Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".
Как надстроечное явл, политика вторична к базису, зависит и опр им. НО политика может оказывать на экономику и обр влияние. Она может сдерживать раз-тие экон базиса( пример - совр россия). Но П может оказ и положительное возд на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет раз-тие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отнош появл с разд О на классы, когда в силу противополож их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотнош с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и з-нов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз правом. Право - цельная сист з-нов, направленных на регулир взаимоотнош м-у нациями, классами, . . . Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно явл основн институтом полит сист О. Вывод: ПСО - это сист гос-ных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая полит взаимоотнош м-у нациями, классами, соц группами, и осуществл определенные полит ф-ции. В ПСО входят гос-во, полит партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О.
Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва.
Демократия - режим
при к-ром народ явл источником
и носителем власти. Признается право
народа участвовать в решении
гос задач наряду с широким
кругом гражд прав и свобод.
Вопрос 36. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания.
Индивидуальное сознание
это духовный мир личности, отраженное
О бытие через призму конкретных
условий жизнедеятельности
Формы общественного сознания.
1. Политическое 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Философское 7. Научное.
Они отличаются друг
от друга по предмету отражения. Так,
если ФОС интересует природа и
О, то ПОС интересуется взаимоотношениями
между классами, их отношением к
власти. Разные формы ОС по-разному
отражают реальность. Например наука отражает
ее в категориях, з-нах, понятиях. Каждая
форма ОС обладает своими специфич признаками.
Все же формы, вместе взятые, раскрывают
многообразие мира. Итак духовная жизнь
О связана с удовлетворением дух потреб,
с процессом сознания, с отношениями между
людьми в процессе духовного пр-ва. Основными
эл-тами духовного пр-ва О явл: 1. Духовные
потребности 2. Деят-ть 3. Потребление 4.
Дух отношения.
Вопрос 37. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека в философии.
Проблема человека и его свобода в философии.
Основные философские школы: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-ма- териалистическое, иррациональное. Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической Ф. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития. Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача целого комплекса наук. В Ф человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духов- но-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только Ф, как религия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет. Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное.
Индивид (от лат. individum - неделимое) – представитель человеческого рода взятый без относительных его социальных качеств. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Индивидуальность означает наличие специфических черт позволяющее отличить одного человека от другого.
Личность – человек, имеющий вполне определенные мировоззрения, те или иные нравственные позиции, уровень культуры. Личность – человеческий индивид наделенный социальными качествами.
Формирование личности
- это процесс социализации индивида,
преобразовании человеком в деятельности
и общении целого комплекса социальных
качеств. Личность развивается в процессе
деятельности, и чем разнообразнее виды
деятельности, в которые она включена,
тем более всесторонне она развивается.
Формирование личности изначально детерминируется
средой, в которой человек живет и развивается.
Социальная среда, а также природные условия
представляют собой факторы, влияющие
на формирование личности. Каждой общественно-экономической
формации присущи определенные типы личностей.
Свобода предполагает прежде всего сознательный
выбор линии жизни, сферы и видов деятельности,
выбор со знанием дела. Самореализация
личности - это выявление ее потенций,
ее способностей и их развитие и применение
на деле. Свобода и самореализация личности
неотделимы от социальной политики, подчиненной
удовлетворению ее интересов и потребностей,
как материальных, так и духовных. Анализ
проблемы человека показывает, что в настоящее
время настоятельной необходимостью становится
интеграция, естественных, технических
и гуманитарных наук в ее исследовании.
Вопрос 38. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания.
Целостное представление о жизни О дает рассмотрение только 3 сферы О жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь О это сфера О жизни, к-рая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику О во всей его целостности. Истоки духовной жизни О коренятся в двойственной природе О. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. Бытие человека - это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отлич его от животного, явл то, что для удовл своих потребностей он не приспособлен к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное пр-во. Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовл человеческих потребностей. Рез-том матер пр-ва явл материальные вещи. Духовное пр-во - осущ не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, к-рый представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают: 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация чел-ка в мире., она направлена на изменение материальной жизни О. Кроме того, продукты духовной деят-ти - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, пердмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостояетльно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые сущ объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деят-ти людей ни хера не значат. Пинципиальное различие между материальной и духовной деят-ти людей сводится к следующему:
1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной соц среде 2. Особенности дух потребностей закл в том , что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей 3. Конечным продуктом ДП явл идеальные образования. Продуктом МП явл всякие вещи.
4. Материальные и
дух богатства принципиально
различны. Идеальные образования
имеют всеобщий характер
5. Духовная деятельность самоценна .6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот. 7. В сфере МП большинству членов О навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот.
ДП формируется при участии людей, профессионально заним умств трудом. Рез-том ДП явл идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек
Общественное бытиеàßобщественн
Общественное бытие
определяет общественное сознание, но
общественное сознание обладает определенной
самостоятельностью в том плане, что общественной
сознание может обратно воздействовать
на общественное бытие.
Вопрос 39. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Массовое сознание, общественное мнение.
Общественная психология
формируется в процессе повседневной
деят-ти людей но доминирующей в ней явл
не само посебе знание действит-ти, а отношение
к этому знанию, т.е. чувственная оценка
деят-ти. Общественная психология выражает
интересы различных соц групп. Она включает
в себя также эмоциональное отношение
личности или соц группы к тем или иным
явлениям обществ жизни, включает в себя
чувстсва и настроения людей. Обыденное
сознание и общественная психология находятся
на одном уровне О сознания и взаимодейств
друг с другом. О психология играет важную
роль в О движении, побуждает людей к различного
рода действиям, поэтому при выработке
полит платформы линии выжно учитывать
О психологию, изучать настроение людей,
уметь его прогнозировать на те или иные
политич действия. О психология тесно
связаня с идеологией, которая относится
к высшему уровню О сознания . Идеология
- это система типизированных, теоретически
обоснованных духовных выражений различных
соц групп и общностей. Идеология - это
сложное духовное образование, включ в
себя опред теоретическую основу. В отличие
от психологии, идеология не возникает
из повседневной деят-ти людей, а есть
плод целенаправленной деят-ти людей(
политиков , идеологов). Необходимо различать
прогрессивную , консервативную,
научную и ненаучную
идеологию. Характер идеологии, ее
роли в О зависит от того, чьим соц интересам
она соответствует, как соотносится с
объективными потребностями О развития.
Вопрос 40. Наука, ее сущность, функции, закономерности развития. Соотношение философии, науки и искусства.
Наука явл важнейшим видом ДП. Это историч сложившаяся форма человеческой деят-ти, направл на познание и преобраз объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действ-ти, воспроизводящее ее сущ закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в к-ром и отражает его основные св-ва и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Отличительными чертами научного познания явл:
Систематизированность ( одни положения логически выводятся из других)
Оъектами НП явл не сами по себе предметы и явления реального мира, а идеализированные модели их.
Наука распологает своим языком и понятиями.
Подготовку научных кадров осуществляют спец учебные заведения.
Наука вып след функции: 1. Познавательная 2. Объяснительная 3. Практически-действенная 4. Прогностическая 5. Мировоззренческая 6. Социальная память. По предметному разнообразию все научные дисциплины делятся на группы
1. естественные 2. Общественные
и технические. По отношению
к практике: 1. Фундаментальные 2.
Прикладные По глубине
Основными структурными компонентами теор познания явл:
Проблема - это фор знание, содержание к-рой явл тот , что еще не познан человеком, что следует понять: «Знание о незнании» Проблема включает в себя два момента - постановка задачи и ее решение.
Гипотеза - форма знания, содерж предполож, сформулированное на основе ряда фактов., истинное значение к-рых нуждается в док-ве.
Теория - наиболее развитая форм, дающее целостное отображение закономерных и сущ связей в опред обл-ти знаний.
1. Исходное основание(
понятия, принципы, з-ны) 2. Идеализированная
модель 3. Логики теорий, направленная
на пояснение структуры и
Ключевой элемент
теории - закон. Поэтому теорию можно
рассм как систему з-нов, отраж
сущность окруж мира и изучаемых
объектов.