Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".
Вопрос 1. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрений.
Мировоззрение, миропонимание – взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития МЗ нужно выделить различные этапы, т.е., характеризуя МЗ как историческое. Исторические типы МЗ: (Мифологический, Религиозный, Философский).
МЗ исторически конкретно, оно вырастает на почве культуры и вместе с ней претерпевает изменения. МЗ каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантах. МЗ как система включает в себя: знания (имеющих своей опорой истину), а наряду с этим и ценности. МЗ выработано не только разумом, но и чувствами. Это значит, что МЗ состоит как бы из двух частей – Интеллектуального и Эмоционального. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (эмоциями), интеллектуальная - миропониманием (знаниями). В МЗ выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики.
Две главные черты характеризуют философское МЗ: 1. Его системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.
Философии как особому типу МЗ предшествуют также мифологический и религиозный типы МЗ. Миф как особая форма сознания и МЗ представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств. Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям – по линии религии и по линии философии.
Религия – форма МЗ, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличие от науки, тоже создающий свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах.
Общее что роднит
философию и религию это
Вопрос 2. Исторические варианты материалистических и идеалистических учений в философии.
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.
1. Что первично, сознание или материя?
2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса Ф в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм б) идеализм в) дуализм.
Материализм – Ф-ое направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм – Ф-ое направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм Ф-ое направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)
Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)
1. Наивный материализм
древних. Суть: Первична материя.
Под этой материей
2. Метафизический
– материя первична к сознанию.
Специфика сознания
3. Диалектический
материализм. (Маркс и Энгельс)
Суть: Материя первична, сознание
вторично, но первичность материи
по отношению к сознанию
Разновидности Идеализма:
1. Объективный идеализм – система взглядов в которой в качестве первоосновы мира утверждается некое всеобщее духовное начало (идея, мировой дух, абсолютная идея).
2. Субъективный идеализм
– система взглядов на мир
человека, которое в качестве
исходного начала берет одно
из систем человеческого
Вопрос 3. Понятие «бытие» в философии. Научно-философский смысл понятия материи. Современная наука о системной организации материи.
Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть». При этом в понятии бытия выделяют следующие его формы: 1)материальное бытие (бытие вещей, предметов), 2)идеальное бытие (бытие мыслей, «понятий»), 3)социальное бытие (бытие материального и идеального в человеке, единой взаимосвязи, получившей свое отражение в человеке).
Материя.
Выработка этого понятия обусловлено тем, что философы в классический период развития Ф всегда стремились решить основной вопрос Ф: что первично, материя или сознание в этом мире. Это то, что зависит от человеческого сознания или то, что находится вне его сознания. Пользуясь понятием материи, философы, в принципе, вели речь о той основе, которая лежит вне человеческого сознания. Однако в представления о сути материи в ходе развития Ф-ой мысли изменялись.
В античной Ф в основе определения материи лежало понятие «материал», из которого как бы вылеплены все вещи (вода, огонь). Средние века: Аристотельская Дуалистическая концепция (материя, как пассивное, страдательное начало, дух как активное начало), заняла господствующее положение. В механистическом материализме нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие «материал», а основных первичных неизменных свойств, общих для всех материальных предметов: протяженность, перемещение, фигура, тяжесть (комбинация их дает тело).
Для Дидро материя - это абстрактная категория, отвлекающая ото всех материальных предметов их всеобщее свойства и качества.
Все разногласия и трудности в определении материи нельзя было разрешить не соединив объективно диалектического и теоретико-познавательного раскрытия сущности этого понятия. Материю можно определить лишь по отношению к практике либо к нематериальному. Единственное относительно отличное от материи качество есть сознание. Исходя из этого методологического аспекта, ЛЕНИН в работе «Материализм и империокритицизм» (1908) дал определение материи через сознание. Материя - это Ф-кая категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них. Сегодня современная наука ведет речь о существовании 3-х систем материи (неживая, живая, социальная). Каждая система имеет свою структурную организацию.
Уровни неживой материи:
*уровень электронных частиц и полей
*уровень атомно-молекулярный
*макро и мегатела
Уровни живой материи:
*Молекулы ДНК и РНК
*Клетки
*Ткани
*Органы как систематика живых организмов
Самым низшим структурным
уровнем материи на конец 90-х годов
считается уровень лептонов и кварков.(гипотетических
элементарных частиц с дробным зарядом)
Впервые идеи об их существовании были
выдвинуты в 1963 Гель-Манном. В настоящее
время физики ведут речь о существовании
6 типов кварков. Сегодня наука выделяет
3 вида материи (известных): Вещество, антивещество,
поле. Вещество - все то, что имеет массу
покоя. Антивещество состоит из античастиц
(позитроны и т.д.) и существует реально.
Поля - гравитационные и электромагнитные.
Особым состоянием в-ва все считают плазму
(частично или полностью ионизированный
газ, в котором плотности положительных
и отрицательных зарядов одинаковы)
Вопрос 4. Движение как способ существования матери. Движение и покой. Формы движения материи и их взаимосвязь.
ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана английским материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае, движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой. Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен, потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект). С другой стороны, покой относителен в том плане, что в состоянии этого относительного покоя происходят изменения разноуровнего характера (движение частиц и т.д.) В виде относительного покоя мы можем характеризовать наличие в рамках действительности, относительной устойчивости, позволяющей телам на протяжении определенного времени сохранятся как телам (сохранять качественную определенность).
Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различные между собой формы движения.
Наиболее приемлемыми
и общепризнанными формами
*Механическая (изменения,
обусловленные содержанием
*Физическая (типа расширения металла и др.)
*Химическая (мобильность молекул, движение и изменение химических связей)
*Биологическая (рост растений организмов)
*Социальная (реформы,
процессы воспитания, политические
передряги)
Вопрос 5. Пространство и время как атрибуты материи. Естественно - научное обоснование диалектического единства материи, пространства и времени.
Пространство и
время также как и движение
есть атрибуты материи. В мире нет
ничего кроме движущейся материи
и движущаяся материя не может
двигаться иначе как в
*Концепция Демокрита-Ньютона (субстанционная)
*Концепция Аристотеля - Лейбница (релятивистская)
В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научных представлений о пространстве и о времени. ( в том числе и в теории относительности Эйнштейна) Первые утверждали , что существует абсолютное пространство, т.е. пространство как «Чистая» протяженность, так же как существует абсолютное время, типа чистая длительность, протекающая сама по себе. Ньютон: «Пространство - есть вместилище для тел»
С точки зрения вторых, пространство и время проявляются лишь в отношении к другим телам и их характеристика зависит от состояния материальных тел.
Пространство –это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.
Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний(явлений) , их последовательность и длительность.
Приведенные определения
носят диалектико-