Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".
Традиции Милецких
и Гераклита получили свое раз-тие в 5-ом
веке до н.э. особенно в учении Демокрита,
к-рый развивая идею Левкиппа разработал
атомистическую теорию. По его мнению,
мир имеет свое материальное первоначало.
Сущ два вида материи: атомы и пустота.
Атомы неизменны, неделимы, одинаковы
и равноскоростны, кроме них еще реально
существует пустота, в к-рых атомы движутся.
Идеи Демокрита в дальнейшем были развиты
Эпикуром и Лукрецием Каром. Родоначальником
идеализма признается Платон, к-рый глубоко
и существенно разработал теорию диалектики
понятия. Именно Платон и его учитель Сократ
основали учение объективного идеализма.
Теория Платона - теория воспоминаний.
Согласно Платону наши души живут в мире
идей, существующем извечно. Покинув его,
душа как бы забывает о нем, однако иногда
душа бывает способна вспомнить то, что
видела в мире идей. Античная философия
достигла своего расцвета в учении Аристотеля.
Его учение охватывало все знания, поэтому
в своих философских учениях Аристотель
колебался между материализмом и идеализмом.
Вопрос 26. Немецкая классическая философия. (Кант, Гегель, Фейербах)
Родоначальник И. Кант
Кант уделял много времени естествознанию и выдвинул космогоническую гипотезу (о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, которая развивалась и развивается согласно присущей ей закономерности. В этом смысле можно сказать, что Кант впервые дал глубокую критику метафизическому пониманию природы. В целом система Канта ориентируется на компромисс между материализмом и идеализмом. Кант признает объективную реальность, но считает, что «Вещи в себе» не зависят от познающего субъекта, и, более того, непознаваемы. Идеализм у Канта приобрел форму априоризма (знания без ссылки на опыт). Источником знания, по Канту, являются независимые от опыта, предшествующие ему определенные формы чувственного и рассудочного. Еще до того как человек столкнулся с понятием причинности это понятие уже было. Не понятия должны соответствовать объектам, а объекты понятиям. В разуме неизбежно возникают Антиномии - противоречия, с одинаковой степенью доказуемые и обьясняемые в мыслительном процессе.
1. Мир конечен
(тезис) и бесконечен(
Будучи уверенным в непознаваемости мира, Кант ошибочно полагал, что такие антиномии неразрешимы.
Гегель: Считал, что некая духовная сила является творцом действительности. Эту духовную силу Гегель называет абсолютной идеей или абсолютным духом. Она существует неизвестно где, до возникновения мира. При этом абсолютная идея обладает способностью развиваться. Движущей силой развития при этом Гегель называет стремление абсолютного духа познать себя. Путь развития абсолютной идеи представляет собой замкнутый круг, возвращающий абсолютную идею самой себе. Гегелевская Ф состоит из 3-х частей: 1. логика 2. Ф природы 3. Ф духа. Каждая из этих частей как бы раскрывает ступени развития духа.
1-ая часть рассматривает законы мышления, разума, но речь идет не об обыкновенном человеческом мышлении, а об объективном мышлении, т.е. о мышлении как деятельности существующей независимо от человека и от природы.
Содержание 2 части по сути есть превращение абсолютной идеи в предметы и явления природы.
3 часть представляет собой идеалистическую Ф-ию общественной жизни. Абсолютная идея на этом этапе развития сбросила природную оболочку и воплотилась в обществе.
Фейербах развил
учение антропологического материализма.
Он был последним представителем
НКФ. По его мнению, философия должна
быть антропологической. Он считал, что
вещи нужны как средства жизни, что они
есть объективные как сама природа. Сознание
и мышление являются продуктами человеческого
МОЗГА который есть высший продукт
материи. Он признает познаваемость мира,
говорит, что вещи отражены в нашем сознании,
что наши ощущения и представления - образы
вещей. Однако материализм у него механический,
метафизический (отбросил диалектику),
непоследовательный.
Вопрос 27. Общество как целостная, саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общество – особая подсистема объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. В живой природе в лучшем случае наблюдается лишь приспособление к окружающей действительности, общество же может оказывать на эту действительность определенное воздействие.
Рассмотрение общества как системы означает
1) Необходимость дать его структурно-функциональный анализ.
2) Рассмотреть
его как динамическую
Система - есть совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность единства.
Структура - совокупность устойчивых связей общества, обеспечивающих его целостность.
Охарактеризовать общество как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития общества следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений, в противоречиях надстройки и базиса в общественно – экономических формациях. Рассмотрение общества как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.
Сферы жизни общества суть эконом, социальн, полит, духовная.
Эти сферы существуют
в любом обществе. Они в свою
очередь могут делиться на составные,
которые также делимы. Выделив эти
основные сферы и продолжая раскрывать
их дальше, получим полный структурный
анализ. Функциональный анализ раскрывает
назначение одного из элементов по отношению
к другому и к системе в целом, раскрывает
зависимость изменений одного элемента
от изменений в другом элементе.
Ворос 28. Личность, ее формирование и развитие. Проблема свободы и ответственности личности.
В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого. Жизнь индивида не отделена от коллективной жизнедеятельности. Индивидуальности нет. Однако значение индивидуальности начинает постепенно проявляться. К индивидуально-природным различиям начинают добавляться различия социальные, а затем и индивидуально-личностные. Иными словами, вначале человек выступает просто как особый индивид, затем как социальный индивид и затем как личность. Каждой из этих форм бытия человека соответствует и определенный тип самосознания. Этот процесс автономизации индивида, осознания значимости, социальной и личной ценности индивидуальности и индивидуальных различий называется персонализацией.
Исторический процесс становления индивидуальности начинается с родового строя. Сознание человека в этот период во многом архаично. Для первобытного человека характерно переносить собственные качества на природные объекты, неспособность отчетливо различать субъективное от объективного, материальное от духовного, предмет и знак, вещь и слово, существо и его имя, единичное и множественное, статичное и динамичное, пространственное и временное. Течение жизни и времени воспринималось этим архаическим сознанием не как линейный, а как циклический процесс, субъектом которого был не отдельный индивид, а племя, община. В первобытной общине основным средством передачи социального опыта являлось следование традициям.
В условиях рабовладения и феодализма возникает новый тип отношений человека и общества, а следовательно, и новый исторический тип личности. Человек как разумное существо обязан контролировать и регулировать свои действия собственным сознанием. Внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности и иерархической сословности. Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений.
Буржуазное общество
на место личной зависимости людей
ставит отношения экономической
зависимости. Общественное разделение
труда и товарное производство разрушают
сословные рамки, которые ограничивали
развитие личности. Социальные связи выступают
по отношению к отдельным личностям и
как внешняя необходимость, и как средство
достижения поставленных целей. Это значительно
повысило меру свободы индивида, возможность
выбора жизненного пути. Личная жизнь
человека становится важным фактором
экономического успеха предприятия. На
смену закрытости, замкнутости личности
приходит открытость и общительность.
Вопрос 29. Понятие способа производства. Диалектика развития производительных сил и производственных отношений.
Производство - это процесс взаимодействия общества и природы в результате которого люди добывают все необходимые средства существования. Совершенствуя пр-во, человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию истории, СП материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и объяснены только из конкретно-исторически существующего способа производства, т.е. каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует основу из к-рой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения (искусство, религия и т.д.) из к-рых они поэтому и должны быть объяснены.
__________________ Способ производства _________________
|
Производительные силы Производственные отношения
|
- предмет труда - отношения по поводу форм собств-сти
- средство труда
(орудие труда, инфраструктура) -
отнош. по поводу обмена рез-
- люди - отнош. по поводу распределения продукции
Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть ПС)
Главный структурный элемент ПС – люди. Определяющим ПС являются средства труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.
Способ пр-ва – это 1. соединение техники с человеком. 2. Способ добывания материальных благ для к-рого характерны исторически определенные отношения между людьми. Таким образом СП это не просто способ воздействия на природу, а вид жизнедеятельности людей их опред образ жизни.
Диалектика развтия ПО и ПС
рабовладельческий труд - доиндустриальное пр-во, об-во;
машинный труд - инд пр-во;
автотруд - пост инд об-во;
почему так, рассказано в книге Маркса «Критики политэкономики. Предисловие»
В данной книге Маркс пишет, что люди в пр-ве вступают в ПО. (ПО завис от ПС)
ПО, находятся в зависимоти от ПС, явл необх истор обусл условием для раз-тия ПС. Люди довольно консервативны, поэтому ПО развивается медленнее ПС. Такое недоразв явл экон причиной соц рев в рез-те к-рой происходит смена пр-венных отношений в соответствии с уровнем развития ПС. Причина кризиса при соц строе - несоответствие (ПО создавались искуственно, подгонялись под соц идеологию;)
Производственные отношения соответствуют ПС. (ПО == ПС);
Взаимодействие ПС и ПО подчиняется общему, действующему на протяжении всей истории з-ну соответствия ПО уровню развития ПС. Этот з-н выраж объективно сущ зависимость ПО от развития ПС. В общ-ном пр-ве своей жизни люди вступают в опред, необходимые и не завис от их воли ПО, соответсв данному уровню раз-тия ПС.
ПО призваны укреплять и способств саморазвитию породивших их ПС. ПС развивается непрерывно, ПО - скачкообразно. На опред этапе раз-тия ПО начинает отставать от ПС, тогда ПО превращаются в оковы ПС. Возникает конфликт, к-рый может разрешиться только соц революцией, в ходе происходит обновленииие ПО.
Если же не происходит замены ПО то в об-ве неизбежно возникает кризис.
Вывод: Современные
ПО капитализма способствуют развитию
ПС, о чем свид высокая произв труда в развитых
странах. ПО, основанные на обществ собственности
сдерживают развитие ПС, о чем свид низкая
производ труда (например в России).
Вопрос 30. Социальная структура общества и ее развитие. Различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы и слои. Понятие социальной стратификации.
Соц структура об-ва. Любое об-во не есть просто совокупность отдельных индивидов, а есть совокупность различных групп людей, объединенных какими-либо интересами. Таким образом, об-во – совокупность связей и отнош к-рые складываются между группами и общностями, в к-рые объединены люди. Соц структура об-ва - совокуп классов, слоев, групп и взаимоотношений между ними. Определение класса было дано Лениным в его работе «Великий почин» Классы - большие группы людей, различ по их месту в истор опред системе обществ пр-ва, по их отношению к собственности, по их месту в обществ организации, а также по размерам и способам получения доли тех обществ богатств, к-рыми они располагают.