Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 3 вопроса по "Философии" и ответа на них

Содержание

Основные законы диалектики. Подробно (по выбору) остановиться на одном из законов диалектики.
Человек во вселенной. Взгляд науки и религиозные версии мироздания.
В чём причина особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди всё чаще обращаются к магии, астрологии, хиромантии?

Работа содержит 1 файл

Контрольня Философия.docx

— 33.45 Кб (Скачать)

Вариант № 3

  1. Основные законы диалектики. Подробно (по выбору) остановиться на одном из законов диалектики.
  2. Человек во вселенной. Взгляд науки и религиозные версии мироздания.
  3. В чём причина особой популярности ранних форм религии в наши дни? Почему люди всё чаще обращаются к магии, астрологии, хиромантии?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные законы диалектики. Подробно (по выбору) остановиться на одном из законов диалектики

В построенном  понятийном аппарате простой вид  приобретают законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/.

В терминах классической теории систем данный закон приобретает  вид: «движение системы, её развитие есть самодеятельный диалектический процесс, то есть, процесс, в котором противоречие в данной системе вызывает её постоянное движение и развитие.»

В нашей системе  определений наличие противоречий означает структурность. Тогда первый закон диалектики записывается следующим  образом: «структурность системы на данном уровне исследования представляет собой необходимое и достаточное  условие её динамичности на том же уровне». Назовем это утверждение  законом динамики систем. Заметим, что оно включает в себя и прямую, и обратную формулировки закона единства и борьбы противоположностей, позволяет рассматривать эволюцию замкнутой системы, не прибегая к посторонним силам. Второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, не имеет удобной формулировки аксиоматического типа. Чаще всего он записывается в следующем виде: «накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.» Более развернутая и содержательная формулировка, основополагающую роль в которой играет понятие взаимодействия, принадлежит Ф. Энгельсу.

В рамках системного подхода качественные особенности cиcтемы определяются её структурой, количественные факторы можно выразить через  состояние. Соответственно, качественный скачок означает переход от одной  структуры к другой; медленные, качественные изменения происходят внутри одной  структуры. Свидерский указывает: «Качество, как единство элементов и структуры допускает определенные изменение входящих в него элементов без изменения всей структуры. Подобные изменения в рамках данного качества носят название количественных изменений таким образом, содержанием качественного скачка выcтупает изменение структурной связи элементов.» Наиболее простая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядит следующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». Закон динамики структур. В развернутой форме данное утверждение означает, что в течение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя свою структуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене одной структуры другой, причем длительность скачка много меньше периода квазистационарности. Может показаться, что предложенная формулировка более узка по сравнению с общепринятой. Это, однако, не так. действительно, в соответствии с первым законом диалектики система должна развиваться. Квазиустойчивость структуры подразумевает, что в процессе развития существенные характеристики системы поддерживаются почти стационарными, то есть, в системе происходит «накопление незаметных, постепенных, количественных изменений». С другой стороны, квазиустойчивость означает, что время от времени происходят переходы между структурами, которые, в соответствии с принципом детерминизма явлений, должны быть обусловлены динамикой системы, то есть, именно количественными изменениями.

Сам по себе термин «квазиустойчивость» указывает  на скачкообразность перехода, так  как система обязана оставаться устойчивой «почти всегда».

Особые трудности  в классическом диалектическом материализме связаны с законом отрицания  отрицания. Интуитивно этот закон воспринимается очень хорошо, так что приходится считать, что он описывает какие-то весьма существенные свойства материального  мира. Но все попытки предложить его аксиоматическую формулировку были, насколько мне известно, безуспешными. До сих пор утверждается, что он «выражая преемственность, связь нового со старым, повторяемость на более  высокой стадии развития некоторых  черт предыдущей стадии, указывает  на принципиальные особенности процесса движения — создание новых сущностей, которые оказываются „третьими“ по отношению к парам противоположностей, вызвавших движение, и на противоречивый, преходящий характер этих сущностей.». Аналогично у В. Свидерского: «данный  закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней  стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе».

Нельзя не признать, что структурная формулировка третьего закона диалектики, хотя она и выглядит более ясной и четкой, несколько  разочаровывает по сравнению с общепринятой.

«Структурность  системы сохраняется в процессе движения.».Отметим, однако, что в соответствии с нашими формулировками первого и третьего законов сохраняются такие важнейшие свойства системы, как структурность, динамичность и нелинейность. Таким образом, бесконечность процесса развития вытекает их нашей формулировки столь же естественно, как и из классической. «Для диалектической философии, — подчеркивает Ф. Энгельс, — нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого.

 На всем  и во всем видит она печать  неизбежного падания, и ничто  не может устоять перед ней,  кроме непрерывного процесса  возникновения и уничтожения,  бесконечного восхождения от  низшего к высшему».

Далее, второй закон  диалектики постулирует создание вследствие качественных скачков новых сущностей, которые, в соответствии с предложенной формулировкой третьего закона тоже образуют структуру, то есть, имеют  «противоречивый, преходящий характер». То, что эти сущности «оказываются „третьими“ по отношению к парам  противоположностей, вызвавших движение», непосредственно вытекает из квазиустойчивости  структурных факторов. Наконец, сохранение в процессе эволюции важнейших свойств  системы безусловно означает «преемственность, связь нового со старым», а квазиустоичивость  структурных факторов подразумевает  и «повторяемость на более высоких  стадиях развития некоторых черт предыдущей стадии».

Отметим, что  три закона диалектики линейно связаны, действительно, если структурная система  динамична, а динамичная структурна, то и динамичность, и структурность  системы должны быть сохраняющимися характеристиками. Таким образом, базис  законов диалектики состоит лишь из двух независимых утверждений.

Очевидным следствием законов диалектики является закон  однозначности динамики: динамика системы  на данном уровне исследования однозначно определяется её структурой и начальным  состоянием.

Понятно, что  точная динамика определяется полной структурой — совокупностью всех структурных факторов. Поэтому следует  стремиться учесть все стороны, все  связи изучаемой системы. Таким  образом, следствием закона однозначности  динамики и определения термина  «структура» оказывается закон  всеобщей связи явлений.

Из второго  закона диалектики вытекает также закон  взаимного превращения друг в  друга противоположностей, доведенных до крайности и основополагающий принцип общей теории систем, утверждающий, что изоморфные системы ведут  себя одинаково.

В немецкой классической философии

Немецкий классический идеализм рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту, — иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.

Существенную  роль понятие диалектики играет в  философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость… 

2. Человек во вселенной. Взгляд науки и религиозные версии мироздания.

Человек во вселенной маленькая пылинка, рождённая временем, пространством и духом. Слившись с Землёй единым движением и судьбой,  он мерно кружит в пространстве Вселенной.Живая клетка живой планеты, единая часть духа, часть настоящего мига и настоящей реальности. 

Наше физическое тело неразрывно связано с  телом Земли и телом вселенной. "Мы не падающие звездочки. Мы принадлежим всем этим звездным мирам, составляем с ними единое целое! Человек — это колония клеточек. Клеточки, сочетаясь, составляют разумное существо, управляющее не только собою, но и, отчасти, судьбами мира, которого они составляют лишь часть..!"

Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой  массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки  весомо, и оттого рисуемая ею картина  мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, как она есть на самом деле, независимо от нас.

Наш век стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения  естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке  господствовала возникшая в Новое  время ньютоновско-картезианская  парадигма - система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя  и ум - различные, параллельные друг другу субстанции.

Отсюда следовало, что материальный мир можно описать  объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической  позицией, с его субъективностью. Можно сказать, что сама идея "строго объективной науки" вырастает  из декартовских онтологических построений. 

Сразу стоит  отметить, что научная картина  мира, возникшая из учении Декарта  и Ньютона, отбросила один очень  важный момент, присутствовавший как  у одного, так и у другого "патриарха": фигуру Бога. Рационально-механистический  образ мира, формировавшийся в  трудах последователей, демонстрирует  нам мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный  жестким законам. Человек в этом мире - ошибка, описка, курьезный случай. Он - эпифеномен (побочный продукт) звездной эволюции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а существует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее - ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под влиянием закона энтропии.

Вселенная, представленная в виде комплекса механических систем, развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся  ее история, начиная от "большого взрыва" до сегодняшнего дня - результат  слепого и стихийного движения материальных масс. Жизнь зарождается в первозданном океане случайно как результат беспорядочных  химических реакций, и пойди процесс  чуть по-другому, сознание никогда не проявилось бы в бытии. С физикалистской точки зрения появление жизни  и сознания - не только загадка, но и  явление достаточно странное, абсурдное, так как оно противоречит второму  началу термодинамики, утверждающему, что всякая сложная система неуклонно  стремится стать простой, но не наоборот. Иронизируя по поводу механистических  взглядов, выдающийся современный ученый Станислав Гроф замечает: "Вероятность  того, что человеческая разумность развилась из химического или  первобытного океана благодаря всего-навсего  случайной последовательности механических процессов, кто-то недавно очень  удачно сравнил с вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигантскую помойку, случайно соберет "Боинг-747". 

Полагая человека случайностью, механистическая наука  не интересуется его судьбой, его  целями и ценностями, которые выглядят смешными нелепостями, мгновенной вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной  Вселенной. Субъективное (т.е. принадлежащее  человеку, субъекту действия и мышления) перемалывается жерновами объективного. Мир выглядит как нечеловеко-размерный, бесстрастно уничтожающий все человеческое, да и просто не замечающий его.

В начале XX в. был  сделан целый ряд открытий, в корне  изменивших видение мира современным  естествознанием. Теория относительности  А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с  альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо  разнообразнее, сложнее, чем это  представлялось механистической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. "Антропный принцип" означает: мир таков, каков есть, потому что  это мы глядим на него, и всякое изменение  в нас, в нашем взгляде, в нашем  самочувствии и самосознании меняет картину мира. "Чисто объективное" ее описание - невозможно.

Целый ряд современных  физиков приблизился к мистическому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведена книга Фритьофа Капры "Дао физики", устанавливающая  связь между физическими открытиями XX столетия и древними истинами, трактующими  мир как иерархию ритмических  вибраций единого вселенского начала, духа-энергии. Современные естествоиспытатели все более обращаются к опыту  индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой  природы, а становится законным проявлением  внутренних потенций действительности.

Современная научная  картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не поделаешь. Поискам  познающего разума нет границ, и  в ближайшие годы мы, возможно, будем  потрясены новыми открытиями и новыми идеями.

Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу relgare -     связывать, соединять. Очевидно, в этом случае речь идет о связи с иномирностью, с другими измерениями бытия. Все религии во все времена  считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный  характер, по сути своей - вторична. Она - результат или проекция другой настоящей, истинной реальности - Бога или богов.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"