Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:10, реферат
Речи древних - важный исторический источник, из которого мы черпаем сведения об общественных отношениях Греции и Рима, о миропонимании, бытовом укладе и т.д. Публичная речь была самым распространенным жанром у образованных людей античности. Риторикой назывались знания, которые давали людям владеть устной речью. Античная риторика была связана с эстетикой, с пониманием прекрасного. В этом состоит значение античного ораторского искусства. В античном мире публичная речь была наиболее близко связана с социальным строем, политической жизнью, образованием, бытом и особенностями развития культуры народов древней Эллады.
Введение
1.Личность Сократа
2. Общественно-политическая деятельность Сократа
3. Философские взгляды Сократа
4.Сократовский метод
Заключение
Список литературы
«Сократ»
Содержание
Введение
1.Личность Сократа
2. Общественно-политическая деятельность Сократа
3. Философские взгляды Сократа
4.Сократовский метод
Заключение
Список литературы
Введение
Речи древних - важный исторический источник, из которого мы черпаем сведения об общественных отношениях Греции и Рима, о миропонимании, бытовом укладе и т.д. Публичная речь была самым распространенным жанром у образованных людей античности. Риторикой назывались знания, которые давали людям владеть устной речью. Античная риторика была связана с эстетикой, с пониманием прекрасного. В этом состоит значение античного ораторского искусства. В античном мире публичная речь была наиболее близко связана с социальным строем, политической жизнью, образованием, бытом и особенностями развития культуры народов древней Эллады.
Сократ очень известная фигура в истории. В сознании людей в те далекие времена Сократ стал воплощением мудрости, а по терминологии Платона - “учитель мудрости”.
Сведения о Сократе сохранились в диалогах его учеников - философа Платона, записавшего беседы своего учителя, а также знаменитого историка Ксенофонта, который оставил замечательные воспоминания о Сократе. Ксенофонт создал удивительный образ Сократа - моралиста, настойчивого, упорного, даже несколько надоедливого разговорщика, приводившего всех слушателей в восхищение, а иногда и в смущение своей безупречной логикой. На дельфийском храме была высечена надпись: "Познай себя самого". Именно это изречение Сократ любил более других.
В различные времена отношение
к Сократу было различным и
нередко диаметрально противоположным.
Одни современники видели в нем безбожника
и хотели его смертной казни, другие
признавали Сократа религиозным
человеком. Вплоть до наших дней Сократа
оценивали и оценивают по-
Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения.
1. Личность Сократа
Сократ (др.-греч. УщксЬфзт, ок. 469 до н. э., Афины -- 399 до н. э., там же) -- древнегреческий философ жил в Афинах. Прославился тем, что был магически притягательной личностью, со своими учениками вел мудрые беседы, но никогда их не записывал. В тоже время избегал выступлений в народном собрании, на суде, в других государственных учреждениях.
Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софроникса и повивальной бабки Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа.
Сократ занимался
В своем произведении «Облака»
Аристофан нарисовал
У Ксенофонта Сократ это мудрый праведник, благонравный учитель добродетели.
У Платона Сократ - живой, задорный, любитель застольных бесед, фигура одновременно трагическая и забавная.
С юности пытливый Сократ обучался софистике, затем риторике, увлекался музыкой, математикой, астрономией и философией.
На всю жизнь запомнился Сократу суд над философом Анаксагором, которого обвиняли в том, что он не почитал богов по установленному обычаю, пытаясь объяснить научным образом небесные явления. Обаяние личности Сократа, сила и покоряющее влияние его слова были необыкновенно велики. Философа окружали друзья, ученики, восторженные поклонники, которые прославляли его мудрость и примечали все, о чем он говорил. С ним искали дружбы даже заносчивые аристократы.
Он отвергал всякие излишества и роскошь в одежде, в пище, в обстановке. "Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни ненадежны", - говорил мудрец и предлагал "удовольствие от благовоний гнать в шею". Благожелательный и уравновешенный, он свыкался с разными обстоятельствами жизни без труда, никогда не терял самообладания, не печалился и не трусил. Изумительные душевные качества Сократа, казалось, вступали в противоречие с его внешностью: небольшого роста, скуластый, лысый, со вздернутым носом и толстыми губами, он напоминал собой комическую театральную маску. Только высокий и шишковатый сократовский лоб выдавал его недюжинный ум.
Сократу исполнилось 20 лет,
когда полувековая борьба (500-449 гг.
до н.э.) эллинов против персов увенчалась
полной победой. Эта победа привела
к торжеству афинской демократии
и подъему культуры. В это время
Афины достигли наивысшего внутреннего
благосостояния и внешнего могущества.
Они стали центром греческой
демократии и культуры. Сократу было
65 лет, когда Афины потерпели
2. Общественно-политическая деятельность Сократа
Сократ участвовал в трех военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного пехотинца. Он проявлял мужество и выносливость,
не терял присутствия
духа при отступлении войска
и был верным товарищем по
отношению к своим боевым
На полях сражений Сократ,
проявлял воинскую доблесть, а в
сложных перипетиях общественно-политической
жизни - гражданское мужество. Он сознательно
не принимал участие в государственной
жизни и объяснял это расхождением
его внутреннего убеждения
Сократ видел основу
благополучия государства и
Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиня-не.
Родоначальниками риторики были классические софисты 5 в. до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Следует отметить, что отношение к софистике и софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова "софист": вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-то искусстве; затем, постепенно, беспринципность софситов, их вирутозность при защите прямо противоположных точек зрения привели к тому, что слово "софист" приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.
Появляются платные учителя риторики - софисты-логографы, которые не только обучали красноречию, но и составлял и речи для нужд граждан. Софисты постоянно подчеркивали силу слова, проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в виртуозности владения живым словом.
Софисты, отвечая на вопрос о том, что является существенным элементом речи, говорили: форма и содержание - неразрывные составляющие речи.
Итак, риторическому идеалу софистов присущи следующие особенности:
1. Риторика софистов была
"манипулирующей", монологической.
Главным было умение
2. Риторика софистов была
риторикой словесного
3. Целью спора софистов
была не истина, а победа любой
ценой. Поэтому и в речи
Общественная жизнь Древней Греции V века до н.э. была такова, что гражданам по различным причинам приходилось выступать публично. Чтобы удачно выступить, необходимо было умело говорить. Именно эта причина привела к тому, что Греции появились платные учителя - софисты (мудрецы), которые владели искусством спора и могли убедить слушателей в чем угодно, потому что они считали, что цель оратора состоит в искусстве убеждения аудитории в правильности любых суждений.
Сократ одним из первых греческих философов выступил против софистики и основанной на ней риторики.
3. Философские взгляды Сократа
Сократ известен как автор теории подлинного красноречия, основанного на знании истины. Сократ всегда отмежевывался от риторики софистов, своими изощренными доказательствами часто сбивавших с толку слушателей и оппонентов. "Сила речи воздействует на душу", - говорил философ, стремясь подчеркнуть свое отличие от софистов. Софисты - философы из группы древнегреческих просветителей V-IV вв. до н. э., прославившиеся умением развивать парадоксальные мнения и благодаря своей искусной софистике, хитроумным приемам и комбинациям речи, производившие дешевые эффекты на не слишком искушенных и недостаточно образованных слушателей.
Первое правило, которым руководствовался Сократ, соглашаясь или не соглашаясь обучать юношу риторике, состояло в том, что учитель должен был вначале с ним поговорить. "Каков человек, такова его и речь", - считал Сократ. Отсюда и появился великолепный сократовский афоризм: "Заговори, чтоб я тебя увидел!" Беседы Сократа были записаны его учениками, и эти записи дают возможность и теперь, спустя тысячелетия, познакомиться с мыслями философа.
Предметом философии, ее главной целью и основной задачей Сократ сделал познание “естества” человека, первоисточника его поступков и дел, мышления и его образа жизни. В девизе - “познай самого себя” Сократ видел свое жизненное назначение и призвание.
Сократ призывал обратиться к исследованию самих себя. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования “Познай самого себя”. Этот вопрос он считал единственно важным и серьезным. Метод, предложенный Сократом для решения этой фундаментальной проблемы, есть метод самопознания.
Исходя из того, что философ - это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал испытывать “самого себя и других”. Основным средством “испытания” он избрал живую беседу, диалог, вопросно-ответный метод исследования проблем.
Сократ был философом, он мыслил. И мыслил, отправляясь от осознания своего незнания, от тезиса: “Я знаю, что ничего не знаю”. Призывая не ограничиваться готовыми решениями и привычными представлениями, он подвергал “испытанию”, “обличению” не только людей, но и будоражил умы, не давал покоя согражданам, вызывал их недовольство.
В философии главными для него стали не онтологические, а этнические и гносеологические проблемы. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании. Хотя он и получил разностороннее образование, но впоследствии книг не читал и ничего не писал. Главным средством общения считал живую беседу и спор. В книгах, по его мнению, заключено мертвое знание; книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог, считал он, превыше того, что написано.
Во времена Сократа появилось два вида типа философов: собственно философы и те, кто обучал философии и риторике. К числу первых относился Сократ, вторых - Софисты. Тот факт, что Сократ не оставил письменного изложения своего учения, так же примечателен, как и форма его философствования - диалог, предполагающий непосредственный контакт собеседников, совместный поиск истины в ходе бесед и споров. Он считал жизнь вне обсуждений, диалогов и исследований бессмысленной.
Достижения софистов развил Сократ, несмотря на свое негодование по поводу их безыдейности и аморальности. Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации, назвав ее "диалектика". Ее главный принцип - заставить противника опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна его оппоненту.
4. Сократовский метод
Для обоснования своих взглядов Сократ пользуется своим методом, вошедшим как искусство диалектического спора. Диалектика -- теория и метод познания явлений действительности в их развитии о самодвижении.
Знаменитые сократические беседы, о которых писал его ученик Ксенофонт в своих "Воспоминаниях о Сократе", носят нравственный характер. Великого философа интересовали вопросы о признательности к родителям, братской любви, помощи друзьям, о выборе работы, о необходимости образования для государственного деятеля, о том, что такое справедливость, воздержанность, красота и многое другое.
Так, в "Рассуждении об Эроте и о превосходстве любви духовой" Сократ утверждает, что "любовь к душе гораздо выше любви к телу", "...без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности". Сам он признается в том, что "...всегда был влюблен в людей, одаренных от природы хорошими задатками и считающих для себя честью стремление к добродетели".