирования общечеловеческих норм,
правил, соответствующих самой сущности
человека. они приобретают общечеловеческое
значение.
Четвертая группа интересов выражает
зависимость жизнедеятельности человека
от уровня развития его эстетических потребностей,
эстетических вкусов. Осознание этого
интереса нашло свое выражение в эстетическом
сознании. Особенностью эстетического
сознания мира является то, что оно осуществляется
через систему чувств, эмоций, настроений.
В эстетическом восприятии мира человек
стремится к получению наслаждения, что
обуславливает специфически эстетическое
видение, понимание действительности,
проявляющееся в ощущении гармоничности
своего бытия. Специфической формой эстетического
сознания является искусство. Особенностью
искусства является то, что отражение
мира осуществляется в художественных
образах, в которых объективная действительность,
проходя чувственно-эмоциональную оценку,
выражается в форме субъективного ее восприятия.
Это значит, что один и тот же предмет у
разных людей может вызывать различное
– часто противоположное - эстетическое
чувство.
Пятая группа интересов, выражающая зависимость
жизнедеятельности человека от стихийных
сил природы и общества, бессилие и страх
перед их всемогуществом, находит свое
выражение в религиозном сознании. .Религия
- представляет собой фантастическое отражение
в головах людей тех внешних сил природы
и общества, которые господствуют над
ними в их повседневной жизни. Это отображение,
в котором силы земные приобретают форму
неземных, сверхъестественных, которые
приобретают значение первопричины всего
сущего. В обобщенном виде носителем всех
этих стихийных сил, их всемогущества
выступает бог. Он предстает в качестве
творца, созидателя мира и человека.
Специфика религиозного сознания заключается
в том, что , не зная сущности этих стихийных
сил, человек, по аналогии с собой начал
наделять их своими собственными способностями
творить в соответствии со своими целями.
Он наделяет эти сверхестественные силы
чертами своего облика, - облика человека.
Не бог создал человека по своему образу
и подобию, а наоборот, человек создал
бога по своему образу и подобию.
С возникновением религии связана еще
одна очень важная сторона жизнедеятельности
человека. Если все создано богом, то он
является творцом и определенных правил,
норм, которыми люди должны руководствоваться
в своей жизни, выполнять и подчиняться
им. Тем самым произошло признание общечеловеческих
норм, правил поведения как таких, которые
установлены по велению свыше, и являются
обязательными для всех. Так сложилась
вера в авторитет этих норм, созданных
, якобы, не в ходе истории, а богом. Тем
самым, бог становится как бы гарантом
победы добра над злом, справедливости
над несправедливостью.
Можно сказать, что религия возникла не
только как результат взаимоотношений
человека со стихийными силами природы
и общества, но и как реализация потребности
в наличии системы моральных ценностей,
норм, правил, которые вынуждали ба человека
придерживаться их, потребностью в регуляторах,
обеспечивающих определенную устойчивость
и гармоничность человеческой жизни. Так
общечеловеческие нормы морали превратились
в нормы, установленные волей бога - этого
высшего авторитета, – создателя мира
и человека. Признание полной зависимости
жизнедеятельности человека от воли бога
обусловило и специфическое понимание
смысла жизни. Этот смысл для верующего
человека заключался в стремлении к достижению
вечного блаженства в загробной жизни.
Религиозное сознание базируется не на
знании, истинность которого подтверждена
практикой, а на вере. Оно представляет
собой не только систему знаний, представлений,
воображений, но и систему чувств, настроений,
переживаний, которые для верующего человека
становятся внутренним повелением, которое
обуславливает готовность и направленность
деятельности. Когда религиозные представления
о мире и о человеке становятся мировоззренческими
ориентирами, они определяют и жизненные
установки, к реализации которых человек
стремится. В религии именно воображение,
а не логическая аргументация, доказательство
является способом выражения представления
человека об этих стихийных силах и о взаимоотношениях
человека с ними.
Шестая группа интересов, выражающая зависимость
жизнедеятельности человека от степени
осознания им сущности мира своего бытия
и своей собственной сущности, находит
свое выражение в философии.
Спецификой философского сознания является
то, что оно стремится дать ответы на вопросы
о природе и сущности мира, о природе и
сущности человека, об их взаимоотношениях
в форме рациональной аргументации, логического
мышления, путем аргументации, доказательства.
Философию часто отождествляют с наукой.
Но этого делать не следует. Если определить
философию через понятие науки, то она
перестает быть особой формой общественного
сознания и превращается в одну из разновидностей
науки. Кроме того, как указывалось, критерием
научности знаний является их истинность,
проверенное практикой соответствие,
их содержание, объективной действительности.
К философии этот критерий не применим,
т.к. отношение человек – мир каждым философом
истолковывается субъективно, исходя
из своих интересов.
Философия является методологической
основой мировоззрения человека. Она вооружает
сознание человека наиболее общими знаниями
о мире и о человеке, на основе которых
формируются его мировоззренческие ориентиры
и жизненные установки человека.
Все перечисленные формы общественного
сознания представляют собой только различные
стороны единого процесса – осознания
человеком своего отношения к миру и к
себе.
Все перечисленные группы интересов и
обусловленные ими формы общественного
сознания характеризуют человека как
субъекта социальной деятельности, который,
опираясь на приобретенные знания, способен
преобразовывать мир и самого себя в соответствии
со своими потребностями и интересами.