Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ - Философия.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

60. Духовная область общественной жизни. Общественная психология и идеология.

Духовная жизнь  общества - это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли и чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей. Духовная жизнь отражает природное и социальное бытие и воплощается во всем разнообразии идей, взглядов, понятий, представлений и нравов людей, социальных групп, классов, в развиваемых и создаваемых ими ценностях духовной культуры. Духовная жизнь общества включает в себя общественное сознание, духовное производство и духовное общение людей. Духовное производство составляет деятельность людей по познанию природы и общества, созданию различных представлений о мире. Она осуществляется учеными, идеологами, художниками, которые создают духовные ценности – научные теории, произведения искусства и т.д., способные передавать людям (выражать) чувства, знания, представления о мире. Духовное общение – это деятельность людей по обмену, распространению знаний (образование), чувств, воли, идеалов (воспитание), информации о приобщении к духовным ценностям – их духовном потреблении. Средствами духовного общения являются язык, мимика, письменность, средства массовой информации (печать, радио, кино, телевидение). Общение осуществляется во всех сферах жизни, особенно в процессе образования, воспитания, пропаганды и агитации в школах, учреждениях культуры и других организациях. В процессе духовного общения и потребления духовных ценностей формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том числе и общественное сознание. Общественное сознание – это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни людей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей. Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой материальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности.

Общественная  психология – это совокупность разнообразных  чувств, настроений, эмоций, а также  иллюзий, суеверий и традиций, которые  формируются стихийно под влиянием повседневных условий социальной жизни людей на основе жизненного опыта и личных наблюдений. Общественная психология выступает духовным стимулом разнообразной практической деятельностью людей. В соответствии с моральной психологией (моралью) складывается мораль общества, нравственные отношения людей – их поведение, которое регулируется моралью; на основе эстетических понятий, вкусов, идеалов и интересов возникает художественная деятельность людей по созданию произведений искусства, а также эстетические отношения в обществе; в соответствии с религиозной психологией складываются религиозные отношения, религиозные обряды и т.д. Конкретные исторические условия порождают определенный тип общественной психологии, который складывается на основе данных экономических отношений. К теоретическому сознанию следует отнести идеологию и научные знания, теории. В соответствии со своими коренными интересами и для их осуществления социальные группы создают разные теории, определяют цели и задачи, совокупность которых составляет идеологию. Идеология – это система идей, взглядов и теоретических принципов, которые отражают (правильно или иллюзорно) экономические отношения в обществе с позиций определенных социальных групп, классов и определяют перспективы развития. Идеология и общественная психология имеют одну общую основу – общественное бытие, положение разных социальных групп в системе общественных отношений. Но между ними существуют глубокие различия. Идеология – это систематизированное и теоретически осмысленное отражение общественного бытия с позиций определенных социальных групп, классов. Она не возникает стихийно (как общественная психология) и не разрабатывается всем классом, а создается идеологами того или иного класса. Сущность идеологии заключается в отражении общественного бытия с точки зрения интересов определенных социальных групп, классов. В сфере общественного сознания идеологии принадлежит ведущая роль. Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества: направляет деятельность людей, объединяет класс, приводит к образованию разных организаций, политических партий и учреждений, возникновению идеологических отношений, например политики. Идеология не может обойтись без науки, вынуждена использовать ее достижения. И только на основе научных разработок она в состоянии эффективно регулировать социальные действия людей. Возникает вопрос: почему идеологию нельзя рассматривать как науку? Потому что она появляется на основе разных общественных потребностей, занимает в общественной жизни разное место и играет в истории своеобразную роль. Если наука изучает объект так, как он существует, независимо от человека и его интересов, то в идеологии прежде всего подразумеваются как раз интересы людей, направленные на сохранение или изменение общественных отношений, и действительность отражается с учетом этих интересов. Идеология всегда ограничена интересами данной социальной общности, а наука стремится к универсальности. Эта ограниченность и есть основная черта, которая отличает идеологию от науки.

61. Сравнительный анализ основных форм общественного сознания и задачи философии в формировании новой духовной культуры общества.

В процессе духовного  общения и потребления духовных ценностей формируется индивидуальное сознание людей, развивается сознание общества, в том числе и общественное сознание. Общественное сознание – это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего материальных условий жизни людей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей. Общественное сознание порождается материальными условиями жизни людей, в системе которых главную роль играет способ производства материальных благ. Оно возникло на основе трудовой материальной деятельности людей и направлено на обслуживание этой деятельности. Поскольку общественное сознание является продуктом духовной деятельности людей, оно не существует вне и независимо от индивидуального сознания. Индивидуальное сознание человека – это его духовный мир, который непрерывно развивается, обогащается, изменяется. Оно складывается в процессе усвоения знаний и включает в себя чувства, идеалы, интересы, волевые качества, взгляды.

Своей идеологической стороной общественное сознание определяет социальную, направленность духовной жизни человека, его мироощущение и миропонимание. Принято различать обыденное и теоретическое общественное сознание: 1) Обыденное – стихийно возникающие идеи, взгляды, на основе жизненного опыта, оно формируется на эмпирическом уровне, носит поверхностный характер. 2) Теоретическое сознание – глубокое осмысление бытия, его проблем, законов, что дает понимание по сути, близкое к научному. Очевидно, что в современном обществе в различных формах общественного сознания наблюдается проявление массового сознания. Какие теоретические проблемы массового сознания интересуют философию? Массовое сознание – это общественное сознание масс (классов, социальных групп) конкретного общества, которое отражает условия их повседневной жизни, их потребности, интересы. Массовое сознание включает в себя распространенные в обществе взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. В нем переплетаются обыденно-психологические и теоретико-идеологические уровни общественного сознания, хотя реально наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в массовом сознании зависит от исторических обстоятельств и степени развития масс как социальных субъектов. Массовое сознание выражает общественную мысль, настроения и действия масс, организованную коллективную оценку поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев, привычек, признание одних из них и осуждение других. Общественная мысль действует как общественная принудительная сила, которая опирается на авторитет общепризнанной традиции, опыт и волю большинства определенного коллектива людей.

Исходя из всего  вышесказанного, можно предложить чисто условное(т.к. все эти формы находятся во взаимодействии и проникают друг в друга) деление общественного сознания на следующие формы: 1) Политическое сознание (появляется с появлением классов) – совокупность идей, теорий, отражающих отношение между классами, нациями и государствами. Оно определяет все остальные формы, имеет решающую роль. 2) Правовое сознание – совокупность убеждений людей относительно правомерности и неправомерности поступков, прав и обязанностей членов общества. Право – свод законов, в котором выражено господство класса (классов), регулирующий отношения в обществе, опирающихся на принуждение. 3) Нравственное сознание – взгляды общества на те или иные поступки людей с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия. Мораль – совокупность правил, регулирующих отношения в обществе, опирающихся на принуждение. 4) Религиозное сознание – фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ним в повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Самое древнее. 5) Эстетическое сознание – отражение прекрасного в художественных образах и картинах (от наскальных рисунков и т.д.). 6) Экологическое сознание - бережливое отношение к природе. Природа погибает – надо ее спасать. 7) Экономическое сознание – понимание законов рынка и т.д.

62. Общество и культура…….

(Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер.)

Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая — духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания, художественные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (материальное производство, обмен, распределение материальных благ). Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная культура, субкультура, массовая культура). Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

 

63.Цивилизация  как социокультурное явление

Термин Ц=гражданский, государственный. Фр просветители считали  цив-м такое общ-во, кот основано на принципах разума и справедливости. Именно в эпоху просвещения появился термин Ц= нравы и з-ны, регулирующие общ-во, иск-во, наука, ф.

Понятие ц обычно трактуют как: 1)этап общ-го р-тия, следующий за дикостью и варварством и хар-щийся развитыми формами социальной орг-ции: появлением классов, госуд-сти, письменности(Просвещение, марксизм), 2) тип социальности, ориентированный на рост общ-го богатства (марксизм), 3) материализация всех компонентов к-ры определ-го ист-го этапа(Вебер, Бердяев), 4) тип социальной целостности, которому присуща вз-связь матер-х и дух ф-ров общ-ной жизни, направленная на воспр-во определ-го образа жизни, а →и типа человека. В последнем толковании синтезированы предшествующие позиции.

Ц вкл в себя преобразованную чел-м природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего к-ру и способного жить и действовать в окультуренной среде обитания, а т же сов-сть общ-х отнош-й как форм социальной орг-ции к-ры.

Типы Ц: доиндустриальный(на базе аграрно-ремесл-го пр-ва с преобладанием ручных орудий труда), индустриальный(в основе- машинный технико-технологич-й тип. Культура динамичного типа. Часто синонимизир-ся с модернизацией= единство кач-го сдвига, инноваций и определ-й преемств-сти, традиций.Выходит за гр индустриальной цив-ции. В центре-р-тие чел-ка) и постиндустр-й(в основе- информация= способна созд-ть новые орудия труда и технологии, это разнов-сть рес-в, кот чел-к не растрачивает, а приумножает. Общ-во в осн решает проблемы матер-го благополучия и социальной защищ-сти чел-ка).

Новая цив-ция хар-ся вз-д-м  культур при их перемешивании→ новый  этап ц –синтезного типа→ гуманизация и эколог-ция ц.

Р-тие ц м рассматр-ть с т зр регионального подхода: западной и восточной ветви. Рационализм, технологизм запада и интуитивизм, гуманизм востока все теснее сочетаются в рамках новой, общепланетарной ц.

 

64. Человечество как мировое сообщество. Общее и особенное в культурном развитии современной цивилизации. Значение информационных технологий для культурного единения человечества.

(шпора 1) Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует важнейший элемент  его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований  - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний  об объектах исследований. Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию процесса познания каждого индивида  за счет свободного доступа ко всем видам, формам и уровням учебных знаний.

(шпора 2) Многие философы видят перспективу будущего человечества в информационном обществе. Характерные его черты: возможность просто получить любую необходимую информацию; развитие инфраструктуры обеспечения информацией; компьютеризация и электронизация общества, автоматизация и роботизация производства и управления; радикальные преобразования в производстве и технологии. Вместе с тем переход к информационному обществу связан с переосмысливанием традиционного критерия социального прогресса, измеряемого количеством накопленных материальных благ. Данный чисто количественный показатель потребления природных ресурсов до сих пор лежит в основе экономического развития. Такое положение не учитывает возможностей биосферы, ее способности восстановления нарушенных процессов. Поэтому критерием социального прогресса не может быть валовой национальный продукт, приводящий к деградации биосферы. Социальный прогресс должен измеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и сохранением пригодной для обитания окружающей среды. Это было положено в основу принципиально нового принципа развития человечества, определяемого индексом человеческого развития (ИЧР). ИЧР включает в себя следующие основные показатели: 1) кол-во здоровья, показателем которого служит продолжительность жизни; 2) достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения, включая кол-во лет обучения; 3) уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего валового продукта на душу населения.

(шпора 3) Развитие информационных технологий ставит перед человечеством массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов, позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов, усилению — с использованием банка данных — манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная ф-ская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают свое пиковое выражение.

 

65.Аксиология.

Аксиология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье,  семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы  ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная справедливость.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"