Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:47, реферат
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в истории. Сократ - великий античный мудрец. Он внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.
Центром всего Сократ считал человека, его пороки и добродетелей, свободу и ответственность, права и долг. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Нужно еще отметить, что вера у Сократа занимала более низкое положение, чем рассуждение и познание. Поэтому Сократа можно смело называть философом в классическом смысле этого слова, хотя и философом религиозным.
В Своем учении о Боге Спаситель опирался на еврейское ветхозаветное представление о единстве Божества, в отличие от языческого политеизма (многобожия). "Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи" - ответил Христос дьяволу, когда тот искушал Его в пустыне. На вопрос книжника, какая заповедь в еврейском законе самая первая, Он ответил: "Первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею": вот первая заповедь!". Так впервые в истории человечества устами Христа было сказано, что заповедь любви - наибольшая заповедь. Она превыше всего. Именно Христос свел к заповеди любви смысл всей жизни, до того строго регламентированный Ветхим Заветом.
Все десять ветхозаветных заповедей закона Божия были Христом интегрированы в Его учение. Вот первые четыре заповеди относительно любви к Богу, как они изложены в книге Исход: первая: "Я Господь, Бог твой, ... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим"; вторая: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им..."; третья: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно..."; четвертая: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему...".
Что означают эти заповеди в настоящее время? Отменил ли их Христос? Нет, не отменил, но исполнил их и учил этому апостолов: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Более того, Спаситель восполнил их содержание, как Своим личным примером и учением, так и учением Церкви. Почему мы считаем, что учение Церкви есть учение Христа? Потому что в Церкви живет Дух Святой, Который наставляет всех членов Церкви на истину, истину, взятую у Самого Христа. Ибо Сам Христос сказал: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам". И апостол Павел учил, что Церковь Божия - есть "Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины".
Итак, о заповедях. Первая заповедь повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Так поступал Христос. Почитание Бога у Него было таким чистым и совершенным, что он замечал всякое непочтение к Отцу Небесному, и, как мы знаем из Евангелий, возмутился торговлей в храме Божием, допущенной еврейскими священниками, и выгнал торгующих из храма. Кроме Господа Бога, мы, христиане, почитаем также Божью Матерь и святых угодников Божиих, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним, что подтверждено многовековой духовно-мистической жизнью Церкви Христовой, помощью святых угодников верующим людям.
Вторая заповедь повелевает покланяться только Богу, ибо Он наш Творец, и только Его почитать Божеством, запрещая делать идолов и им поклоняться. Но священные изображения ветхий закон не запрещал: так на ковчеге завета по Божию повелению были сделаны фигурки херувимов, между которыми Бог являлся, когда говорил с человеком; на завесе скинии, служившей переносным храмом, также были вышиты херувимы. Христос никогда не был идолопоклонником. Но с приходом Христа нечто важное изменилось в отношениях между людьми и Богом. Бог стал ближе к нам. Если мы - христиане и верим, что Спаситель - Богочеловек, воплотившийся Бог, то с тех пор мы получаем право изображать Бога в лице Спасителя, ибо Он Сам дал нам Свой зримый образ. Предание Церкви сохранило историю о том, как Спаситель лично подарил Свой Нерукотворный образ (умыв лицо и вытерев его убрусом, на котором и запечатлелся лик) эдесскому царю Авгарю, страдавшему проказой и желавшему исцелиться, и который при виде лика Христа сначала исцелился частично, а после крещения проказа совсем исчезла. Предание Церкви также повествует нам, что первые изображения-иконы Божией Матери написал сам апостол и евангелист Лука. В наши священные изображения, кроме херувимов, входят изображение креста и иконы Бога и Божией Матери, ангелов и святых угодников. Поклоняясь святой иконе, мы поклоняемся тому, кто на ней изображен, а не материалу самой иконы.
Третья заповедь учит, что не должно святое и великое имя Божие произноситься праздно, напрасно и всуе, в пустых разговорах, а потому божиться и клясться понапрасну заповедь запрещает. Христос никогда не произносил имя Божие всуе, но советовал не клясться вообще "ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным".
Четвертая заповедь учит, что
шесть дней недели человек должен
трудиться и вообще заботиться обо
всем, что нужно для его земной
жизни. Седьмой же день надо посвятить
Богу, молиться Ему, читать во славу
Божию полезные книги, помогать бедным,
делать добрые дела, но не быть в праздности.
Христос часто молился Отцу Небесному.
А в субботу исцелял больных,
чем вызывал ненависть
Итак, приход Христа к людям это нечто весьма великое, это одно из важнейших событий человеческой истории, ибо Христос не просто человек, но находится в особых, сокровенных отношениях с Богом. Автор говорит "находится", а не "находился", потому что он христианин и верует в бессмертие Христа после Его воскресения. Во-первых, Христос - Сын Божий и Мессия, причем не такой как мы - сыны Божии по благодати, но единственный по существу Сын, как пишет апостол Иоанн Богослов - Единородный Сын . Об этом первый узнал Иоанн Креститель, когда крестил Спасителя и увидел с неба Духа Святого в виде голубя и услышал голос Отца Небесного: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". О том, что Он Мессия, Христос раскрыл в беседе с самарянкою: "Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. Во-вторых, Христос имеет божеское достоинство. Он сочетает в себе божескую и человеческую природы. В этом отличительная черта веры христиан. С самой глубокой древности христиане поклонялись Спасителю, как Богу. Так сохранилась переписка между императором Траяном и неким Плинием, проконсулом Малоазийской провинции Вифинии; так вот этот Плиний сообщает императору о собраниях христиан и о том, что они "воспевали, чередуясь, Христа как Бога". Некоторых людей, близких к христианству, искушает то, что Христос говорил о Себе часто в уничиженном смысле, и они на основании этого утверждают, что Христос не претендовал на роль Бога, а Его обоготворили последователи. Но настоящие христиане понимают, что Христос, как имеющий в том числе человеческую природу, и как призванный пострадать за человечество (а божеская природа страдать не может, как бесстрастная) уничижил Себя Самого и потому говорил о Себе слова в уничиженном смысле по сравнению со Своим Отцом: "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец; "Отец послал Меня"; "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня"; "Отец Мой более Меня". И апостол Павел учил, что Христос уничижил Себя, приняв образ раба, хотя был равен Богу: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной". Как объяснял святитель Иоанн Златоуст: "уничижение принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставить нас не только словами, но и примером". Но, когда ученики и слушатели Его слова были готовы или должны были воспринять этот удивительный факт, что Спаситель не только человек, но и Бог, Он говорил и другие, более возвышенные слова о Своей природе и Своих отношениях с Богом: "дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Кто, кроме Бога, имеет власть и на земле и на небе?); "Всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Кто, как не Бог ведает исключительные тайны Отца и Сына); "Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу"; "Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца; "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (А Кто кроме Бога еще имеет жизнь в Самом Себе?); "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес" (Может ли плоть человека-не-Бога быть хлебом с небес?). Христос позволял людям величать Себя Господом, тогда как другие пророки так не величались. Но особенно ясно о божественном достоинстве Мессии говорят следующие Его слова в ответ на вопрос иудеев, Кто Он по сути есть: "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам". И следующие Его слова в ответ на вопрос иудеев, не Христос ли Он: "Я и Отец - одно, после чего иудеи, правильно понявшие Его, схватили каменья побить Спасителя "за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом". Известно незаписанное в Евангелиях изречение (аграфа) Спасителя, переданное святым Епифанием Саламинским: "Глаголавший во пророках - Я есмь" (Кто как не Бог глаголал во пророках?) О том, что Сын (Слово) имеет божеское достоинство и божескую природу, прямо говорил любимый ученик Христа апостол Иоанн: "...и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Если Слово - Творец всего, то как Оно может быть не Богом?). Аналогичное высказывание о Сыне, как Творце и Промыслителе, есть у апостола Павла: "...ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Все эти высказывания Христа о Себе и апостолов о Христе, как о Боге сильнее свидетельствуют о Нем, чем все уничиженные слова, ибо тут возможно одно из двух: либо Христос такой же Бог, как и Отец, либо Он богохульник и лжец, ибо никто не имеет права величать себя Святым Богом, кроме Самого Бога. Имя Бога велико и свято и ни один пророк не имеет права себя приравнивать к Нему. Посему такой вариант, что Христос - пророк, Мессия и Спаситель, но не Бог - такой вариант не проходит, ибо нельзя тогда Ему простить богохульных слов: "Я - от начала Сущий, как и говорю вам"; "Я и Отец - одно"; "Глаголавший во пророках - Я есмь". А как же слова Христа, что Отец более Его? Ниже скажем и об этом.
Христос заложил учение о Божестве как о Святой Троице. Кроме исповедания Отца и Сына, Он учил и о Святом Духе, Духе истины, исходящем от Отца: "Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне...". Божеское достоинство Духа Святого не ниже, чем Сына, ибо хула на Сына может быть прощена, а хула на Духа истины не прощается во век: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". Не унижает ли такое "неравенство" божеское достоинство Сына? Нисколько, ибо Христос понимал, как трудно было иудеям принять мысль, что Он - Богочеловек и равен Отцу, поэтому и прощал им всякую хулу на Себя. Итак, Божество едино, Бог един, но в трех Лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Посылая апостолов в мир для созидания Церкви, воскресший Христос наставлял их: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...". Источник Божества - Отец. От Отца предвечно рождается Сын ("В начале было Слово" и "прежде нежели был Авраам, Я есмь") и предвечно исходит Дух ("Дух истины, Который от Отца исходит"). После воплощения Сын имеет двойную - божескую и человеческую природу (Сын Божий иСын Человеческий). По божеству Сын тоже менее Отца в том смысле, что источник божества - Отец, Он же родитель и причина Сына. Вот как писал преподобный Иоанн Дамаскин ("Точное изложение православной веры"): "Если же говорим, что Отец есть начало Сына и больше Его, то этим не показываем, что Он первенствует пред Сыном по времени или по естеству; ибо чрез Него Отец веки сотвори . Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если не в отношении причины; то есть потому, что Сын родился из Отца, а не Отец из Сына, что Отец есть виновник Сына по естеству, подобно тому, как не говорим, что огонь происходит из света, но, напротив, свет от огня. Итак, когда услышим, что Отец есть начало и больше Сына, то должны разуметь Отца как причину". Вот вам и достойное объяснение богоносного мужа почему Отец более Сына.
В нагорной проповеди Христос учил народ о промысле Божием и о молитве. Сын Божий ведал о Божием промысле несравненно больше, чем мы, потому и произнес столь удивительные слова: "...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или: "что пить?" или: "во что одеться?" потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы". Мы понимаем слова Спасителя, как увещание не заботиться излишне, не отягощать своей души заботами о хлебе насущном и об одежде. Ибо Бог промышляет, заботится о всех тварях, но особенно - о людях. Господь заботится о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что для нас необходимо и что служит для нашей истинной пользы.
Божий промысел о нас не исключает наши молитвенные прошения, но включает в себя нашу молитву. Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы. Так учил Спаситель: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него". Христос показывал нам пример горячей молитвы Отцу Небесному, когда уединялся от людей, восходил на гору и всю ночь молился Богу.
Молитва - это разговор с Богом, это прославление Божества, воздание Ему божеской почести, это раскаяние во грехах, это прошение обо всем необходимом для жизни земной и жизни духовной, это таинство. Но в собственном смысле слова таинствами Церкви называются такие священные действия, через которые тайно, невидимым образом подается человеку благодать Божия, благодать Святого Духа, спасительная Его сила. У православного христианина нет сомнения, что все таинства Церкви восходят к своему Законодателю - Главе Церкви Иисусу Христу. Малограмотные галилейские рыбаки вряд ли придумали таинства сами, их этому научили. Мы скажем лишь о двух главнейших таинствах: крещении и причащении (евхаристии).
Впервые крещение начал проводить Иоанн Креститель, погружая крещаемых в воду с исповеданием грехов. Христос Своим личным примером освятил крещение и заповедал апостолам проводить его: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам...". Таинство крещения занимает не последнюю роль в учении Спасителя о Боге. Если человек не крестится, то не будет ему прощения грехов, не будет спасения (разве только если Божье милосердие не превозможет Божье правосудие): "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". Через крещение человек омывается от первородного греха, греха Адама и Евы, преступивших заповедь, и возрождается Божией благодатью, благодатью Святого Духа в новую духовную жизнь, становясь членом Церкви Христовой. Без крещения человек не может войти в Церковь Христову, не может достичь Царствия Божия. "...Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, говорил Спаситель. Крещение совершается только один раз в жизни. Для принятия крещения необходимы вера и покаяние во грехах.
Что же есть причащение? В этом таинстве христианин под видом хлеба и вина вкушает Сами Тело и Кровь Христовы и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Таинство причащения установил Сам Спаситель во время последней тайной вечери: "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание" . Установив это таинство, Христос заповедал ученикам совершать его всегда: "сие творите в Мое воспоминание". Наиболее глубоко сущность таинства причащения раскрывается в Евангелии от Иоанна. Уже сами слова синоптических Евангелий (Евангелия от Матфея, Марка и Луки) и послания апостола Павла свидетельствуют о том, что хлеб и вино становятся истинными Телом и Кровью Христовыми, а не просто символами их, как думают некоторые, ибо Христос не сказал, что сие есть символ, а прямо сказал - Тело Мое, Кровь Моя. Но любимый ученик Христов Иоанн раскрывает это более подробно, приводя слова Самого Христа в беседе Его с народом: "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек". Какие таинственные и торжественные слова! И под стать их таинственности и торжественности в Церкви Христовой проводится и до конца мира будет проводиться таинство причащения за богослужением, называемым литургией. Во время литургии после призывания священником Святого Духа хлеб и вино действием Духа претворяются (прелагаются) в истинные Тело и Кровь Христовы.
Нужно сказать, что первые
христиане очень ревностно
А теперь мы должны сказать об учении Христа о душе человеческой, о суде Божием, о потусторонней жизни, о конце этого мира и о жизни будущего века.
Спаситель учил, что душа человеческая бессмертна: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне". Смерть же души - это отпадение ее от Бога и вечная гибель в геенне.
Со смертью человека его бессмертная душа отделяется от тела и переселяется в потусторонний мир. Там производится предварительный (частный) суд над душой, и она водворяется в месте радости или в месте страданий до Всеобщего Воскресения и Суда Христова. Это следует из притчи Спасителя о богатом и Лазаре: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" . Совершенно ясно, что в притче говорится о бессмертных душах богатого и Лазаря, причем душа богатого попала в ад, ибо он нарушал заповеди Божии, в первую очередь заповедь милосердия, а душа Лазаря - в светлое место - на лоно Авраама. Все это могло произойти только после суда над душою. Итак, предварительный (частный) суд над душою решает участь бессмертной души в потусторонней жизни до Всеобщего Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Потусторонняя жизнь есть воздаяние душе за прожитое в земной жизни.