Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 17:24, доклад
Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, учитель Платона. По словам Владимира Соловьева — величайший софист и величайший противник софистов; рассматривается как родоначальник антропологически ориентированной философии. Сократ не оставил работ, так как ничего не писал. В основном с его идеями можно познакомиться по работам его великого ученика — Платона. Сократ, его жизнь и смерть стали символом философии.
Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, учитель Платона. По словам Владимира Соловьева — величайший софист и величайший противник софистов; рассматривается как родоначальник антропологически ориентированной философии. Сократ не оставил работ, так как ничего не писал. В основном с его идеями можно познакомиться по работам его великого ученика — Платона. Сократ, его жизнь и смерть стали символом философии.
Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: сам Бог «обязал человека жить, занимаясь философией». Философия — вот истинный путь к Богу, философия — это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к высвобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух в концепции Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.
«В молодые годы, - рассказывал Сократ, - у меня была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Мне представлялось удивительным и необыкновенным знать причины каждого явления - почему что рождается, и почему погибает, и почему существует. И я часто метался из крайности в крайность, и вот какого рода вопросы задавал себе в первую очередь: когда теплое и холодное, взаимодействуя, вызывают гниение, не тогда ли, как судили некоторые, образуются живые вещества? Чем мы мыслим - кровью, воздухом или огнем? Или же ни тем, ни другим и ни третьим, а это наш мозг вызывает чувство слуха, и зрения, и обоняния, а из них возникают память и представление, а из памяти и представления, когда они приобретут устойчивость, возникает знание?
Размышлял я и о разрушении всего существующего, и о переменах, которые происходят в небе и на земле, - и всё для того, чтобы в конце концов счесть себя совершенно непригодным к такому исследованию... До тех пор я кое-что знал ясно, - так казалось и мне самому, и остальным, - а теперь, из-за этих исследований, я окончательно ослеп и разучился даже тому, что знал прежде...».
«Но однажды, - продолжал Сократ, - мне довелось услышать о книге Анаксагора, в которой было написано, что разум - это главная сила во Вселенной и причина всех явлений; и отсюда в конце концов я извлек желаемое объяснение. Мне показалось истинным, что причиной всех явлений должен быть Разум; и я решил, что если это правда, то разум - устроитель должен устраивать все наилучшим образом и всякую вещь помещать там, где ей всего лучше находиться».
Сократ полагал, что разум разлит по всей Вселенной, что человеческий разум составляет лишь ничтожную долю общего разума. В доказательство бытия высшего Разума Сократ ссылался на порядок во Вселенной, на соответствие человеческих органов чувств явлениям природы: глаза созданы для зрения, уши - для слуха и т.д. и т.п.
В отличие от софистов, Сократ не демонстрировал свое превосходство над окружающими; он стремился научить их распознавать под маской всезнания невежество. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот не забывал думать о своей душе.
Метод, который Сократ избрал для решения этой непростой задачи, — ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Вначале Сократ как бы моделирует исходную оппозицию: признается в собственном незнании и дает возможность собеседнику утвердиться в своем убеждении. Затем с помощью хитроумных вопросов подводит собеседника к диаметрально противоположному представлению, чтобы тот увидел духовное превосходство Сократа и собственное невежество. Цель иронии — не разрушение нравственных устоев; напротив, в результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Путь самостоятельного открытия истины человеком Сократ называл майевтикой (буквально — повивальным искусством). Майевтика — это «роды души, а не тела», это путь рождения истины, на который встает сам человек с помощью учителя.
Познание в учении Сократа изначально этически окрашено. Человек знающий — это человек, получивший в свои руки орудие господства над своими страстями, над животным началом в себе. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает Сократ, только вместе они могут составить счастье человека. Счастье и есть осознанная добродетель.
Философия должна стать учением о том, как человеку жить, философия вырабатывает общее понятие о вещах, обнаруживает единую основу существующего, которая для человеческого разума оказывается благом — высшей целью. Единая основа человеческой жизни не существует в отрыве от духовных усилий самого человека, это не равнодушное природное начало. Только когда Единое станет целью человека, будет представлено в форме понятия, оно составит его счастье.
Такое сближение знания и нравственности вызвало много возражений мыслителей последующих эпох. Однако этический рационализм Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии. Человек еще не окрепшей социальности не без помощи софистов остался в одиночестве, стал пленником своих страстей, стал бояться самого себя.
Принципы Сократа, утверждение, что человек должен руководствоваться прежде всего велениями своего разума и совести, а не правилами, устанавливаемыми извне, т. е. государством, тем более таким, в котором правят отнюдь не лучшие, естественно, привели Сократа к столкновению с афинским государством. Он был обвинен в развращении юношества и казнен. Впоследствии, естественно, посмертно был оправдан. Образ Сократа вошел в сознание последующих поколений как высочайший пример честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всего.