Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:47, реферат
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в истории. Сократ - великий античный мудрец. Он внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.
Центром всего Сократ считал человека, его пороки и добродетелей, свободу и ответственность, права и долг. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Но не только каждый человек встретит конец своей земной жизни, но и падший во грехах мир в целом ждет конец. Спаситель учил, что наступит конец этому миру, и земная жизнь человечества окончится. Это будет время Второго пришествия Христа, когда Он воскресит всех мертвых людей (истлевшие тела восстановятся, соединятся со своими душами и оживут) и произведет Свой Последний и праведный суд. На этом суде каждый получит по делам его воздаяние. Вот слова Христа: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения". Кто же эти праведники, творившие добро? Это те, учил Спаситель, кто накормил голодного, напоил жаждущего, принял странника, одел нагого, помог больному, посетил узника - все это сделано было для Христа и во имя Христа. Ибо Спаситель говорил: "с больными Я был болен и с алчущими я алкал и с жаждущими Я жаждал". А кто те грешники, делавшие зло? Это те, кто отказался сделать добрые дела. На Страшном суде открыты будут не только наши дела, но и слова и тайные мысли и желания наши. Ибо Спаситель предупреждал: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Сохранилось незаписанное в Евангелиях изречение Христа, переданное древнесирийским кодексом Евангелия, являющееся вариантом вышеуказанного текста Евангелия от Матфея: "за всякое праздное слово, какое скажут люди, и за каждое доброе слово, которого они не скажут, дадут они ответ в день суда". И Тертуллиан сохранил такие слова Христа: "Если похотение или злоба войдет в сердце человека, это должно считаться за содеянное".
Христос не только поведал о неизбежности своего Второго пришествия, но и указал признаки его приближения: наступят тяжелые времена, голод, болезни, стихийные бедствия, войны, умножаться беззакония людей, а вера их ослабеет, любовь же охладеет; появится множество ложных пророков, лжехристов и лжеучителей, обольщающих и развращающих людей, Евангелие же Христово будет проповедано всем народам во свидетельство им. Перед самым концом света прийдет править Антихрист, будут ужасные знамения на небе, море возмутится, людьми овладеет страх и смертное уныние, солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды падут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда на небе явится знамение Сына Человеческого (крест), и все народы увидять Христа на облаках небесных с силою и славою многою, Который истребит Антихриста. Приход Христа во плоти будет видим всем и подобен молнии, перечеркнувшей все небо.
Но время Своего Второго пришествия Христос не сообщил, а заповедовал нам всегда быть готовыми к встрече Господа.
О том, что дальше будет с миром и с нами, Христос поведал нам через Своих апостолов. Мир сгорит в огне преображения, и возникнут новое небо и новая земля, на которых обитает правда. Праведникам же будет уготована вечная блаженная жизнь с Богом, грешникам, осужденным на Страшном суде, - вечная мука. Сохранился отрывок с высказыванием Христа, не вошедшим в Евангелия, в текстах Климента Александрийского и в "Апостольских Постановлениях": "Посему-то справедливо возвещает Он уверовавшим: "Святые же Господа войдут в наследие славы Бога и силы Его". Какой, о блаженный, славы? Скажи мне. "Какой глаз не видел, и ухо не слышало, и что на сердце человека не приходило; и возрадуются о царстве Господа своего во веки. Аминь".
Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Многие его идеи и методы используются до сих пор. Однако более полному пониманию философии Сократа мешает то, что он никогда не записывал своих мыслей. Они дошли до нас лишь по записям Платона и Ксенофонта, его учеников.
Сократ был колоритнейшей личностью. Современников поражало в нем все: его наружность, облик, образ жизни, нравственный характер, парадоксальность мысли и речи, глубина философского анализа.
Но, несмотря на все это, хочется заметить, что в философии Сократа было несколько недочетов. А именно:
1)Главная из его ошибок
состоит в смешении
2) Вторая ошибка Сократа
- отождествление знания и
3)Третий изъян сократической философии связан с девизом: "Познай самого себя". Самопознание - достойная цель. Но далеко не все проблемы науки и философии решаются самопознанием.
Итак, настало время подвести итог. По преподносимому учению и примеру жизни древнегреческий философ Сократ - воплощение идеала мудреца и кристально честного человека, который почтительно относился к тем богам, в которых верил его народ, имел представление о богах, возвышающее его над мнениями большинства, ставил честность, справедливость и законность превыше личной выгоды. Был один порок у этого прекрасного человека, который мы, воспитанные христианской этикой, должны простить ему, ибо он - сын своего времени и своего народа, это древнегреческий гомосексуализм. Но даже в этом Сократ возвышался над современниками, ибо призывал любить прежде всего душу человека, а потом его тело.
Без сомнения из приведенного материала видно, что учение Христа по сравнению с учением Сократа существенно содержательнее, подробнее и вывереннее. Но главное в том, что в учении Христа содержится качественно более высокая истина, чем все истины античные - это Его учение о любви к Богу и любви к ближнему. Одним из самых парадоксальных и ярких применений этого учения является призыв любить врагов своих, что Христос доказал личным примером. Сократа можно считать предтечей Спасителя в этой заповеди любить врагов своих, благословлять проклинающих нас, но только Иисус Христос дал евангельскую заповедь в столь императивной форме. Усиливая указанную мысль, можно утверждать следующее: Сократа вообще следует рассматривать, как языческого предтечу Христа, приблизившего народы эллинской культуры к принятию Спасителя, показавшего высшие образцы языческой мудрости, праведности и смирения, вплоть до спокойного принятия незаслуженной смерти. Другим таким языческим предтечей Спасителя можно полагать мифического Прометея (см. работу автора "Прометей и Христос").
Можно сказать о различии характера мудрости Сократа и Иисуса Христа. Различие образов Сократа и Христа в том, что Сократ есть воплощение мудрости, Христос - воплощение Премудрости. Премудрость больше и полнее мудрости. Ибо сократовская мудрость человеческая, ищущая, незнающая, диалектическая, сознающая свою неполноту. Премудрость же Христа божественна; это то, что предчувствовал Сократ. Сократ и Афины воздвигли жертвенник "неведомому Богу", но только Христос открыл, Кому этот жертвенник и Кто этот Бог. Таков смысл речи апостола Павла в Афинах.
Нужно еще раз сказать о смерти Сократа и смерти Иисуса Христа. И философ и Богочеловек могли избегнуть смерти: Сократ, если бы согласился на побег; Христос, если бы не осознавал Своей ответственности за спасение людей от греха, проклятия и смерти. Но у Христа было большее искушение избежать смерти, ибо Он, как Бог, всемогущ, но добровольно смирил себя до образа раба и принял смерть. Принял то, что Богу чуждо, ибо Бог бессмертен. И человеческому естеству Христа смерть была несоответственной, ибо Он не был причастен причине смерти - греху, но добровольно шел на смерть, хотя и не хотел умирать и молился Отцу Небесному до кровавого пота.
А теперь - о воскресении Иисуса Христа. Сократ доказал правду своего учения своей смертью. Христос сделал тоже. Но многие могут воспринять смерть героев, как их поражение. И для этого достаточно оснований. Поэтому нельзя не сказать о победе Спасителя над смертью. Немногим менее 20-ти веков назад произошло вот что: на третий день после распятия и смерти, во тьме глубокой ночи, там, где находилась пещера с охраняемым воинами телом Богочеловека, вспыхнул свет и поколебалась земля, отвалился камень от гроба, и Христос воскрес из мертвых. Душа Его воссоединилась с телом, которое с этого момента стало бессмертным. Одних это необыкновенное событие привело в ужас, других поразило великой радостью. Факт воскресения Иисуса Христа служит подтверждением Его божественной природы, ибо Он воскрес из мертвых Своею собственной силой, воскрес, потому что как Бог обладает и распоряжается жизнью. А божественность Христа налагает печать истинности на все Его вероучение. Как пишет свт. Филарет Московский: "В самом деле, чудеса, которые творил Господь Иисус Христос во время земной жизни Своей над другими, даже и самое дивное из них - воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он... Но никогда не было и нельзя представить возможным, чтобы человек воскресил самого себя: и потому самовоскресением Господа Иисуса Христа дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий жизнью и смертью, и Божественный Спаситель, имеющий власть воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешениями". Если бы Христос не воскрес, то Его ученики апостолы не имели бы такой силы и веры проповедовать Христа распятого и воскресшего, не создали бы Церкви, и не было бы христианства как мировой религии.
И, наконец, последнее. В истории
философии и религии нам не
найти человека, столько честного,
порядочного и