Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".
1) экологическая
2) ядерные угрозы
3) демографическая
4) ограниченное кол-во
ресурсов.
Вопрос 46. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.
Целостное представление о жизни О дает рассмотрение только 3 сферы О жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь О это сфера О жизни, к-рая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику О во всей его целостности. Истоки духовной жизни О коренятся в двойственной природе О. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. Бытие человека- это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отлич его от животного, явл то, что для удовл своих потребностей он не приспосабливается к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное пр-во. Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовл человеческих потребностей. Рез-том матер пр-ва явл материальные вещи. Духовное пр-во - осущ не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, к-рый представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают : 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация чел-ка в мире., она направлена на изменение материальной жизни О . Кроме того, продукты духовной деят-ти - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, пердмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостояетльно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые сущ объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деят-ти людей ни хера не значат. Пинципиальное различие между материальной и духовной деят-ти людей сводится к следующему:
1. Духовные потребности
человека, в отличие от других
не заданы биологически. Потребность
в освоении науки, культуры
сама по себе не возникает.
Она формируется и развивается
социальным окружением
4. Материальные и
дух богатства принципиально
различны. Идеальные образования
имеют всеобщий характер
5. Духовная деят -ть самоценна .6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот. 7. В сфере МП большинству членов О навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот.
ДП формируется
при участии людей, профессионально
заним умств трудом. Рез-том ДП явл
идеи, теории, образы, дух ценности, дух
связи индивидов, и наконец, сам человек.
Вопрос 47.
Сущность диалектико-
Условия для выработки ДМПИ подготавливались развитием О-полит мысли конца 14 начала 20 века. Изменения, к-рые произошли в обществе в это время позволили Марксу и Энгельсу выработать материалистический взгляд на О. Дело в том, что с переходом к капиталистическим производственным отношениям исчезла былая хоз изолированность. Появилась возможность посмотреть на мир в целом и обнаружить закономерности развития О.
Материалистически решив основной вопрос Ф-ии, Маркс и Энгельс распростр его на Обществе.
обществ отношения
______________________________
материальные
I
Матер производство и потребл Идеи
2.Воспитание людей
3.Отношение к природе
4.Отношения в быту и семье
______________________________
Обществ бытие
______________________________
Общественное сознание. Это соц форма материя, объективная реальность к-рая складывается независимо от _________________, это область духовного рассм нрвств норм, правовых установок, в к-рых отражается обществ бытие.
Диалектика объективного и субъективного в истории.
Историю творят люди, они являются ее субъектами. Развитие общественности происходит в рез-те деятельности людей, их общественно- исторической практики. Различают следующие виды практики:
1.Материально
2.Соц деятельность по преобразованию общества.
3.Научный эксперимент.
Материальная деят-ть, преображающая природу в целях удовл общест потребностях составляют основной способ существования и развития общ-ва
______________________|_______
| |
ЗСИ, ЗСЭ, з-н тяготения
2)общественное распределение труда
3)Соответствие ПО по характеру и уровню
развития ПС
4.З-н смены общественно экономич. формаций (эпох)
Отличительной особенностью
з-нов общества явл то, что они преломляются
через призму человеческого сознания
и проявляются в деят-ти людей.
1. Определяющая роль бытия по отношению к ОС(1л)
2. Развитие О есть естественно - истор процесс, смена ОЭФ , по Марксу.
3. О - саморазвивающаяся система.
4. Источником саморазвития О между возвыш потребностями людей и возможностью удовл их.
5. Движ силой развития
О, по марксу, противоречия
в сфере производства. По-нашему
- экономически дееспособные
Вопрос 48. Религиозное и атеистическое сознание: сущность, функции, специфика. Политеизм, монотеизм и патеизм.
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни. В современной Ф-ии различают три ступени в истории религии: 1) религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2) религия, признающая всемогущего "Бога-господина", требующая повиновения ему; сюда же относится и религия как простая мораль без Бога; 3) религия искупления, возникающая из чувства греховности. Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами: религиозной деятельностью, отношениями и организациями.
Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера - это интегративная часть религиозного сознания. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью. Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы и необходимость сохранения этой веры
Политеизм - это вера в то, что мир и окружающая среда правится и контролируется разным количеством богов и разнообразными божествами.
Монотеизм - это
вера в то, что существует только один
Бог. Возможно, самой древней монотеистической
религией является иудаизм. Первоначальные
евреи были политеистичными в сознании,
потому что они не отрицали существования
других богов в дополнении к их собственному.
Однако, после их изгнания в Вавилон в
586 году до нашей эры, иудеи начали исповедовать
по-настоящему монотеистическую религию,
в которой Бог Израиля был представлен
как универсальный Бог, который творит
судьбу каждого народа. Писания иудаизма
стали часть учения двух величайших монотеистических
религий: христианства и ислама.
Вопрос 49. Понятие культуры. Единство и многообразие культур.
Понятие культуры является
сложным и неоднозначным. Культура
в различных ее проявлениях является
объектом и предметом изучения множества
конкретных наук. Каждая из этих наук дает
ей свое оп ределение. Для философии в
отличие от этих наук свойственно, во-первых,
рассмотрение культуры в ее общих чертах,
т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых,
под углом зрения выяснения ее места в
обществе и историческом процессе в целом.
Сам термин культура имеет происхождение
от латинского слова "culture" - что в
переводе означает "возделывание земли,
уход". Этот термин как нельзя более
точно выражает сущность понятия культуры,
под которым философы понимают все виды
преобразовательной деятельности общества
и человека вместе с ее результатами. В
настоящее время слово "культура"
часто употребляется как мера уровня образованности
и просвещенности и воспитанности человека.
Хотя спор по поводу точности и полноты
этого определения продолжается и вряд
ли когда-нибудь будет закончен, так как
многообразие деятельности человека порождает
и многообразие проявлений культуры. Культура
есть способ внебиологической адаптации
человеком окружающей действительности.
В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано
общее отличие человеческой жизнедеятельности
от биологических форм жизни, качественное
своеобразие исторически-конкретных форм
этой жизнедеятельности на различных
этапах общественного развития. На протяжении
всей истории развития философской мысли
культура в том или ином аспекте являлась
предметом изучения различными мыслителями,
литераторами, историками. В эпоху Просвещения
под совершенством культуры стали понимать
соответствие гуманистическому идеалу
человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
Для зарождавшейся буржуазной философии
характерно понимание под культурой различных
форм духовного и политического саморазвития
общества и человека, проявляющихся в
движении науки, искусства, морали, религии
и государственном правлении. Представители
немецкой классической философии рассматривали
сущность культуры как единую цепь множества
ее типов и форм, располагающихся в определенной
исторической последовательности и образующих
единую линию духовной эволюции человечества.
Культуру принято разделять на материальную
и духовную. Материальную культуру образуют
продукты материального, а духовную - продукты
духовного производства. Но их различия
ни в коем случае нельзя преувеличивать
хотя бы потому, что предметы духовной
культуры всегда так или иначе овеществляются,
материализуются, а материальная культура
несет в себе человеческую мысль, достижения
человеческого духа. Они связаны между
собой так, как и области производства
- материального и духовного, причем первое
к в конечном счете играет в системе общественной
жизни ведущую, определяющую роль. Являясь
выражением способов и норм социальной
организации и регулирования жизнедеятельности
общества, культура обладает рядом функций.
Это социально-регулятивная функция культуры,
воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях
регулирующих жизнь общества. Вторая,
не менее важная функция культуры называется
коммуникативно-репродуктивной. Она заключается
в трансляции опыта, знаний, опредмеченных
результатов человеческой деятельности
от поколения к поколению, чем обеспечивается
непрерывность исторического процесса
и его прогрессивное развитие. Социальной
функцией культуры является отбор и отсеивание
в ходе трансляции тех культурных ценностей,
которые остаются в употреблении у нового
поколения и тех, которые отсеиваются,
отслужив свое. Эта функция куль- туры
называется ценностно-ориентационной.
Нельзя сводить культуру лишь к результатам
деятельности, это и сама деятельность.
именно так предстает перед нами культура
мировоззренческая, политическая, технологическая,
производственная, культура человеческого
общения, культура экологическая, правовая
и художественная. Культура - это не только
производство вещей и идей в их оторванности
от человека, это производство самого
человека во всем богатстве и многосторонности
его общественных связей и отношений,
во всей целостности его общественного
бытия.
Вопрос 50. Понятие цивилизации. Цивилизация как социокультурное явление. Основные этапы становления мировой цивилизации. Специфика западной и восточной цивилизаций в мировом развитии.
Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В диалектико-материалистической Ф-ии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования человека усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование.
Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока.
Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.