Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".
Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими - не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.
Именно спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным.
Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.
Завершая анализ
закона отрицания отрицания, следует
отметать один важный момент. Диалектическое
отрицание есть предпосылка действия
закона, но не он сам. Отрицание есть
во всяком процессе превращения старого
качества в новое, даже там, где этот
закон не действует. Например, превращение
воды в пар и пара в воду. Здесь два отрицания,
но возврат в первоначальное состояние
не выводит явление на более высокий уровень
развития, даже если мы десятки раз проведем
эти циклы. Спирали в этом процессе нет.
То же самое при превращении фотонов в
пару электрон - позитрон и обратно. Следовательно,
цепочка отрицаний еще не означает действие
закона. Сущность закона в переходе к более
высокой основе, возвращение назад, повторение
пройденного, но на одной ступени, т.е.
как бы по спирали.
Вопрос 14. Категории диалектики, отражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, сущность и явление.
Единичное, особенное, общее: Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единичного и отдельного, рассмотрение единичного как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.
Общее так же объективно, как и единичное.
Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности, единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее по отношению к меньшей общности, и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенного.
Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть особенным.
Сущность и явление: Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное.
К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость" (или "кажимость") - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность.
Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.
Познавая сущность
тех или иных процессов, наука
раскрывает законы, которые ими управляют.
Вопрос 15. Роль философии в жизни общества. Структура философского знания, основные разделы философии. Функции философии.
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи Ф-ии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, познавательная, методологическая, коммуникативная, критическая, и прогностическая, интегративная.
На основе мировоззренческой функции происходит формирование в сознании человека и общества определённой картины мира. Познавательная выявляет законы познания и логику изменения знаний, как результата развития общества. Методологическая разрабатывает пути и способы достижения поставленных целей. Далее следует назвать критическую функцию Ф-ии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Коммуникативная связана с передачей информации. Ф выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций Ф-ии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
Рассматривая роль Ф-ии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической Ф-ии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам Ф-ии.
Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической Ф-ии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение Ф-ии резко изменило подход к Ф-ким проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Короче говоря, Ф
должна рассматриваться как социально-
Вопрос 16. Категории диалектики, отражающие связи детерминации: необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность.
Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной второе следствием. Бывают связи вида: причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие а следствие влияет на причину.
Необходимой называют
такую однозначную связь
Вероятность – мера
возможности наступления
Вопрос 17. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания. Проблема соотношения веры и знания.
Познание – это
диалектический процесс активного,
целенаправленного
Теория познания диалектического материализма - теория отражения.
Эта концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах.
1. Вещи существуют независимо от нашего сознания, от наших ощущений, вне нас.
2. Решительно никакой
принципиальной разницы,
3. В теории познания, как и в других областях, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания, каким образом неполное и неточное знание становится более полным и точным.
Знание – продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности, представляющий идеальное воспроизводство в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.
Вера – Бездоказательное
признание истинности того или иного
явления.
Вопрос 18.
Вопрос 19. Диалектический характер процесса познания. Чувственное и рациональное познание, их формы.
Познание выступает
как диалектический процесс активного
целенаправленного
Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание. (Абстрактное мышление)
Каждая из этих ступеней имеет свои формы:
Формы чувственного познания:
1. Ощущение (дает
элементарный чувственный
2. Восприятие (дает
целостный конкретно
3. Представление (чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях. Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности)
Формы логического познания:
1. Понятие (в нем отражается общие и существенные стороны и св-ва, а также связи в отношении предмета и явлений)
2. Суждение (это движение
и выражение мысли в