Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.
явления у Шеллинга выступают как определенные формы бытия и сознания мирового
духа. Таким образом происходит развитие путем постепенного превращения
бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная,
поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание
вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-
психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере
бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал бессознательному
первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все
поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам
и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной
абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем
неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении
людей.
Само бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится не-
осознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией
функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более
высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут
реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу
бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий,
высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной,
философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества.
Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой
энергией чувств и разума человека.
Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она
существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются
многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль,
освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так,
многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно,
а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на
иные предметы.
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание
Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились
существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего
высших животных
и послужили биологической
человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов
общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.
Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического
речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-
рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые
жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а
затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в
средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа
сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют
собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между
ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего, язык выступает
как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию.
Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может
быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли
материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство
знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями,
чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но
язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и
оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому
выразить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда,
когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы.
Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак
особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных
свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в
роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака
понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития
сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают
материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием
других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и
мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение
слова есть
отражение объективной
выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому
следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам
интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу -
национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что
порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для
нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение
люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое
содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой
речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство
общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по
мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают
все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном
счете, все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и
расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем
можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике,
нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются
искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и
формализованные языки программирования.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание:
его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и
том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от
языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими
связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму
и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно
содержит еще множество интересных аспектов для исследования.
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны содержанию
самой психики, представляющей собой отражение действительности в виде
субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не
совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления
от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих
специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их
перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие
отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на
него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый
образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к
самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем
физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.
Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую
голову и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека
никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет
существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем,
мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то
“недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а
идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также
весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне
объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее
- материя или сознание. Материя - объективная, а сознание -
субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -
это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и
в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической
организацией
человека и не тем, что познающий
субъект находит
в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет
собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно -
преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность
объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего
выявления в чувственно-практической деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические
процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления.
Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их
отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа
порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить
противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и
материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой
его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и
порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное
отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его
компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в