Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине"Философия".
1.Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Ранней формой мировоззрения было мифологическое, сущность которого состояла в том, что только мифы могли объяснить всё неизвестное и неопознанное. Входят: обобщённые знания о мире и человеке(повседневные, жизненно-практические) ценностные ориентации(представление о добре и зле) поведенческие ориентации (характер деятельности человека). Субъект- социальная группа или личность. Две стороны
Чувственная(мироощущение,
мировосприятие), интеллектуальная(
2. 1ый
уровень элементарный
вид отражения происходит на уровне
ощущений. Он связан с мироощущением
и миросозерцанием. Здесь фиксируются
лишь отдельные, внешние проявления бытия,
мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение
может быть оптимистическим или пессимистическим,
стимулирующим людей к труду и творчеству,
либо наоборот, направляющим их на замыкание
в своем личном мире, на отделение от внешнего
мира и активной предметной деятельности
в нем. Следующие уравни -
мировосприятие и
миропредставление. На этом уровне
мировоззрение ограничено чувственным
опытом и слабо определяется рациональным
мышлением. Только тогда, когда происходит
отражение окружающего мира посредством
понятий, формируется мировоззрение,
способное вскрыть закономерности и сущность
явлений и процессов.
Понятийное отражение - самый глубинный
ур-нь отражения, связанный с абстрактным
мышлением и теоретическим познанием.
Мировоззрение на этом уровне можно
назвать миропониманием. Именно его
и представляет философия..
3.
Выделяют три исторических
типа мировоззрения:
мифология, религия, философия. Мифология
- наиболее ранняя форма духовной культуры
человека - объединил в себе культуру,
зачатки различных верований, политических
взглядов, искусства, философии. Целостное
миропонимание, в котором различные представления
увязаны в единую образную картину мира,
сочетающего в себе реальность и факт,
естественное и сверхъестественное, знание
и веру, мысль и эмоции. Религия
- такая форма мировоззрения, в которой
освоение мира осуществляется через его
удвоение на потусторонний - земной, естественный
- сверхчувственный. Основу религиозного
мировоззрения выполняет вера в существование
той или иной разновидности сверхъестественных
сил и их главенствующую роль в мироздании
и жизни людей. Вера - способ существования
религиозного сознания, особое настроение,
переживание характеризующее его внутренне
состояние. Внешней социально значимой
формой проявления веры служит культ -
система утвердившихся ритуалов. Религиозные
представления невозможно вывести из
чувств, переживаний отдельного человека.
Они продукт исторического развития общества.
философия вынесла на первый план
интеллектуальные аспекты мировоззрения,
отразив нараставшую в обществе потребность
в понимании мира и человека с позиции
знания, разума.
4. Философия
– это одна из форм общественного сознания;
учение об общих принципах бытия и познания
этого бытия; наука о ценностях; наука
о наиболее общих законах, возникновения
природы, общества и мышления; учение,
делающее попытки объяснить "вечные"
загадки человеческого духа и культурно-исторические
факторы развития. Объект-весь мир,
общество и человек в целом. Предмет-
наиболее общие законы развития природы,
общества и мышления.
5. философский метод-это способ построения и обоснования философского знания, отражающего окружающий человека мир. Диалектика- состоит в том, что предметы и вещи окружающего человека мира рассматриваются во взаимосвзи движении и развитии..Развитие поним. Как превращ. 1их явл. В др. как уничтожение отжиавющего и утвержд. Нового источником развития счти. Противоречие т.е. борьба противоположностей. Деалектич. Метод признает самодвижение, саморазв. Природы и общ-ва. Метафизика заключ. В том, что предметы и явл-я рассматр. Вне связи друг с другом. А развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых качеств. Источник развития либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо сверхъестественная сила.
6. Онтология-учение
о бытии, о первоначалах всего сущего,
о критериях существования, общих принципах
и закономерностях существования;
гносеология – раздел философии, в котором
изучаются проблемы природы познания
и его возможностей, отношение знания
к реальности, выявляются условия достоверности
и истинности знания; аксиология –
учение о природе и структуре ценностей,
их месте в реальности, о связи ценности
между собой; праксеология – учение
о практическом отношении человека и мира,
активности нашего духа, целеполагании
и действенности человека; антропология –
философское учение о человеке; социальная
философия – раздел философии, описывающий
специфические особенности общества,
его динамику и перспективы, логику социальных
процессов, смысл и предназначение человеческой
истории. Логика -наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательно
7. До определённого
исторического момента не существовало
причин для возникновения философии. Эти
причины впервые появляются в первое столетие
до н.э. Философия в трёх основных точках
(Др. Египет, Др. Китай, Др. Индия). Возникает
целый комплекс причин для возникновения
философии. Эти причины принято называть
социальные и гносеологические. Причин
возникновения философии много, но все
их можно свести к одной истине: в жизни
людей не было всеобщего и единого. 1) возникает
подвижная социальная структура (социальная
классовая структура). 2) появляется разделение
труда (умственный и физический), т.е. возникает
класс людей, занимающийся постоянным
умственным трудом (появляется интеллигенция).
3) социально территориальное разделение,
т.е. разделение населения на две части:
село и город. Город — аккумулятор человеческой
культуры и опыта. 4) возникновение политики,
т.е. государственности и межгосударственных
связей.
8. Значимость
практической философии вытекает из того
фундаментального факта, что мысль может
непосредственно влиять на действие: либо
побуждать человека к действию, либо, напротив,
тормозить, останавливать действие, отвращать
от него. Цель практической философии:
побуждать с помощью мысли к правильным,
хорошим действиям и отвращать от ошибочных,
плохих действий. Практическая философия
— это та часть философии, которая пытается
непосредственно влиять на жизнь людей,
через философские тексты и речи, через
живое общение философов с людьми. К сожалению,
практическая философия (в своем основном
значении) пребывает еще в зачаточном
состоянии. Общество только сейчас начинает
осознавать, что философия может непосредственно
(без посредников разного рода) влиять
на дела и судьбы людей, что философы могут
работать с людьми — подобно психологам,
психоаналитикам, врачам, священникам.
9. Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни; об этом говорит хотя бы то, что в обществе уже сложились социальные группы. Это брахманы (жрецы, элита общества), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (низший слой); между ними уже сложились вполне определенные отношения. «веды»-в них собраны молитвы, гимны, обращения к богам, олицетворяющим силы природы. «Упанишады»- коменты к ведам, составленные жрецами и содержат догадки о причинах мироздания, тайнах вселенной,раздумья о смысле жизни. В. и У. отражали официальную идеологию др. индийского рабовладельческого общества- религию брахманизма. В 18-17 в. до н.э. сформир. материалистическое философское мировоззрение-локаята, а последователи- локаятики. Основатель- Брихаспати. Течение- философия чарвака. Они считали, что всё в мире состоит из 4-х материальных элементов- земли, воды, воздуха, огня. Отвергают вымысел о существовании бога как творца вселенной.