Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.

Содержание

1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

не знаю какой реферат.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

План

1.Сознание  как форма жизнедеятельности  человека, способ духовной ориентации  и

преобразования  мира, инструмент познания реальности.   3

2.Материальные  предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение

форм отражения  на различных уровнях развития материи.       7

3.Сознание  и мозг. Техническое и физиологическое.  Взаимосвязь сознательного и

бессознательного  в психики человека.             10

4.Сознание  и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание          12

Список литературы.                                                            16

     1.Сознание как форма жизнедеятельности  человека, способ духовной

ориентации  и преобразования мира, инструмент познания реальности.

Человек владеет  прекрасным даром - разумом с его  пытливым полетом как в

отдаленное  прошлое, так и в грядущее, миром  мечты и фантазии, творческим

решением  практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых

дерзновенных  замыслов. Уже с глубокой древности  мыслители напряженно искали

разгадку  тайны феномена сознания.

     Сознание - это высшая, свойственная  лишь человеку форма

отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и к самому

себе, который представляет собой единство психических процессов, активно

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного

бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у

животных), а  приобретаемыми только через общение  с другими людьми навыками

предметных  действий. Сознание состоит из чувственных  образов предметов,

являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и

смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных  в памяти, и обобщений,

созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким

образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с

действительностью и управления ею.

В течение  многих веков не смолкают горячие  споры вокруг сущности сознания и

возможностей  его познания. Богословы рассматривают  сознание как крохотную

искру величественного  пламени божественного разума. Идеалисты  отстаивают

мысль о первичности  сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из

объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и

созидающую  сущность бытия, объективные идеалисты  трактуют сознание как нечто

изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но

само из себя призвано объяснить все совершающееся  в природе, истории и

поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью

признают  сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом  и миром, то материализм ищет

общность, единство между явлениями сознания и объективным  миром, выводя

духовное  из материального. Материалистическая философия и психология исходят

в решении  этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания

функцией  мозга и отражением внешнего мира.

Гельвеций говорил:

“Чувства  составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя

главными  средствами исследования: наблюдением  природы, размышлением и

экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление  их комбинирует; опыт

проверяет результат  комбинаций...

...всякое  наше ощущение влечет за собой  суждение, существование которого, будучи

неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее

реально”[1].

    

Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем

которой являлся  Гельвеций и на основе которой он объяснял природу сознания.

Ее суть: последовательно возникающие в  мозгу ощущения накладываются друг на

друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения являются образами объективной

действительности, а возникающий на их основе логический мыслительный процесс

закономерно отражает объективную причинную  связь вещей и явлений.

     Мнение З.Фрейда:

“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который

опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает

нам далее, что  психический элемент, например, представление, обыкновенно не

бывает длительно  сознательным. Наоборот, характерным  является то, что

состояние сознательности быстро проходит; представление в  данный момент

сознательное, в следующее мгновение перестает  быть таковым, однако может

вновь стать  сознательным при известных, легко  достижимых условиях. Каким оно

было в  промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым

(латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было

стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также

дадим правильное описание. Это бессознательное в  такое случае совпадает со

скрыто или  потенциально сознательным...

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении.

Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим,

однако, что  есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать

сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может

стать сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в

описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным;

термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому

бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три  термина: «сознательное» (

Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw)”

[2].

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

материи и  сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается  уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают  как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что  философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

сознания  изначально привлекала самое пристальное  внимание философов при

выработке ими  исходных мировоззренческих и методологических установок.

При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как  специфически

человеческой  формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в

рамках различных  дисциплин всегда опирается на определенную философско-

мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению вопроса

о природе  сознания с философских позиций  особый, дополнительный смысл и

значение. При  этом философия, в отличие от других наук, исследует общую

природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного

вопроса.

Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку

рассматривает его в качестве продукта души, превращая  сознание в нечто

таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.

Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из

того, что  оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как

отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической

точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном

подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не является

чем-то абсолютно  непостижимым и непознаваемым.

Действительно, значительный материал о физиологических  основаниях сознания

могут дать исследования физиологии высшей нервной  деятельности, поскольку

сознание  органически связано с материальными, физиологическими процессами в

мозгу, выступает  как специфическая сторона. Обширные данные для понимания

сознания  дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов,

поскольку в  них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей.

Наряду с  этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот

источник, изучение познавательного процесса, открывает  различные стороны

сознания.

Наконец, очень  тесно можно сказать, органически  связаны между собой сознание

и язык, в  силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его

многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. При

этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том, что «нельзя

отделить  мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и материя, это

реальность. Но если материя это объективная  реальность, характеризующаяся

самодостаточностью  и самообоснованностью, то сознание - это реальность

субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует

само по себе, а имеет основание в ином, в  материи. Иными словами, диалектико-

материалистический  подход к сознанию исходит из примата  бытия по отношения к

сознанию, что  не только не исключает, а предполагает, что сам способ бытия

человека  в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность

вся пронизана  сознанием и без него не существует. Но бытие - более широкая

система, и  сознание выступает как условие  и средство для того, чтобы человек

мог вписаться  в эту более широкую, целостную  системы бытия.

Сознание, как  определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве

свойства  высокоорганизованной материи и  одновременно как продукт эволюции

материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых

элементарных  форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения

определяется  не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей

отражения с  окружающей средой. У человека это  взаимодействие реализуется в

практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках

определенных  сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -

общественный  продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его

органической  связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в

которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию

объективный характер, направленность на внешний  мир с целью не только его

отражения, познания, но и его изменения. К  тому же сознание не только

изначально  формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно

закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе

через деятельность и общение с себе подобными.

Сознание  невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного  мира: отношение “субъект-объект”  не может породить сознания. Для

этого субъект  должен быть включен в более сложную  систему социальной

практики, в  контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"