Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:47, реферат
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в истории. Сократ - великий античный мудрец. Он внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.
Центром всего Сократ считал человека, его пороки и добродетелей, свободу и ответственность, права и долг. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Сократ был не только любителем философии, но и патриотом, гражданином Афин. Он участвовал в Пелопоннесской войне (осаде Потидеи, в сражениях при Делии и Амфиполе), проявив достоинство и мужество. Неизвестно как бы сложилась дальнейшая жизнь Сократа, если бы не один переломный эпизод в его жизни: один друг Сократа - Херефонт отправился в Дельфы к оракулу Аполлона и спросил этого бога, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа. Пифия своим ответом засвидетельствовала превосходящую мудрость Сократа. С тех пор Сократ считал своим долгом обучать сограждан знанию и мудрости, считая знание истинным благом. Он приступил к учительству примерно в 40-летнем возрасте. Сократ постоянно вращался среди людей, он был босой и одетый в старый хитон, но своими беседами снискал большую известность и популярность. Он был скромен как в житейском обиходе, так и при философских беседах, и знаменитым его высказыванием является следующее: "Я знаю то, что я ничего не знаю". За свои поучения и беседы Сократ не брал денег, как софисты, но учил бескорыстно.
Христос, начиная с 30-летнего возраста, учил людей премудрости Божественной. Он также не брал денег за преподавание Своего учения. Он не брал мзды и за многочисленные исцеления больных. Спаситель наставлял Своих учеников, что раз они приобрели дар врачевания бесплатно, то и должны врачевать тоже даром. Материальные средства на свое проживание апостолы получали по роду своих занятий (многие из них были рыбаки) и из пожертвований последователей Христа в казну общины.
У мудреца Сократа было множество учеников, любивших учителя так, что готовы ради него бросить все блага жизни. Один из них, Ксенофонт, познакомился с Сократом следующим образом: Сократ встретил его в узком переулке и, загородив дорогу палкой, спросил его, где продается еда. На ответ Ксенофонта он задал второй, более сложный вопрос: "А где люди становятся добродетельными?", на который Ксенофонт ответить не смог. Тогда Сократ властно приказал: "Иди со мною и учись".
Эта ситуация имеет большое сходство с эпизодами из жизни Христа и Его апостолов. Обаяние Спасителя было настолько неотразимо, что порой достаточно было одного призыва: "Следуй за Мною", чтобы человек становился учеником Христа.
Сократ был любителем бесед и общения, но отклонял все приглашения ко двору от властителей и царей, считая их мотивы не искренними, но тщеславия и праздности ради.
И здесь мы обнаруживаем сходство: Спаситель не искал знакомств с сильными мира сего, Он не стал отвечать на многочисленные вопросы Ирода четверовластника, когда к нему привели Христа на допрос, ибо прекрасно видел, что у властителя лишь праздный интерес.
Сократ был воздержанным от излишеств, но, в принципе, не отрицал ни удовольствия от еды и питья, ни удовольствия от любовных утех. Он был дважды женат, его вторая жена Ксантиппа была сварливой и вечно недовольной мужем, но родила ему трех сыновей: Лампрока, Софроникса и Менексена, что Сократ ценил. К тяжелому характеру жены Сократ относился по-философски терпеливо и мудро. Он говорил: "Женишься ты или не женишься - все равно раскаешься". Сократ не гнушался общества гетер и даже одной из них советовал, как лучше относиться к своим друзьям-любовникам, возбуждая и удовлетворяя их страсть. В то же время он полагал, что гетера может и должна любить не только чувственной любовью, но и любовью духовной. Сократ не осуждал древнегреческий гомосексуализм, ибо в Древней Греции это не считалось предосудительным, но при этом советовал тщательно воздерживаться от любви к красавцам, как способной свести человека с ума. Сам же он влюблялся в достойных мальчиков, это так называемая "платоническая любовь". Он при этом считал, что любовь к душе выше и благороднее любви к телу.
Христос не вступал с женщинами в плотские отношения и не был женат. Хотя у Него недостатка не было в горячих поклонницах, готовых идти за Ним хоть на край света. Это может показаться неоправданным аскетизмом с мирской точки зрения. Но если мы примем во внимание, Кто был Спаситель, и какова была по своей исключительности миссия Сына Божия на земле, тогда все вопросы сами собой разрешатся. Христос всю Свою жизнь посвятил научению и спасению людей от греха, проклятия и смерти. Он пришел не для того, чтобы оставить потомство, но чтобы принести Собою жертву искупления за все человечество, уврачевать больную человеческую природу, и оставить Свое учение и Свою Церковь. Поэтому кощунственными выглядят предположения некоторых, что Христос якобы был склонен к плотским отношениям со Своими учениками и ученицами. Эти клеветники безумно ссылаются на то, что, например, апостол Иоанн сам себя в Евангелии называет "учеником, которого любил Иисус". А ведь любовь Христа к Иоанну Богослову была даже не платонической, ибо платоническая любовь включает эрос, но чисто духовной (как и любовь к Марии Магдалине и всем-всем). Это была любовь к духовной сущности любимого ученика, к чистоте его сердца, к способности видеть тайное. Ведь не зря Свое откровение Христос передал именно Иоанну, записавшему его в самой таинственной книге Библии "Апокалипсис".
Но вернемся к Сократу. Правдоискательство Сократа проявлялось не только в философии, но и в политической жизни. Так, в 406 г. до Р.Х. афиняне обвинили стратегов своего флота в нарушении религиозных обычаев, когда те не смогли похоронить своих погибших в сражении воинов. В нарушение закона стратегов хотели обвинять сразу всех по списку, но Сократ, будучи по жребию в тот день главою Совета Пятисот, воспротивился неправде. Стратегов все равно казнили, а Сократ едва избежал преследований. В другой раз в аналогичной ситуации Сократ отказался арестовать некоего Леонта - богатого человека, имуществом которого хотели завладеть правящие олихгархи. И тогда Сократ едва избежал наказания. Но независимость мыслителя, его правдоискательство давно раздражали влиятельных людей. И вот в 399 г. до Р.Х. на семидесятилетнего Сократа был составлен донос, где он обвинялся в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи", и требовалась смертная кара. Сократ сам на суде перед присяжными произнес защитительную речь, отказавшись от услуг судебного оратора. Он желал убедить суд в своей невиновности, а не разжалобить бедностью, старостью и тремя детьми, которые могут стать сиротами. Сократ был уверен в своей правоте и заявил, что не собирается прекращать учить молодежь и всех граждан мудрости и справедливости. Он позволил себе иронизировать перед судом. Присяжные большинством голосов признали Сократа виновным и приговорили к смертной казни.
Есть здесь некоторое сходство с приговором, вынесенным Иисусу Христу. Первосвященники и фарисеи завидовали славе Спасителя и боялись, что он лишит их власти и положения в обществе. А тот народ, который боготворил Христа при въезде Его в Иерусалим, через несколько дней яростно требовал Его распятия. Так и присяжные афиняне - ремесленники, лекари, торговцы, музыканты и др., кто слышал о честности и справедливости Сократа, теперь они вынесли ему смертный приговор. Как непостоянен народ и как изменчиво его мнение!...
Свой смертный приговор Сократ встретил мужественно и спокойно. Он изрек, что смерть так или иначе неизбежна, и она по сути есть благо, потому что, умерев, он либо перестанет чувствовать, либо, если верить в загробную жизнь, он попадет в Аид и встретится с героями и мудрецами прошлого, с которыми он продолжит беседы и выяснит кто из них истинно мудр. Принимая решение афинян, Сократ поручил им своих сыновей, чтобы их наставили на путь добродетели, и предсказал им еще большие обличения от новых молодых обличителей неправды. Целый месяц, находясь в тюрьме, Сократ ждал исполнения приговора. Друзья и ученики готовили побег, но Сократ отказался. Он хотел умереть достойно, не противясь злу, которое терпел от родного города. Он считал, что нельзя несправедливость афинян побеждать несправедливостью по отношению к закону и порядку. Проведя с друзьями последнюю беседу о бессмертии души, он принял цикуту (яд) из рук тюремщика и пристыдил друзей, чтобы они не рыдали, ибо умирать нужно в благоговейном молчании, и тихо принял смерть.
Видя кротость, с которой
Сократ принял смерть, невольно сравниваешь
ее с кротостью Спасителя, который
добровольно отдался в руки врагов,
позволив им схватить Себя и распять.
Как и Сократу, приговор Христу был
вынесен несправедливо, у себя иудеи
обвинили Его в богохульстве, а
перед римской властью обвинили
в государственной измене, в попытке
присвоить царскую власть. Христос
шел на крестную смерть сознательно,
ибо такова была миссия Спасителя
человечества - пострадать, умереть
и воскреснуть. Без искупительной
смерти Христа человечество не имело
бы надежды на прощение грехов, а
без Его воскресения - не имело
бы надежды на всеобщее воскресение,
одухотворение человеческого
Учение Сократа о Божестве,
с одной стороны, отражало многие
черты распространенного в
Покажем сначала, в чем Сократ не отличался от своих современников.
Сократ, как и всякий афинянин его времени, признавал богов и демонов. Иногда философ говорил о богах, иногда - о боге. Боги, по Сократу, не перестают заботиться о делах хорошего человека, поэтому с хорошим человеком ничего плохого ни при жизни, ни после смерти не случится. Сократ, как и все греки, приносил жертвы тем же богам, прибегал к гаданиям по полету птиц, по голосам, приметам и жертвам. Перед тем, как заниматься земледелием или военным делом, философ советовал принести умилостивительные жертвы богам, ибо боги всем управляют. Советовал также прибегнуть к традиционным гаданиям об успехе дела по птицам. Справедливый, добродетельный человек, по Сократу, обязательно почитает богов. Как и его собеседники Сократ часто употреблял такие обороты речи: "Клянусь Зевсом, ...", "Клянусь Герой, ...", т.е. часто клялся богами и упоминал богов всуе. В этом пункте философу не хватало возвышенного отношения к Божеству.
О том, что Сократ весьма почтительно относился к богам, свидетельствует тот факт, что он с полной серьезностью отнесся к заявлению жрицы Аполлона пифии о превосходящей мудрости философа, и, как мы выше упоминали, это заявление резко изменило всю его жизнь, подвигнув испытывать всех людей в мудрости. Основанием для обвинения Сократа в непризнании богов являются его собственные рассказы о божественном голосе, звучавшем у него в душе (так называемый демон Сократа, скорее напоминающий предсказания оракула). Этот голос давал указания, что делать, а чего не делать, и его друзья, если следовали совету, получали пользу, а если не следовали, то раскаивались. Иногда божественный голос звучал как совесть. Так что Сократ был в особых отношениях с Божеством. По словам Ксенофонта, Сократ прежде всего старался людям внушить принципы нравственности в религиозном отношении, ибо нравственные добродетели от богов, и именно боги способны подвигнуть человека на лучшее. Человек с высшими добродетелями, по Сократу, это человек с богоподобными свойствами. Философ говорил: "Общаясь с божественным и упорядоченным, философ также становится упорядоченным и божественным, насколько это в человеческих силах".
Сократ был убежден, в
отличие от простого народа, что
боги знают все: дела, слова и даже
мысли человека, боги везде присутствуют.
Вот как он говорил: "...Божество
обладает таким могуществом и
такими свойствами, что может сразу
все видеть, все слышать, везде
присутствовать и сразу обо всем
иметь попечение". Философ считал,
что нужно поступать согласно
указаниям богов, даже вопреки мнению
людей. Сократ призывал чтить богов
и учил, что боги создали гармоничный
мир, в котором все разумно
устроено, и создали гармоничное
по строению тело человека и разумную
душу. По Сократу свойство совершенного
божества не иметь никаких потребностей,
а тот, кто имеет минимум
Сократ считал мифы ложной словесностью, выдумкой поэтов, и, по его мнению, не все из них нужно пересказывать молодежи. Ибо вредно для подрастающего поколения слушать мифы о раздорах между богами, об их кознях друг другу, об их войнах между собой. Философ восходил к мысли, что боги благи и не несут зла, не творят зла среди людей и не отвечают за зло в обществе. Бог не является источником зла, но он причина блага. Боги не превращаются в другие формы, ибо они совершенны, и не терпят лжи. Нельзя юношеству показывать богов безрассудными, рабами своих страстей, ибо они не таковы.
Сократ также считал, что именно боги дали человечеству неписанные законы, такие как почитание богов, почитание родителей, оплата добром за добро и др. Боги в своих законах предписывают только справедливое, таково мнение философа. Свое служение богу Сократ видел в том, что он призывал людей заботиться не о теле, а о душе, чтобы она была лучше, не о деньгах, славе, и почестях, а о разумности, об истине, о доблести (мужестве). За эту свою службу богу Сократ не боялся даже умереть. Философ считал, что своим побегом из тюрьмы, который ему готовили друзья, когда он был приговорен к смерти, и который, по его мнению был направлен против справедливости, он нарушил бы волю богов.
Итак, отношение Сократа
к богам было более возвышенным,
чем отношение его
Философ утверждал, что есть много оснований считать смерть благом: либо умерший уже ничего не чувствует, либо смерть есть переселение души в другое место, где живут справедливые герои и полубоги, с которыми будет радостно и приятно беседовать. Их он также собирался испытывать в мудрости. У Сократа не было твердой веры в загробную жизнь: "Смерть - это одно из двух: или умереть - значит не быть ничем, так что умерший ничего уже не чувствует, или же, если верить преданиям, это есть для души какая-то перемена, переселение ее из здешних мест в другое место".
По мнению Сократа, погибшие герои и почтенные граждане после смерти становятся "праведными демонами", хранителями блага живых. Философ верил или старался верить, что после достойно прожитой жизни человека ждет "подобающий потусторонний удел".
Сократ склонен был верить в бессмертие души. Душа бессмертна, но ее могут портить человеческие пороки: несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество. Душа сродни божественному и стремится к мудрости. Боги не оставят своего попечения о человеке, стремящемся быть справедливым и богоподобным. Сократ пересказывает повествование одного человека, временно умершего и увидевшего судей и загробное воздаяние: души праведников отправлялись "вправо, вверх на небо", а души несправедливых, не почитавших богов и родителей, и самоубийц - "налево, вниз". Душа человеческая, как и божество, невидима, но она более всего причастна божества, утверждал Сократ. Он считал, что после смерти добродетельные люди служат богам и видят их и общаются с ними. Впрочем, Платон приписывает Сократу веру в переселение душ и многие жизни в разных телах. Поэтому неясно, каково же было истинное верование философа.