Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"
Масса всех искусственно
созданных человеком неодушевле
Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП, ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на ценности духовные.
69. Научно-техническая революция: современный этап.
В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) - автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц. сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития:
1) «постиндустриального» общества (Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития - научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизнеспособна решить все соц. проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы).
2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.
70. Глобальные процессы современности и роль философии в их решении.
20 и начало 21 века породили проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельного государства, но и человечества в целом. Бурное развитие науки, осложнение отношений в сфере социума разрушили старые представления о мире и требуют нового понимания не только мира, но и понимания человека. И только одно стало прочным, это вера в технологический прогресс. Но именно он привел к тому, что человечество перешло из состояния холодной войны в состояние горячего рынка (борьба торгово-экономических блоков за влияние на рынке). Также глобальная ситуация изменилась в связи с распадом СССР. До этого получила распространение концепция конвергенции (противостояние 2 миров – взять лучшее из одного и второго). Одна из центральных философских проблем современности – проблема будущего (философия миллениума). Начало ей положил Э. Фромм «Иметь или быть?» (1976). Среди всех проблем современности можно выделить глобальные проблемы, которые соответствуют 3 критериям: они затрагивают основы самого существования социума; создают угрозу будущему обществу; могут быть разрешены только коллективно. Типология глоб. проблем: 1) Политические (сохранение цивилизации, немилитаризация космоса, прекращение гонки вооружений, запрещение испытаний ядерного оружия). 2) Связаны с НТР и ее последствиями (эффективное использование достижений НТР, демографическая проблема, ликвидация болезней, защита от радиации). 3) Проблемы природы (экологическая, природных ресурсов и т.д., освоение космоса).
Историческое своеобразие и социальная уникальность глобальной ситуации, сложившейся на рубеже двух тысячелетий, властно требуют от человечества нового политического мышления, высокой моральной ответственности и беспрецедентных практических действий как во внутренней политике отдельных стран, так и в международных отношениях, как во взаимодействии общества с природой, так и во взаимоотношениях между самими людьми. Современная глобальная ситуация сплела все противоречия нашей эпохи в единый, нерасторжимый тугой узел, развязать который в состоянии лишь социальное и духовное обновление человеческого общества, новое мышление в соединении с новой практической деятельностью. Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему можно решить лишь на пути нового тина экономического развития, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. О том, какие перспективы в этом отношении открывает научно-технический прогресс свидетельствуют теоретические расчеты. Важнейшее место в глобальных проблем современности занимает вопрос об их объективной иерархии, то есть о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности. Правильное определение приоритетов в решении глобальных про6лем имеет исключительно важное практически-политическое значение. Иерархия глобальных проблем отнюдь не сводится к их формальной научной классификации. Она предполагает не просто приоритет одних из них по отношению к другим в соответствии с объективным значением каждой из них для человечества, с насущностью их решения. Исходя из диалектики всей совокупности глобальных проблем как взаимообусловленной комплексной системы реальных противоречий современной эпохи, важно рассмотреть эту иерархию: сквозь призму их причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют определенную последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом решении.
24.философская мысль Беларуси.
Ф. Скарина . Основные ценности фил. Скорины - этические ценности, дух. практические, любовь и тд. Для Скарины характерен возрожденческий антропоцентризм и в тоже время вера в загробную жизнь. Скорина выступает за свободу личности и в тоже время против индивидуального. Выступает за общее благо. Развивает идеи естественного права. Выступает за преобразование религии в соответствии с гуманистическими ценностями. Скорина реабилитирует ценность земной науки, развивает свои идеи в предисловиях и комментариях к публикуемым религиозным произведениям. Его интересует духовный мир ч-ка. Его самосовершенствование выступает предпосылкой совершенствования обва. Он ценит мудрость ч-ка. Ч-ка Скорина рассматривает как единство общественное, только в об-ве жизнь ч-ка наполняется смыслом. Скорина выступает за служение об-ву, любовь к ближнему ппонимается им как норма повседневного поведения. Справедливость и человеколюбие должны быть основой морального закона. Фил. Скарины - сочетание христианской истины, истин античных и истин эпохи возрождения. Михаил Гусовский <песня про Зубра>. Воздает гимн человеческому разуму. Он выступает за изучение жизни простого люда, за просвещение, за прекращение междоусобных войн. Одним из первых подверг критике христианские догматы.