Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.

Содержание

1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

не знаю какой реферат.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и

чувств, своих  действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя

как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется  лишь на определенной,

притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с

этим оно  является и продуктом индивидуального  развития: у ребенка его

основания закладываются  примерно в возрасте 2-4-х лет. В  развитии, динамике

самосознания  можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия,

сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в

систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому  человек не только

выделяет  себя из предметного мира, но и имеет  возможности свободно

ориентироваться в нем.

Второй уровень  самосознания реализуется в осознании  своей принадлежности к

тому или  иному сообществу, к той или  иной культуре и социальной группе. Самый

высокий уровень  развития самосознания - возникновение  сознания «Я» как такого

образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно

неповторимо, причем способно не только совершать  поступки, но и нести

ответственность за них, что предполагает необходимость  и возможность как

контроля  за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом,

самосознание  характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с

некоторым идеалом  «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение

на этой основе чувства удовлетворенности или  неудовлетворенности собой. При

этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь

через сопоставление  себя с другими людьми.

Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания,

формирующегося  в ходе коллективной деятельности и  человеческого общения.

Самосознание  характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами -

предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить

наши ощущения, восприятия, представления, мысленные  образы с предметным миром

вне нас, что  позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир.

Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив,

сосредоточивает внимание на самих его явлениях и  формах.

В ходе рефлексии  человек осознает свое «Я», анализирует  его, сопоставляя себя

с идеалом, размышляя  о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот,

меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в  оценках и самооценках

возможны  и ошибки. Проверка и корректировка  здесь возможны при условии

внимательного отношения к оценкам других людей  и трезвого сопоставления с

ними своих  самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не

только возникает  в процессе совместной деятельности и общения с другими

людьми, но и  постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и

расширения  межличностных отношений.

В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и

подвести  некоторые итоги. Итак:

1)  Сознание - высшая форма отражения действительного  мира, свойственная

только человеку. Оно связано с членораздельной  речью, логическими

обобщениями, абстрактными понятиями.

2)  “Ядром”  сознания, способом его существования  является знание.

3)  Формирование  сознания связано с возникновением  труда.

4)  Необходимость  труда в процессе общения вызвала  появление языка. Труд и

язык оказали  решающее влияние на становление  человеческого сознания.

5)  Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы -

человеческого мозга.

6)  Сознание  имеет многокомпонентную структуру,  тем не менее оно - единое целое.

7)  Сознание  обладает возможностью воздействовать  на окружающую его

действительность. Оно активно.

    

Список литературы.

 

 

     1.                 Семинарские занятия по философии:  Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

     2.                 А.Г. Спиркин. Основы философии:  Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

     3.                 Введение в философию: Учебник  для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

     4.                 Анисимов О.С. Методологическая  версия категориального

аппарата  психологии. - Новгород: НЗКШ, 1990.

     5.                 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,

Политиздат, 1975.

     6.                 Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва:

Просвещение, 1986.

     7.                 Философский словарь. М.:Политиздат, 1987

     8.                 Мир философии. М.,1991. Ч.1.

     9.                 История философии в кратком  изложении. М.:”Мысль”, 1994.

     10.             Антология мировой философии.  М.:1970. Т.2.

     11.             Современная западная философия.  М.:Политиздат, 1991.

     12.            Проблема сознания в современной  западной философии. М.:1989

     13.             Платон. Сочинения в 3-х тт. М., 1971. Т.3.

     14.   Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных

науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.

     15.             Быкова Г.Ф. Гегелевское понимание  мышления. М.:1990.

     16.            Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.

     17.             Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.

     18.             Лем С. Формула Лимфатера. М.:”Знание”, 1963.

    

 

     [1] Цит.по: Бойко А.Н. Проблема

бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.

С.47

     [2] Фрейд З. Я и оно // Избранное.  М., 1989. С.371-372

     [3] История философии в кратком  изложении. М.:”Мысль”, 1994. С.20-21

     [4] Бойко А.Н. Проблема бессознательного  в

философии и  конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978. С.25


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"