Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ - Философия.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

В связи с революцией в естествознании в конце 19 –  начале 20 вв. появляется философский подход к  пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии  материи можно выделить 3 аспекта:

1. логический – материя как философская категория;

2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение.

Заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории  материи можно выделить еще несколько  аспектов:

1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

33. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение. Формы движения материи, их взаимосвязь.

Существуют различные  подходы к понятию движения.

Материализм: движение –  это 

1) изменение вообще;

 2) способ существования материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в  ощущениях, в мыслях, в сознании.

Объективный идеализм: “движение  – это рост, изменение, уничтожение, возникновение,                       прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Основные свойства движения:

1) объективность,

 2) абсолютность,

3) относительность,

4) противоречивость.

 Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:

1. механическое – пространственное перемещение тел;

2. физическое – перемещение атомов, молекул;

3. химическое – различные химические реакции;

4. биологическое – обмен веществ;

5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи  между собой взаимосвязаны. Особенности  взаимосвязи:

1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;

2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

Каждая форма имеет  свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к  низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы движения материи могут характеризоваться  как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).

 

34. Пространство и время как философские категории.

Материальный мир состоит  из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.

 Наиболее общая  характеристика пространства – свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Сравнение различных  длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует 2 концепции пространства и времени:

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон).

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Теория А. Эйнштейна  доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные  интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

 Теория относительности  вывела глубокую связь между  пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

35. Философская и научная картина мира.

В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из решений античной философии о "кирпичиках" и строении всего мира из них стала основой научного знания вплоть до 20 века.

Для материи указывались конкретные характеристики: существования массы, непроницаемость, т.е. предлагалось, что существуют неделимые "кирпичики мироздания", но и существуют определенные абсолютные свойства присущие всему мирозданию.

Такая трактовка пережила кризис научной революции начала 20 века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не существует свойств присущих всем без исключения объектам.

В этот период распространился другой подход к трактовке материи. Он существует еще с 18 века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской философии.

Суть его в том, что  в основу категории материи, в  основу осмысления единства мира были положены субъективно - объективные отношения, взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его можно относительно нашего сознания ("материя - данная реальность через ощущения").

Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов способную проявлять себя во взаимодействии.

Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях взаимопревращаются друг в друга.

Взаимодействуя объекты  производят изменения друг в друге, поэтому мир взаимодействующих  объектов это изменяющийся мир и  вся совокупность происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.

Реальное движение материально, т.к. это является процессом изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует всегда, т.к. нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение объективно противоречиво, ибо любой объект одновременно и "прибывает" и " изменяется". Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая характеристика "бытия".

На протяжении 20 века картина мира претерпела глубокие изменения. В классической науке мир представлялся:

1) построенный из неизменных кирпичиков;

2) построенный на однозначных  причинных связях.

Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет человеческой свободы.

Пересмотр этой картины мира потребовал уточнение или изменение традиционных философских категорий в которых отражены общие связи.

 

36.    Диалектико – материалистическое понимание сознания. Критика идеализма и вульгарного материализма по проблеме сознания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛИЗМ — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Д. м. создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, др. философами-марксистами. Теоретическими источниками Д. м. явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Основными системообразующими принципами Д. м. являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир  познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии; принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности; принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной   связи   между  философскими концепциями и мировоззрением человека,   с   одной   стороны,   и   социальной структурой общества — с др.     Поэтому Д. м. и исторический   материализм   представляют собой единое философское учение. Д. м. выполняет ряд важных функций. Его   мировоззренческая   функция   состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины  мира,   в обосновании научного материалистического мировоззрения,  дающего   ответ   на   вопрос   о месте человека в мире, его сущности, цели   и   смысле   жизни,   перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой. Др. его функция — методологическая.   На   основе целостного миропонимания Д. м. разрабатывает и обосновывает систему норм,   стандартов   и   правил   познавательной и предметно-практической деятельности   в   современных   условиях   в   целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

37   . Возникновение сознания как результат эволюции форм отражения в живой природе. Активно-творческий характер человеческого отражения мира.

Все явления, объекты, процессы объекты существующего материального  мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают изменения. Каждый из взаимодействующих объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них изменения, оставляет след в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: Неживая природа: а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка; б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов. Живая природа: а) отражение активно; б) всегда целенаправленно; в) оно может носить опережающий характер; г) несет функциональный характер. Общие свойства о.: а) воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания, возникающие и существующие в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок, и возникла нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами. С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения, вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

Суть теории отражения  в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются:

*отражение;    *раздражимость;  *чувствительность; *психическое отражение; *сознательная форма отражения.

Материи вообще присуще  свойство отражения. Отражение по своей природе - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом). Элементарными формами отражения являются:

•механическое; •физическое; •химическое.

Особой формой отражения  является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.  Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

•  раздражимость  - простейшая форма биологического отражения (движение растений за Солнцем);

•  чувствительность - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений;

•  психическое отражение  - систематизация, осмысление ощущений, способность моделировать поведение (только у людей и высших животных);

•  сознание - высшая форма биологического отражения.

Главные свойства человеческого сознания: 1) идеальность – особая, нематериальная сущность сознания; 2) интенциальность – направленность на предмет; 3) идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи.

39.  Социальная сущность сознания. Диалектика индивидуального и общественного сознания.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном  и целенаправленном отражении действительности.

Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

В рамках сочетания взаимодополняющих  подходов к вопросу о происхождении  сознания ключевым является деятельностный подход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания человека рассматривается как результат развития его предметной деятельности. Человек, в отличие от неразумного животного, не только пользуется благами природы, но и преобразует ее по мере своих сущностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли). Сознание первобытных людей носило преимущественно конкретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и соответственно неразвитостью системы средств общения между людьми. Сложный процесс изготовления орудий труда, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомощи – все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных. Возникновение сознания неотделимо от появления речевого общения людей и языка как средства этого общения. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Материальной, физиологической основой сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и, прежде всего, его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, дифференцированностью структур и процессов. Дикарь, обретший сознание, впервые замечает, что он существует, что вокруг него находятся предметы, с которыми он связан и которые связаны между собой. Сознание есть, таким образом, понимание того, что происходит в окружающей действительности. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов – идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объективного мира, как главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Сознание охватывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг – это часть личности, общества и истории. Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками человеческого отражения мира выступают сначала орудия, затем словесные  знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их общностей. Итак, сознание представляет собой отражение действительности в мозгу человека, сопровождающееся пониманием того, что происходит во внешнем мире, и основанное на этом понимании целеполагание и мыслительную деятельность, обеспечивающую соответствующую ориентацию в окружающем мире и его творческое изменение в интересах общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"