Сократ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Речи древних - важный исторический источник, из которого мы черпаем сведения об общественных отношениях Греции и Рима, о миропонимании, бытовом укладе и т.д. Публичная речь была самым распространенным жанром у образованных людей античности. Риторикой назывались знания, которые давали людям владеть устной речью. Античная риторика была связана с эстетикой, с пониманием прекрасного. В этом состоит значение античного ораторского искусства. В античном мире публичная речь была наиболее близко связана с социальным строем, политической жизнью, образованием, бытом и особенностями развития культуры народов древней Эллады.

Содержание

Введение
1.Личность Сократа
2. Общественно-политическая деятельность Сократа
3. Философские взгляды Сократа
4.Сократовский метод
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Сократ контр.docx

— 26.51 Кб (Скачать)

«Сократ»

Содержание

Введение

1.Личность Сократа

2. Общественно-политическая  деятельность Сократа

3. Философские взгляды  Сократа

4.Сократовский метод

Заключение

Список литературы

 

Введение

Речи древних - важный исторический источник, из которого мы черпаем сведения об общественных отношениях Греции и  Рима, о миропонимании, бытовом укладе и т.д. Публичная речь была самым  распространенным жанром у образованных людей античности. Риторикой назывались знания, которые давали людям владеть  устной речью. Античная риторика была связана с эстетикой, с пониманием прекрасного. В этом состоит значение античного ораторского искусства. В античном мире публичная речь была наиболее близко связана с социальным строем, политической жизнью, образованием, бытом и особенностями развития культуры народов древней Эллады.

Сократ очень известная  фигура в истории. В сознании людей  в те далекие времена Сократ стал воплощением мудрости, а по терминологии Платона - “учитель мудрости”.

Сведения о Сократе  сохранились в диалогах его учеников - философа Платона, записавшего беседы своего учителя, а также знаменитого  историка Ксенофонта, который оставил замечательные воспоминания о Сократе. Ксенофонт создал удивительный образ Сократа - моралиста, настойчивого, упорного, даже несколько надоедливого разговорщика, приводившего всех слушателей в восхищение, а иногда и в смущение своей безупречной логикой. На дельфийском храме была высечена надпись: "Познай себя самого". Именно это изречение Сократ любил более других.

В различные времена отношение  к Сократу было различным и  нередко диаметрально противоположным. Одни современники видели в нем безбожника и хотели его смертной казни, другие признавали Сократа религиозным  человеком. Вплоть до наших дней Сократа  оценивали и оценивают по-разному.

Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением  его учения.

1. Личность Сократа

Сократ (др.-греч. УщксЬфзт, ок. 469 до н. э., Афины -- 399 до н. э., там же) -- древнегреческий философ жил в Афинах. Прославился тем, что был магически притягательной личностью, со своими учениками вел мудрые беседы, но никогда их не записывал. В тоже время избегал выступлений в народном собрании, на суде, в других государственных учреждениях.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софроникса и повивальной бабки Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа.

Сократ занимался разнообразной  и интенсивной философской деятельностью, которая выражалась в изложении  своих учений в форме беседы. Поэтому  о взглядах Сократа можно судить лишь по трём источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону.

В своем произведении «Облака» Аристофан нарисовал иронический  образ Сократа. Он показал его  в виде софиста, астролога и «физика», владельца «мыслильни». Аристофан, подтрунивая над Сократом, осмеивает распространённые увлечения современников натурфилософией и софистикой.

У Ксенофонта Сократ это мудрый праведник, благонравный учитель добродетели.

У Платона Сократ - живой, задорный, любитель застольных бесед, фигура одновременно трагическая и  забавная.

С юности пытливый Сократ обучался софистике, затем риторике, увлекался  музыкой, математикой, астрономией  и философией.

На всю жизнь запомнился Сократу суд над философом  Анаксагором, которого обвиняли в том, что он не почитал богов по установленному обычаю, пытаясь объяснить научным  образом небесные явления. Обаяние  личности Сократа, сила и покоряющее влияние его слова были необыкновенно  велики. Философа окружали друзья, ученики, восторженные поклонники, которые прославляли  его мудрость и примечали все, о чем он говорил. С ним искали дружбы даже заносчивые аристократы.

Он отвергал всякие излишества и роскошь в одежде, в пище, в обстановке. "Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни ненадежны", - говорил мудрец и предлагал "удовольствие от благовоний гнать в шею". Благожелательный и уравновешенный, он свыкался с  разными обстоятельствами жизни  без труда, никогда не терял самообладания, не печалился и не трусил. Изумительные душевные качества Сократа, казалось, вступали в противоречие с его  внешностью: небольшого роста, скуластый, лысый, со вздернутым носом и толстыми губами, он напоминал собой комическую театральную маску. Только высокий и шишковатый сократовский лоб выдавал его недюжинный ум.

Сократу исполнилось 20 лет, когда полувековая борьба (500-449 гг. до н.э.) эллинов против персов увенчалась полной победой. Эта победа привела  к торжеству афинской демократии и подъему культуры. В это время  Афины достигли наивысшего внутреннего  благосостояния и внешнего могущества. Они стали центром греческой  демократии и культуры. Сократу было 65 лет, когда Афины потерпели поражение  в Пелопонесской войне (431-404 гг. до н.э.) и утратили былую роль великой державы. Сократ был свидетелем величия и падения Афин. Жизнь и деятельность Сократа проходила в один из сложных периодов афинской и всей греческой истории.

2. Общественно-политическая  деятельность Сократа

Сократ участвовал в трех военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного пехотинца. Он проявлял мужество и выносливость,

 не терял присутствия  духа при отступлении войска  и был верным товарищем по  отношению к своим боевым соратникам.

На полях сражений Сократ, проявлял воинскую доблесть, а в  сложных перипетиях общественно-политической жизни - гражданское мужество. Он сознательно  не принимал участие в государственной  жизни и объяснял это расхождением его внутреннего убеждения относительно справедливости и законности с наблюдаемым  множеством “несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве”. В тоже время он посещал народные собрания, участвовал в суде присяжных  и т.п.

 Сократ видел основу  благополучия государства и нормального  функционирования его учреждений  в исполнении законов и в  повиновении граждан законам.  Он был сторонником умеренной  демократии и отводил решающую  роль строгому соблюдению законов  и умелому руководству государством.

Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все  свободные афиня-не.

 Родоначальниками риторики были классические софисты 5 в. до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Следует отметить, что отношение к софистике и софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова "софист": вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-то искусстве; затем, постепенно, беспринципность софситов, их вирутозность при защите прямо противоположных точек зрения привели к тому, что слово "софист" приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.

Появляются платные учителя  риторики - софисты-логографы, которые  не только обучали красноречию, но и  составлял и речи для нужд граждан. Софисты постоянно подчеркивали силу слова, проводили словесные  баталии между выразителями различных  взглядов, состязались в виртуозности владения живым словом.

Софисты, отвечая на вопрос о том, что является существенным элементом речи, говорили: форма  и содержание - неразрывные составляющие речи.

Итак, риторическому идеалу софистов присущи следующие особенности:

1. Риторика софистов была "манипулирующей", монологической. Главным было умение манипулировать  аудиторией, поразить слушателей  ораторскими приемами.

2. Риторика софистов была  риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно  на победу одного и поражение  другого, вот стихия софистов.

3. Целью спора софистов  была не истина, а победа любой  ценой. Поэтому и в речи господствовало  не содержание, а "внешняя форма".

Общественная жизнь Древней  Греции V века до н.э. была такова, что гражданам по различным причинам приходилось выступать публично. Чтобы удачно выступить, необходимо было умело говорить. Именно эта причина привела к тому, что Греции появились платные учителя - софисты (мудрецы), которые владели искусством спора и могли убедить слушателей в чем угодно, потому что они считали, что цель оратора состоит в искусстве убеждения аудитории в правильности любых суждений.

Сократ одним из первых греческих философов выступил против софистики и основанной на ней  риторики.

3. Философские  взгляды Сократа

Сократ известен как автор  теории подлинного красноречия, основанного  на знании истины. Сократ всегда отмежевывался  от риторики софистов, своими изощренными  доказательствами часто сбивавших  с толку слушателей и оппонентов. "Сила речи воздействует на душу", - говорил философ, стремясь подчеркнуть  свое отличие от софистов. Софисты - философы из группы древнегреческих просветителей V-IV вв. до н. э., прославившиеся умением развивать парадоксальные мнения и благодаря своей искусной софистике, хитроумным приемам и комбинациям речи, производившие дешевые эффекты на не слишком искушенных и недостаточно образованных слушателей.

Первое правило, которым  руководствовался Сократ, соглашаясь или не соглашаясь обучать юношу  риторике, состояло в том, что учитель  должен был вначале с ним поговорить. "Каков человек, такова его и  речь", - считал Сократ. Отсюда и появился великолепный сократовский афоризм: "Заговори, чтоб я тебя увидел!" Беседы Сократа были записаны его учениками, и эти записи дают возможность и теперь, спустя тысячелетия, познакомиться с мыслями философа.

Предметом философии, ее главной  целью и основной задачей Сократ сделал познание “естества” человека, первоисточника его поступков и  дел, мышления и его образа жизни. В девизе - “познай самого себя” Сократ видел свое жизненное назначение и призвание.

Сократ призывал обратиться к исследованию самих себя. Познать  человек может только то, что в  его власти, т.е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования “Познай самого себя”. Этот вопрос он считал единственно  важным и серьезным. Метод, предложенный Сократом для решения этой фундаментальной  проблемы, есть метод самопознания.

Исходя из того, что философ - это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал испытывать “самого себя и других”. Основным средством “испытания” он избрал живую беседу, диалог, вопросно-ответный метод исследования проблем.

Сократ был философом, он мыслил. И мыслил, отправляясь  от осознания своего незнания, от тезиса: “Я знаю, что ничего не знаю”. Призывая не ограничиваться готовыми решениями  и привычными представлениями, он подвергал  “испытанию”, “обличению” не только людей, но и будоражил умы, не давал  покоя согражданам, вызывал их недовольство.

В философии главными для  него стали не онтологические, а  этнические и гносеологические проблемы. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании. Хотя он и получил разностороннее образование, но впоследствии книг не читал и  ничего не писал. Главным средством  общения считал живую беседу и  спор. В книгах, по его мнению, заключено  мертвое знание; книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог, считал он, превыше того, что написано.

Во времена Сократа  появилось два вида типа философов: собственно философы и те, кто обучал философии и риторике. К числу  первых относился Сократ, вторых - Софисты. Тот факт, что Сократ не оставил  письменного изложения своего учения, так же примечателен, как и форма  его философствования - диалог, предполагающий непосредственный контакт собеседников, совместный поиск истины в ходе бесед и споров. Он считал жизнь вне обсуждений, диалогов и исследований бессмысленной.

Достижения софистов развил Сократ, несмотря на свое негодование  по поводу их безыдейности и аморальности. Сократ составил первую систему дискуссионной  аргументации, назвав ее "диалектика". Ее главный принцип - заставить противника опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения, которая выгодна  его оппоненту.

4. Сократовский метод

Для обоснования своих  взглядов Сократ пользуется своим методом, вошедшим как искусство диалектического  спора. Диалектика -- теория и метод познания явлений действительности в их развитии о самодвижении.

Знаменитые сократические  беседы, о которых писал его  ученик Ксенофонт в своих "Воспоминаниях о Сократе", носят нравственный характер. Великого философа интересовали вопросы о признательности к родителям, братской любви, помощи друзьям, о выборе работы, о необходимости образования для государственного деятеля, о том, что такое справедливость, воздержанность, красота и многое другое.

Так, в "Рассуждении об Эроте и о превосходстве любви  духовой" Сократ утверждает, что "любовь к душе гораздо выше любви к  телу", "...без дружбы никакое  общение между людьми не имеет  ценности". Сам он признается в  том, что "...всегда был влюблен  в людей, одаренных от природы  хорошими задатками и считающих  для себя честью стремление к добродетели".

Информация о работе Сократ