Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"
Закон – категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира. Марксистская философия исходит из признания объективного характера закона природы и общества. Люди не могут ни уничтожить, ни изменить или преобразовать законы, действующие независимо от их воли и сознания. Изучив действие закона, человек может применить его в своих интересах. Закон природы и общества вечные и неизменные. Теоретические законы - рассматривают глубокие внутренние связи процессов, механизм их протекания. Эмпирические законы - выражают связи между чувственно наблюдаемыми свойствами вещей и явлений (Гей-Люссак). Законы: 1). Статистические (взаимодействие со множеством случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию. 2). Динамические (закон абстрагируется от множества второстепенных и случайных факторов). Детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм считает, что общественная жизнь имеет закономерный характер. Законы, определяя основную линию исторического развития, не предопределяют многообразие деятельности индивида и социальной группы. Волюнтаризм - идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм - социально-политическая практика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор => подтверждается действие законов.
56. Общество как саморазвивающаяся система и особенности его философского исследования.
Построение теоретической модели общества начинается с определения основы его существования и развития, которое определяет его структуру и функционирование, характерные черты. Представление о сущности общества появляются с зарождением философии. Так, по мнению древнегреческого философа Платона, главное в обществе (в государстве) – установление, реализация идеи общественной справедливости. Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для наиболее полного удовлетворения "социальных инстинктов". Общество имеет естественное происхождение и представляет собой результат деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения их социальных потребностей. Древнекитайский мыслитель Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие "небесное" происхождение. К наиболее древним относятся также идеи договорного основания общества и государства, высказанные в философии буддизма в Древней Индии, в учениях Эпикура и Лукреция, а также некоторыми философами средневековья. Предполагалось, что общественное устройство основывается на сознательном соглашении между людьми. В развиваемых религиозной философией средневековья (Августином, Фомой Аквинским) взглядах общественное бытие выводилось их божественного предписания. Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и права. Крупнейшие мыслители 16в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) рассматривали общество как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития. Так, Боден подчеркивал влияние естественной сферы на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни.
Как видно, вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен.
Концептуальное оформление представлений об обществе получают в 17 – 18 вв. В это время философские проблемы общества выделяются в самостоятельный предмет исследования, формируется особая сфера философствования – социальная философия. Первые социально-философские теории создают Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, К. Гельвеций, и др. философы.
Философия по отношению к обществу выполняет методологическую роль (в решении глобальных проблем, исходных принципов развития истории). Философия формирует цельное представление об обществе и историческом процессе, изучает историю не отдельных государств, а в целом универсальную историю всего человечества. Важными проблемами социальной философии являются: деятельность человека, соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития.
Рассмотрим системные теории общества, философские основания которых составляют натурализм, идеализм, материализм. Суть натурализма многолика, но так или иначе проявляется в отождествлении общества с животным и растительным миром или их отдельными популяциями, в распространении законов биологии, механики на общество, в объявлении тех или иных элементов природной среды определяющими факторами истории человечества. Г. Спенсер (Англия) свои сочинения в значительной степени посвятил "изложению тех оснований, которые позволяют нам утверждать, что постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа". Утверждая, что "общество есть организм", Спенсер уподоблял структуру и функции общества функциям и органам живого тела (деньги сравнивались с кровью, ж/д – с кровеносными сосудами и т.д.). Человеку в обществе отводилось такое же место как клетке в организме. Основным законом истории человечества Спенсер называл закон выживания наиболее приспособленных существ.
Широкое распространение в 17 - 18 веках получила, так называемая, "договорная" концепция общества. Для представителей этой концепции (Гоббс, Руссо) характерно представление о том, что люди под давлением обстоятельств вынуждены передать обществу (государству) контроль над своими действиями, отчуждая собственную свободу. Именно этот акт, по мнению Руссо, "создает его моральное и коллективное единство". Но государство они рассматривали как следствие развития общественного сознания, а не экономического развития.
57. Экономические отношения – базис общественной жизни. Диалектика экономического базиса и социально-политической и идеологической надстройки в структуре общественно-экономических формаций.
Зависимость идеологических отношений и связанных с ними социальных явлений от материальных отношений превращает последние в базис общества, его экономическую структуру. Категории базис и надстройка дают более развернутую характеристику общества как системы, раскрывают субординацию важнейших элементов его общей структуры.
Экономическую
структуру или базис общественн
58. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и классы.
Решающим условием
жизни общества является производство
материальных благ. Но люди производят
эти блага не в одиночку, а сообща, образуя
определенные устойчивые общности, многообразные
и взаимосвязанные группы и коллективы.
В истории известны такие устойчивые общности
людей, как род, племя, народность, нация,
население города, деревни, различные
коллективы (производственные, профессиональные,
политические и т.п., общественные прослойки,
классы, семья и т.д.). Все эти общности
и коллективы являются составными частями
единого целого – общества и в своей совокупности,
во взаимодействии составляют социальную
структуру общества. Социальная структура
– исторически сложившаяся устойчивая
система связей и отношений между различными
элементами общества как целого: отдельными
индивидами, социальными общностями людей,
классами, социальными группами. Социальная
структура общества исторически изменяется,
все ее элементы и составные части находятся
во взаимосвязи и взаимозависимости, в
развитии и изменении. Основой этих изменений
являются изменения в определенной системе
общественного производства. Структурированность
общества была открыта и понята отнюдь
не сразу, хотя определение группы как
"известного числа людей, объединенных
общим интересом или общим делом" встречается
в книге Гоббса "Левиафан". В устойчивую
же концепцию представление о социальной
структуре общества оформляется лишь
в 19 в. Социальная система имеет следующую
структуру: 1) Экономическая
сфера – важнейшая сфера общества, прародительница
других сфер. Поскольку отношения собственности
– главное в экономической структуре,
можно сказать, что экономическая структура
образует базу социальной структуры. Иными
словами, из определенной формы материального
производства вытекает определенная структура
общества. Материальное производство
– общественный процесс производства
и воспроизводства социальной жизни, общественных
связей, в которые они вступают в процессе
жизнедеятельности, основа общественной
жизни. В материальном производстве выделяют
2 подсистемы: 1-Технический способ производства
– взаимодействие людей со средствами
труда. 2-Экономический способ производства
– общественный способ взаимодействия
производительных сил и производственных
отношений, позволяющий обществу функционировать(закон
между производительными силами и производственными
отношениями – закон соответствия). 2) Политическая
сфера. Любое общество – система множества
элементов, - нуждается в институтах, которые
организовывают взаимодействие между
ними. Эту функцию и выполняет политическая
структура. 3) Социальная
сфера – совокупность всех функционирующих
структур в обществе. Основные подструктуры:
этническая, социально-классовая, демографическая,
поселенческая, профессионально-
59. Политическая сфера общественной жизни. Государство – важнейший институт политической организации общества. Политические партии, политические движения.
Появление частной
собственности антагонистически