Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Философия - это наука, подразумевающая обострённо совместимое от-ношение человека к окружающему миру, поиск и нахождение человеком от-ветов на главные вопросы бытия. Предметом называют круг вопросов, кото-рые изучает философия. В чём состоит значимость философии, какие функ-ции она реализует? Таких функций очень много, назовём четыре главные: Мировоззренческая функция философии - состоит в её способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. Методо-логическая функция философии - состоит в определении способов достиже-ния какой - либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Рациональное познание, его формы и возможности………………………4-5
2. Философские категории……………………………………………………6-12
3. Структура индивидуального сознания. Самосознание…………………13-18
Список используемой литературы……………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования « Минского государственного профессионально-технический  колледж торговли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа

по дисциплине «Основы философии»

 

Учебная специальность: 3-250110 Коммерческая деятельность

Квалификация специалиста:2-25011035 Товаровед

Вариант № 6

Шифр № 626

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащейся группы

 

 

 

Минск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1. Рациональное познание, его формы и возможности………………………4-5

2. Философские категории……………………………………………………6-12

3. Структура индивидуального  сознания. Самосознание…………………13-18

Список используемой литературы……………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия - это наука, подразумевающая обострённо совместимое отношение человека к окружающему миру, поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Предметом называют круг вопросов, которые изучает философия. В чём состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, назовём четыре главные: Мировоззренческая функция философии - состоит в её способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. Методологическая функция философии - состоит в определении способов достижения какой - либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идёт о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии много даётся в плане прояснения, содержания основных принципов науки, искусства, практики. Гуманистическая функция философии - также проявляется очень ярко, реализует она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а на ряду с ним культивирует эстетический и этический подходы. Практическая функция философии состоит, прежде всего, в моральности, заботе о благе людей. Философия появилась на свет в результате основание человеком самого себя. Желаешь познать себя философствуй. Это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпох. На русский язык Философия переводится как любомудрие. Философия - это любовь ,но что мы любим, то без чего нам плохо, без чего нам не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Каждый понимает, что любовь к мудрости, еще не делает человека её обладателем, хотя она и является важным условием для того, того чтобы стать философом.

 

  1. Рациональное познание, его формы и возможности.

 

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения  человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

Рациональное познание — это познавательный процесс, который  осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального  познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие отражает предмет  мысли в его общих и существенных признаках.

Суждение — форма  мысли, в которой посредством  связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли.

Посредством умозаключения  из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Процесс рационального  познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения — движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т. д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т. е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или познанием в логической форме.

Особенности рационального познания:

—   опора на результаты чувственного познания;

—   абстрактность и обобщённость;

—   воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.

Различают два вида интуиции:

•   интеллектуальная интуиция — связана с умственной деятельностью;

•   мистическая интуиция — связана с эмоциями и чувствами.

Интуицию нельзя «включить» или «выключить» сознательным волевым усилием. Это неожиданное «озарение» («инсайт» — внутренняя вспышка), внезапное постижение истины. До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное «озарение» (инсайт), т. е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

 

  1. Философские категории.

 

– Ах,– вздохнул он,–  вот мы и достигли точки, когда  слова

бесполезны;  слово  неспособно правильно передать даже

человеческую мысль; а  для мыслей той сферы, что находится,

так сказать, за пределами  человеческой солнечной системы,

оно и вовсе пустой звук.  Я буду говорить на своем  родном

языке, в нем слов не существует".

Марк Твен. №44, Таинственный незнакомец.

Категории – это философские  понятия, фиксирующее в себе те или  иные существенные и всеобщие свойства действительности. Сами по себе категории являются не просто набором фундаментальных философских понятий, они являются непосредственно инструментами философского мышления, потому что.

С одной стороны, категории  – это само условие возможности  философского мышления, это способ первичной организации познания, потому что именно в категориях разум вообще системно распознает бытие как данность. Кроме того, категории отражают наиболее важные характеристики и явления бытия, которые пронизывают бытие насквозь во всём его многообразии и во всей его необъятности (время, пространство, движение, причина, следствие, единичное, общее, материя, дух, взаимодействие, сила, субстанция и т.д.), то есть в категориях происходит именно распознавание всего бытия как такового, а не каких-то отдельных частных данностей мира.

С другой стороны, категории  представляют собой непосредственно  саму схему философского мышления, сам принцип его работы. Ведь бытие, распознанное первоначально в тех или иных категориях, начинает затем осмысляться и познаваться человеком также с помощью рассудочных категорий (количество, качество, возможность, случайность, необходимость, развитие, противоположность, тождество, различие, мера, отрицание и т.д.).

Таким образом, категории  – это есть одновременно и понятия, которые описывают бытие, то есть ориентируют в нём человека, и понятия, которые осмысливают бытие, то есть позволяют человеку в нём действовать. Никакого обязательного стандарта или какого-либо исчерпывающего перечня категорий в философии не существует, поскольку каждая философская концепция выводит собственные категории, создает из них свою собственную систему и предлагает всякий раз их уникальную классификацию, соответствующую собственному мировоззрению. Однако существует некоторое количество категорий, которые принимаются большинством философских систем в силу их естественной необходимости и самоочевидности при любых способах воззрения на мир. Это, так называемые, «основные категории», которые существуют парами и парами же вступают между собой в различные связи и взаимодействия в процессе философского мышления.

К основным категориям относятся: бытие-небытие, единичное-общее, причина-следствие, случайность-необходимость, сущность-явление, возможность-действительность, материя-движение, время-пространство, качество-количество, сущность-явление, содержание-форма, необходимость-случайность, и т.д.

По способу применения этих основных парных категорий все философские системы могут с некоторыми условностями подразделяться на метафизические и на диалектические по методу познания.

Метафизика – это  философия, исходящая из допущения  начал всего сущего, недоступных  чувственному восприятию. Метафизика принимает эти в неприродные начала бытия в качестве источника процессов развития действительности и в качестве того, что предшествует бытию, но само остается неизменным. Поэтому метафизические методы познания всегда имеют некий неизменный источник (некое Подлинное Бытие) и то, что из него развивается (мир, бытие неподлинное).

А диалектика – это  не отдельная философия, это лишь один из методов философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов  действительности.

Обобщенно говоря, метафизический метод познания исходит из того, что развитие действительности во многом предопределено некоторой внешней по отношению к действительности целесообразностью, а диалектика понимает развитие действительности как результат внутренней закономерности её самоорганизующихся процессов.

Соответственно понимаются этими методами и основные парные философские категории. Рассмотрим несколько примеров:

1. Бытие – небытие.  Бытие – это всё то, что действительно  существует. Небытие – это то, чего не существует, то, что нельзя  помыслить, то, что нельзя ничем выразить.

Метафизика

– бытие существует, а небытие не существует;

– бытие наполнено  разнообразным конкретным качеством, а небытие абстрактно и бескачественно;

– бытие это реальность сознания или реальность материального  мира, а небытие это пустота безмыслия или полное отсутствие какой-либо качественной определенности в реальности;

– бытие самотождественно, то есть равно самому себе, и не противоположно ничему, потому что кроме бытия  ничего нет. А небытие противоположно бытию, но не тождественно, ни самому себе, ни вообще чему-либо, поскольку не может быть ничего равного тому, чего вообще нет.

Таким образом, в метафизике бытие и небытие это два  абсолютно противоположных и несоединимых понятия.

Диалектика

– бытие есть реальность в её развитии, в её постоянном изменении, в её постоянном переходе в иное себе состояние, следовательно, в процессе развития некоторые характеристики бытия, переходя в иное себе состояние, исчезают, то есть уходят в небытие, что говорит о неразрывной связи и взаимопереходах бытия и небытия.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"