Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.

Содержание

1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

не знаю какой реферат.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

явления у  Шеллинга выступают как определенные формы бытия и сознания мирового

духа.  Таким  образом происходит развитие путем постепенного превращения

бессознательного  в сознательное.

Сознание - важнейшая  сфера человеческой психики, но не единственная,

поскольку последняя включает в себя и бессознательное. Особое внимание

вопросу о  природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-

психиатр  и философ З. Фрейд. Он высказал ряд  важных положений о сфере

бессознательного.

Вместе с  тем З. Фрейд преувеличил его  значение, отдал бессознательному

первенствующую  роль, утверждая, что якобы оно  определяет и сознание, и все

поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам

и влечениям, ядром которых считал половой  инстинкт. Не соглашаясь с подобной

абсолютизацией  места бессознательного в жизни  человека, было бы вместе с тем

неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении

людей.

Само бессознательное  имеет три основных уровня. К первому  относится не-

осознанный  психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией

функций, удовлетворением  простейших нужд и потребностей. Второй, более

высокий уровень  бессознательного - это процессы и  состояния, которые могут

реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу

бессознательного  и осуществляться автоматически  и т.д. Наконец, третий,

высший уровень  бессознательного проявляется в художественной, научной,

философской интуиции, играющей важную роль в процессах  творчества.

Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой

энергией  чувств и разума человека.

Для самосознания личности эта информация оказывается  «закрытой», но она

существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются

многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную  роль,

освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так,

многие привычные  действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно,

а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на

иные предметы.

     4.Сознание и язык. Идеальное и  материальное. Сознание и самосознание

Одной из предпосылок  его возникновения на биологическом  уровне явились

существующие  уже у высших животных системы  звуковой сигнализации.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего

высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой  речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У  людей появилась необходимость  что-то сказать друг другу.

Потребность создала орган - соответствующее  строение мозга и периферического

речевого  аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-

рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые

жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а

затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения  эмоций превратился в

средство  обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

В языке с  особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа

сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют

собой органическое единство, не исключающее, однако, и  противоречий между

ними.

Сущность  языка обнаруживает себя в его  функциях. Прежде всего, язык выступает

как средство общения, передачи мыслей, выполняет  коммуникативную функцию.

Мысль представляет собой идеальное отображение  предмета и поэтому не может

быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли

материальной, чувственной оболочки мысли и  выступает слово как единство

знака, звучания и значения, понятия.

Речь представляет собой деятельность, сам процесс  общения, обмена мыслями,

чувствами и  т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но

язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и

оформления  мыслей. Дело в том, что мысль, понятие  лишены образности, и потому

выразить  и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда,

когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль  в языковые формы.

Выполнение  языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак

особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных

свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и  может выступать в

роли знака - представителя целого класса сходных  предметов, т.е. в роли знака

понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития

сознания. В  языковых формах наши представления, чувства  и мысли приобретают

материальное  бытие и благодаря этому могут  стать и становятся достоянием

других людей.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и

мышления  не означает их тождества. Действительно  мысль, понятие как значение

слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство

выражения и  закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому

следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам

интернационально, а язык по его грамматическому  строю и словарному составу -

национален.

Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается  и в том, что

порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с  их помощью, остается для

нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение

люди с  различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое

содержание.

Эти особенности  в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой

речи, и в  речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство

общения между  людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по

мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают

все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном

счете, все  они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и

расширяя  его диапазон и возможности. К  числу таких неязыковых знаковых систем

можно отнести  системы знаков, используемых в математике, химии, физике,

нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются

искусственные языки - язык математики, других наук, а  в последнее время и

формализованные языки программирования.

Язык и  сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание:

его исторически  сложившиеся нормы, специфичные  у каждого народа, в одном и

том же объекте  оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от

языка не является абсолютной. Мышление детерминируется  главным образом своими

связями с  действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму

и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка  еще далеко до завершения, оно

содержит  еще множество интересных аспектов для исследования.

Физиологические механизмы психических явлений  не тождественны содержанию

самой психики, представляющей собой отражение  действительности в виде

субъективных  образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не

совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические явления

от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов, отрицающих

специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их

перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие

отпечатков  на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на

него оказывают  воздействие твердые, синие и  холодные предметы. Переживаемый

образ внешней  вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к

самому материальному  объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем

физиологическим процессам, которые происходят в  мозгу и порождают этот образ.

Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческую

голову и  преобразованное в ней.

Духовный  мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить  какими-либо приборами или химическими  реактивами. В мозгу человека

никто еще  не нашел непосредственно ни одной  мысли: мысль, идеальное не имеет

существования в физическом и физиологическом  смысле этого слова. Вместе с тем,

мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому  нельзя считать идею чем-то

“недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а

идеальна. Это  наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также

весь мир  “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне

объективированные идеальные явления. Поэтому никак  нельзя сказать, что реальнее

- материя  или сознание. Материя - объективная,  а сознание -

субъективная  реальность.

Сознание  принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует  “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -

это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная

истина есть тоже субъективное явление. Вместе с  тем, субъективное выступает и

в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание  мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической

организацией  человека и не тем, что познающий  субъект находит непосредственно

в природе  на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет

собой синтетическую  характеристику объекта, полученную в  ходе предметно -

преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность

объективного  изучения сознания: оно может быть познано через формы своего

выявления в  чувственно-практической деятельности.

Субъективный  образ как знание, как духовная реальность и физиологические

процессы  как его материальный субстрат - качественно разные явления.

Непонимание этой качественной специфики порождало  механическую тенденцию их

отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа

порождает тенденцию  противопоставлять идеальное и материальное и доводить

противопоставление  до полного распада мира на две  субстанции - духовную и

материальную.

Сознание  и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой

его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и

порождает необходимость  психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при  этом сознания, дающего верное

отражение мира, лежит в условиях и требованиях  самой жизни.

Наконец, важнейшей  составляющей сознания, ставящей все  остальные его

компоненты  как бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"