Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".
3. Умозаключение
(это движение мысли, при
Чувственное познание ограничено:
-не выделяет общее
-не дает знания
по сущности и не дает
Этот недостаток
преодолевается путем логического
познания, основывающемся на чувственном,
поэтому ни в коем случае в процессе познания
нельзя абсолютизировать как значение
чувственного познания (эмпирический
сенсуализм) так и значение логического
познания (рационализм).
Вопрос 20. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Истина - это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью.
Объективная истина - это такое знание, содержание которого, так сказать, «задано» объектом и не зависит ни от воли ни от св-в человека.
Постижение истины - это процесс. Она не может быть постигнута в одном акте познания. Этот процесс идет через относительные истины к абсолютной.
Абсолютная истина
- это точное, полное, наиболее исчерпывающее
отражение объекта познания. Под абсолютной
истиной надо понимать и те моменты, которые
в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные.
Относительная истина - это неполное отражение,
ограниченное достигнутым. Путь к истине
ограничен между истиной и заблуждением.
Заблуждение - такое содержание сознания,
которое не соответствует действительности
но принимается за истинное. От заблуждения
следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет
собой намеренное искажение действительного
положения дел с целью обмануть кого-либо.
Наиболее приемлемым критерием различения
знаний истинных от ложных является практика,
так как только лишь в процессе своей практической
деятельности мы можем накладывать содержание
своих знаний на действительность, т.е.
опредметить их, и тем самым проверить,
соответствуют ли последние действительности.
Вопрос 21. Основные методы эмпирического уровня научного познания.
Наука - является высшей формой познания. Специфика ее заключается в том, что она существует в форме системы теоретических знаний. Она является высшим обобщением практики. Научные исследования - это прежде всего процессы решения познавательных задач. Совокупность приемов исследования объекта - есть метод. Богатство самой реальности обуславливает наличие многообразия методов ее исследования. Методы бывают:
Конкретно-научные и специфические методы
Общенаучные, применяемые во всех науках
Всеобщий, философский метод
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны. Общенаучный метод делится на 3 группы.
1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент)
2. Методы, используемые
в эмпирическом и
3. Чисто теоретические
методы (формализация, исторический и
логический методы, восхождение от абстракции
к конкретному, системно - структурный
метод, аксиоматический)
Вопрос 22. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Особенности его проявления в природе, обществе и познании.
Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными.
Качество – это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других.
Противоположна качеству категория количество. Количество – определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи.
Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определённость вещи не существует без количественной и наоборот.
Мера – это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество.
Категория меры дает
ключ к пониманию механизма действия
закона взаимного перехода количественных
изменений в изменений
Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: качество порождает новые количественные изменения. Поэтому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных.
Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности.
Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Он подготавливается всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную и всеобщую форму превращения каждого качества в другое. Например, переход от одной формы движения к другой; появление жизни на Земле, становление человека и т.д.
Выделяют два вида скачка: 1) - это резкие, бурные скачки, при которых происходит превращение старого качества в новое практически одномоментно, сразу. Так протекают химические реакции, превращения элементарных частиц и т.д. 2) - скачки в форме постепенного качественного перехода отдельных сторон предмета в новое состояние. К ним можно отнести, например, возникновение жизни на Земле, образование геологических пород, изменение клетки. Так, скок, в результате которого возникло все живое из неживого, занимал в ходе эволюции Земли около одного млрд. лет.
Таким образом, развитие
мира (природных, социальных явлений
и мышления) осуществляется путем
накопления количественных изменений
и их перехода в качественные.
Вопрос 23. Формы и методы теоретического уровня познания: проблема, гипотеза, теория, концепция.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны.
Совокупность приемов исследования объекта - есть метод.
Методы бывают:
Конкретно-научные и специфические методы
Общенаучные, применяемые во всех науках
Всеобщий, философский метод.
Общенаучный метод делится на на 3 группы.
1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент)
2. Методы, используемые
в эмпирическом и
3. Чисто теоретические
методы (формализация, исторический
и логический методы, восхождение
от абстракции к конкретному,
системно - структурный метод,
Методы теоретического уровня научного познания отличаются от методов эмпирического:
Абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств предмета познания с целью углубленного исследования одной из его сторон.
Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.
Моделирование - метод, основанный на изучении не самого объекта , а его модели.
Идеализация - метод
использования идеальной
Научное познание начинается с постановки проблемы. Далее следует гипотеза. А затем теория (статус гипотезы как достоверного знания).
Проблема - «знание о незнании» о том, что еще не познано.
Гипотеза - Научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своей целью решить проблему, носящее вероятностный характер.
Теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых предположений и сводящая все открытые в данной области законы к единому основанию.
Концепция - определенный
способ понимания, трактовки каких
- либо явлений, основная точка зрения.
Вопрос 24. Многообразие методов философского познания. Диалектика и метафизика.
Метод – совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности.
Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.
В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.
Методы подразделяют на 3 группы: 1. Частные (отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.) 2. Общие (применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).
Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.
Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.
Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутреннее противоречие.
Принципы метафизики:
Движение идет по кругу. Все в мире изменяется
циклически. Циклически происходящие
изменения не изменяют качество. 2. Вещи,
явления, предметы, существуют автономно,
если между ними находится связь, то эта
связь - внешняя. 3. Движение, изменение
происходит под воздействием извне, поэтому
главный источник движения - внешний. Метафизики
признают только внешние силы. (метафизика
представляет собой ограниченную диалектику.)
Вопрос 25. Античная философия, ее историческая специфика. Античная натурфилософия, классика и атомизм.
1-ые философские знания и учения возникли 2.5 тыс лет назад в Индии, Китае, Древней Греции.
В Древней Индии главной особенностью Ф-кой мысли является то, что она связана с религиозными традициями и особый акцент делается на нравственные проблемы. Можно выделить 2 крупных направления: ортодоксальные школы (йога) и не ортодоксальные (буддизм).
Особенностью Ф Древнего Китая является упор на право и социально-политическое устройство государства. Две тенденции развития Ф: мистическая и атеистическая.
Наиболее высокого развития философская мысль достигла в Древней Греции. Важной особенностью Ф Древней Греции является её космоцентризм (стремление понять мир через понимания и исследования космоса). Они пытались объяснить мир. Это были наивные попытки объяснить мир из самого мира. При этом древнегреческая философия была тесно связана с мифологией и религией. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика(Гераклит), которая учила, что все в мире течет и изменяется, и что невозможно войти дважды в одну и ту же реку. Гераклит развивал свое учение в борьбе с пифагорийцами, которые считали, что в основе лежит не материя , а числа, образующие космческий порядок. Познать мир, по их мнению, значит познать управляющие им числа.