Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.
нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и
чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя
как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной,
притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с
этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его
основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике
самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия,
сводящегося
к элементарному осознанию
систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только
выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно
ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к
тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый
высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого
образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно
неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести
ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как
контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом,
самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с
некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение
на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При
этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь
через сопоставление себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания,
формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.
Самосознание
характеризуется двумя
предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить
наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром
вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир.
Рефлексия же
- это такая сторона
сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя
с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот,
меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках
возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии
внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с
ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не
только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими
людьми, но и
постоянно проверяется и
расширения межличностных отношений.
В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и
подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание
- высшая форма отражения
только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими
обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование
сознания связано с
4) Необходимость
труда в процессе общения
язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5) Сознание
- функция сложнейшей
человеческого мозга.
6) Сознание
имеет многокомпонентную
7) Сознание
обладает возможностью
действительность. Оно активно.
Список литературы.
1.
Семинарские занятия по
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2.
А.Г. Спиркин. Основы
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4.
Анисимов О.С.
аппарата психологии. - Новгород: НЗКШ, 1990.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
Политиздат, 1975.
6. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва:
Просвещение, 1986.
7.
Философский словарь. М.:
8. Мир философии. М.,1991. Ч.1.
9. История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.
10. Антология мировой философии. М.:1970. Т.2.
11.
Современная западная
12.
Проблема сознания в
13. Платон. Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.
14. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных
науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.
15.
Быкова Г.Ф. Гегелевское
16.
Хрестоматия по общей
17. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.
18. Лем С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.
[1] Цит.по: Бойко А.Н. Проблема
бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.
С.47
[2] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372
[3] История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21
[4] Бойко А.Н. Проблема
философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25