Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ - Философия.doc

— 576.50 Кб (Скачать)

Закон – категория, отображающая существенные, необходимые  и повторяющиеся связи между  явлениями реального мира. Марксистская философия исходит из признания объективного характера закона природы и общества. Люди не могут ни уничтожить, ни изменить или преобразовать законы, действующие независимо от их воли и сознания. Изучив действие закона, человек может применить его в своих интересах. Закон природы и общества вечные и неизменные. Теоретические законы - рассматривают глубокие внутренние связи процессов, механизм их протекания. Эмпирические законы - выражают связи между чувственно наблюдаемыми свойствами вещей и явлений (Гей-Люссак). Законы: 1). Статистические (взаимодействие со множеством случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию. 2). Динамические (закон абстрагируется от множества второстепенных и случайных факторов). Детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм считает, что общественная жизнь имеет закономерный характер. Законы, определяя основную линию исторического развития, не предопределяют многообразие деятельности индивида и социальной группы. Волюнтаризм  - идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм - социально-политическая практика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Фатализм  - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор => подтверждается действие законов.

 

56.    Общество как саморазвивающаяся система и особенности его философского исследования.

Построение теоретической  модели общества начинается с определения  основы его существования и развития, которое определяет его структуру и функционирование, характерные черты. Представление о сущности общества появляются с зарождением философии. Так, по мнению древнегреческого философа Платона, главное в обществе (в государстве) – установление, реализация идеи общественной справедливости. Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для наиболее полного удовлетворения "социальных инстинктов". Общество имеет естественное происхождение и представляет собой результат деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения их социальных потребностей. Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие "небесное" происхождение. К наиболее древним относятся также идеи договорного основания общества и государства, высказанные в философии буддизма в Древней Индии, в учениях Эпикура и Лукреция, а также некоторыми философами средневековья. Предполагалось, что общественное устройство основывается на сознательном соглашении между людьми. В развиваемых религиозной философией средневековья (Августином, Фомой Аквинским) взглядах общественное бытие выводилось их божественного предписания. Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и права. Крупнейшие мыслители 16в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) рассматривали общество как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития. Так, Боден подчеркивал влияние естественной сферы на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни.

Как видно, вопросы общественного  развития находились в поле зрения философов с древнейших времен.

Концептуальное  оформление представлений об обществе получают в 17 – 18 вв. В это время философские проблемы общества выделяются в самостоятельный предмет исследования, формируется особая сфера философствования – социальная философия. Первые социально-философские теории создают Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, и др. философы.

Философия по отношению  к обществу выполняет методологическую роль (в решении глобальных проблем, исходных принципов развития истории). Философия формирует цельное представление об обществе и историческом процессе, изучает историю не отдельных государств, а в целом универсальную историю всего человечества. Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека, соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.

Рассмотрим системные  теории общества, философские основания  которых составляют натурализм, идеализм, материализм. Суть натурализма многолика, но так или иначе проявляется в отождествлении общества с животным и растительным миром или их отдельными популяциями, в распространении законов биологии, механики на общество, в объявлении тех или иных элементов природной среды определяющими факторами истории человечества. Г. Спенсер (Англия) свои сочинения в значительной степени посвятил "изложению тех оснований, которые позволяют нам утверждать, что постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа". Утверждая, что "общество есть организм", Спенсер уподоблял структуру и функции общества функциям и органам живого тела (деньги сравнивались с кровью, ж/д – с кровеносными сосудами и т.д.). Человеку в обществе отводилось такое же место как клетке в организме. Основным законом истории человечества Спенсер называл закон выживания наиболее приспособленных существ.

Широкое распространение  в 17 - 18 веках получила, так называемая, "договорная" концепция общества. Для представителей этой концепции (Гоббс, Руссо) характерно представление о том, что люди под давлением обстоятельств вынуждены передать обществу (государству) контроль над своими действиями, отчуждая собственную свободу. Именно этот акт, по мнению Руссо, "создает его моральное и коллективное единство". Но государство они рассматривали как следствие развития общественного сознания, а не экономического развития.

 

 

57. Экономические отношения – базис общественной жизни. Диалектика экономического базиса и социально-политической и идеологической надстройки в структуре общественно-экономических формаций.

Зависимость идеологических отношений и связанных с ними социальных явлений от материальных отношений превращает последние  в базис общества, его экономическую структуру. Категории базис и надстройка дают более развернутую характеристику общества как системы, раскрывают субординацию важнейших элементов его общей структуры.

Экономическую структуру или базис общественно-экономической формации составляет совокупность производственных отношений, т.е. отношений в сфере производства и распределения. К. Маркс подчеркивает, что производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером. Объясняя строение и развитие данной общественной формации исключительно производственными отношениями – К. Маркс, тем не менее, везде и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки, облекая скелет плотью и кровью. Таким образом, в структуру общественно-экономической формации входят и надстроечные явления – идеи, отражающие базис, созданные в соответствии с этими идеями учреждения и сложившиеся в обществе идеологические отношения, возникающие на основе определенного экономического базиса. Наконец, сюда входят и такие явления, не относящиеся ни к базису, ни к надстройке, как быт, семья, а также конкретные исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация), но именно базис и надстройка определяют специфику формации как целостного социального организма. Каков экономический базис данного общества, таковы и господствующие в нем системы политических правовых, религиозных, философских взглядов, а также соответствующие отношения и учреждения этого общества. В то же время надстройка не пассивна к экономическому базису, она активно воздействует на него. В чем это выражается? Разные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом. В одном случае эта связь прямая и легко обнаруживается, в другом она носит опосредованный характер. Такая связь труднее поддается наблюдению. Примером первой служит связь политических и правовых отношений и им соответствующей идеологии с экономической структурой общества. Экономический строй здесь непосредственно обуславливает политические и правовые отношения. Далее, надстройка обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. После того как та или иная надстроечная форма вызвана к жизни экономическими условиями, она, как правило, не сразу отражает изменения, происходящие в базисе, в силу чего может возникнуть частичное несоответствие надстройки и базиса. С другой стороны, передовые идеи возникают и в тех странах, в которых новый базис не успел сложиться или, во всяком случае, сложился не в такой степени, как в других странах. Надстройка обладает известной преемственностью в своем развитии. Определяясь своим базисом, она испытывает влияние предшествующей надстройки. Для более полного анализа всей системы общественных отношений выделяют различные сферы общества: материально-производственную, социальную, политическую и духовную. В каждой сфере присутствуют и материальные, и идеальные отношения.

 

 

58. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и классы.

Решающим условием жизни общества является производство материальных благ. Но люди производят эти блага не в одиночку, а сообща, образуя определенные устойчивые общности, многообразные и взаимосвязанные группы и коллективы. В истории известны такие устойчивые общности людей, как род, племя, народность, нация, население города, деревни, различные коллективы (производственные, профессиональные, политические и т.п., общественные прослойки, классы, семья и т.д.). Все эти общности и коллективы являются составными частями единого целого – общества и в своей совокупности, во взаимодействии составляют социальную структуру общества. Социальная структура – исторически сложившаяся устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами, социальными общностями людей, классами, социальными группами. Социальная структура общества исторически изменяется, все ее элементы и составные части находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, в развитии и изменении. Основой этих изменений являются изменения в определенной системе общественного производства. Структурированность общества была открыта и понята отнюдь не сразу, хотя определение группы как "известного числа людей, объединенных общим интересом или общим делом" встречается в книге Гоббса "Левиафан". В устойчивую же концепцию представление о социальной структуре общества оформляется лишь в 19 в. Социальная система имеет следующую структуру: 1) Экономическая сфера – важнейшая сфера общества, прародительница других сфер. Поскольку отношения собственности – главное в экономической структуре, можно сказать, что экономическая структура образует базу социальной структуры. Иными словами, из определенной формы материального производства вытекает определенная структура общества. Материальное производство –  общественный процесс производства и воспроизводства социальной жизни, общественных связей, в которые они вступают в процессе жизнедеятельности, основа общественной жизни. В материальном производстве выделяют 2 подсистемы: 1-Технический способ производства – взаимодействие людей со средствами труда. 2-Экономический способ производства – общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, позволяющий обществу функционировать(закон между производительными силами и производственными отношениями – закон соответствия). 2) Политическая сфера. Любое общество – система множества элементов, - нуждается в институтах, которые организовывают взаимодействие между ними. Эту функцию и выполняет политическая структура. 3) Социальная сфера – совокупность всех функционирующих структур в обществе. Основные подструктуры: этническая, социально-классовая, демографическая, поселенческая, профессионально-образовательная. Рассмотрим социально-классовую подструктуру: Первоначально представления о социальной структуре общества формировались как идея его классового деления. Но понятие социальной структуры(или сферы) более широко, чем понятие классовой структуры, т.к. социальная структура включает в себя также структуру демографическую, этническую, профессиональную и т.д. Но для понимания процессов функционирования и развития общества значимы классы и этносы. Классы, наряду со сложными профессиональными группами, различаются по месту, занимаемому ими в системе общественного производства, а этносы (племя, народность, нация, религиозные группы) обособляются по принципу общности культуры и т.д. Деление общества на классы – это основное деление, определяющее систему отношений и взаимодействий во всей социальной структуре. Классовыми отношениями обуславливается характер и течение исторических процессов на глобальном уровне. Согласно философии марксизма, в основе деления общества на классы лежит закон разделения труда. Классы возникают тогда, когда развитие производительных сил порождает прибавочный продукт. Классовая структура общества – историческое образование: в свой срок возникает, в свое время и исчезает. В западной социологии существует несколько ключевых идей и установок, противопоставляемых марксистскому учению о классах и их сущности. Во-первых, эта идея стратификации общества, т.е. деления его на слои – страты. Причем эта стратификация видится многомерно. Во-вторых, идея мобильности, т.е. более или менее свободного перемещения людей из одной страты в другую, смены социального статуса. В целом для западной современной социологии присуще подчеркивание мобильности, подвижности людей относительно страт. Отсюда вывод: современное западное общество – это общество "среднего класса" или "средней массы". Поэтому движение "вверх" превалирует над движением "вниз". И 4) Духовная сфера.

 

59. Политическая сфера общественной жизни. Государство – важнейший институт политической организации общества. Политические партии, политические движения.

Появление частной  собственности антагонистических классов породила огромные социальные последствия. Во-первых, в корне преобразуются те сферы общественной жизни, которые уже сложились (изменяется характер производства, общественное устройство, а также структура и содержание общественного сознания). Во-вторых, появляются новые сферы и новые явления общественной жизни, среди которых особое значение имеет сфера социально-политических отношений, институтов, учреждений и организаций – политическая система общества, которая регулирует всю совокупность социально-политических отношений данного общества. Политическая сфера – это сфера, где непосредственно осуществляется социально-историческая практика общественных субъектов (классов, социальных групп, партий), которые вступают в определенные отношения друг с другом, используя различные политические и общественные институты. Что же такое политика? Политика – есть активность, направленная на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще. Право есть только одна из форм осуществления политики. Политика может осуществляться на основе чистого произвола, вне всяких правил. Как сфера общественной жизни политика включает также политические идеи и соответствующие им учреждения, которые призваны защищать экономические интересы господствующего класса. Экономические интересы есть социальная причина политических действий. Политика – предпосылка создания новой экономики. Цель политики, следовательно, - создание или сохранение наиболее выгодных условий существования власти, т.е. устройство государственной власти. Чтобы быть искусством управления, политика должна: 1) опираться на достижения науки; 2) соответствовать высшим критериям нравственности. Если политика опирается на ресурс нравственности народа, то она мудра и дальновидна. Принцип добра и справедливости – величайшая ценность, если он не утрачен, то остается и надежда. Структура политической деятельности: 1) умение ставить и решать задачи ближайшие и перспективные (тактика и стратегия); 2) использование форм, методов, средств организации для достижения целей; 3) подбор и расстановка кадров. При этом необходимо различать "политическая система общества" и "система политической власти". Если "политическая система" включает в себя все институты, организации и учреждения, существующие в данном обществе и служащие реализации классовых интересов, то система "политической власти" определенного класса включает в себя только те организации и учреждения, через посредство которых господствующий класс осуществляет свою политическую власть. Это определяется тем, что в руках этого класса находится государство, через посредство которого он осуществляет свои властные функции. Наиболее важным видом власти является политическая власть, реальная способность данного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть имеет классовый характер, опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны; она означает определенную организацию и деятельность в осуществлении определенных целей и задач. Условием существования любого государства является интеграция определенных интересов всех слоев общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"