Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
1. логический – материя как философская категория;
2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;
3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение.
Заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
33. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение. Формы движения материи, их взаимосвязь.
Существуют различные подходы к понятию движения.
Материализм: движение – это
1) изменение вообще;
2) способ существования материи.
Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.
Объективный идеализм: “движение
– это рост, изменение, уничтожение, возникновение,
Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Основные свойства движения:
1) объективность,
2) абсолютность,
3) относительность,
4) противоречивость.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:
1. механическое – пространственное перемещение тел;
2. физическое – перемещение атомов, молекул;
3. химическое – различные химические реакции;
4. биологическое – обмен веществ;
5. социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:
1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).
Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.
Простые формы движения
материи могут
34. Пространство и время как философские категории.
Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.
Наиболее общая характеристика пространства – свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.
Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует 2 концепции пространства и времени:
Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон).
Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).
Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.
Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
35. Философская и научная картина мира.
В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из решений античной философии о "кирпичиках" и строении всего мира из них стала основой научного знания вплоть до 20 века.
Для материи указывались конкретные характеристики: существования массы, непроницаемость, т.е. предлагалось, что существуют неделимые "кирпичики мироздания", но и существуют определенные абсолютные свойства присущие всему мирозданию.
Такая трактовка пережила кризис научной революции начала 20 века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не существует свойств присущих всем без исключения объектам.
В этот период распространился другой подход к трактовке материи. Он существует еще с 18 века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской философии.
Суть его в том, что в основу категории материи, в основу осмысления единства мира были положены субъективно - объективные отношения, взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его можно относительно нашего сознания ("материя - данная реальность через ощущения").
Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов способную проявлять себя во взаимодействии.
Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях взаимопревращаются друг в друга.
Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир взаимодействующих объектов это изменяющийся мир и вся совокупность происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.
Реальное движение материально, т.к. это является процессом изменения материального мира. Движение абсолютно в том смысле, что она существует всегда, т.к. нет изменения объектов и оно бесконечно многообразно. Движение объективно противоречиво, ибо любой объект одновременно и "прибывает" и " изменяется". Всеобщее взаимодействие и изменчивость есть важнейшая характеристика "бытия".
На протяжении 20 века картина мира претерпела глубокие изменения. В классической науке мир представлялся:
1) построенный из неизменных кирпичиков;
2) построенный на однозначных причинных связях.
Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет человеческой свободы.
Пересмотр этой картины мира потребовал уточнение или изменение традиционных философских категорий в которых отражены общие связи.
36. Диалектико – материалистическое понимание сознания. Критика идеализма и вульгарного материализма по проблеме сознания.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Д. м. создан в 19 в. Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, др. философами-марксистами. Теоретическими источниками Д. м. явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Основными системообразующими принципами Д. м. являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика; принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии; принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности; принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с др. Поэтому Д. м. и исторический материализм представляют собой единое философское учение. Д. м. выполняет ряд важных функций. Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой. Др. его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания Д. м. разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.
37 . Возникновение сознания как результат эволюции форм отражения в живой природе. Активно-творческий характер человеческого отражения мира.
Все явления, объекты, процессы
объекты существующего
Суть теории отражения в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Ключевыми понятиями теории отражения являются:
*отражение; *раздражимость; *чувствительность; *психическое отражение; *сознательная форма отражения.
Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом). Элементарными формами отражения являются:
•механическое; •физическое; •химическое.
Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:
• раздражимость - простейшая форма биологического отражения (движение растений за Солнцем);
• чувствительность - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений;
• психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность моделировать поведение (только у людей и высших животных);
• сознание - высшая форма биологического отражения.
Главные свойства человеческого сознания: 1) идеальность – особая, нематериальная сущность сознания; 2) интенциальность – направленность на предмет; 3) идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи.
39. Социальная сущность сознания. Диалектика индивидуального и общественного сознания.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
В рамках сочетания взаимодополняющих подходов к вопросу о происхождении сознания ключевым является деятельностный подход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания человека рассматривается как результат развития его предметной деятельности. Человек, в отличие от неразумного животного, не только пользуется благами природы, но и преобразует ее по мере своих сущностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли). Сознание первобытных людей носило преимущественно конкретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и соответственно неразвитостью системы средств общения между людьми. Сложный процесс изготовления орудий труда, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомощи – все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных. Возникновение сознания неотделимо от появления речевого общения людей и языка как средства этого общения. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Материальной, физиологической основой сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и, прежде всего, его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, дифференцированностью структур и процессов. Дикарь, обретший сознание, впервые замечает, что он существует, что вокруг него находятся предметы, с которыми он связан и которые связаны между собой. Сознание есть, таким образом, понимание того, что происходит в окружающей действительности. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов – идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объективного мира, как главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Сознание охватывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг – это часть личности, общества и истории. Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками человеческого отражения мира выступают сначала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их общностей. Итак, сознание представляет собой отражение действительности в мозгу человека, сопровождающееся пониманием того, что происходит во внешнем мире, и основанное на этом понимании целеполагание и мыслительную деятельность, обеспечивающую соответствующую ориентацию в окружающем мире и его творческое изменение в интересах общества.