Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.
План
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные
предпосылки возникновения
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание
и мозг. Техническое и физиологическое.
бессознательного
в психики человека.
4.Сознание
и язык. Идеальное и материальное.
Сознание и самосознание
Список литературы.
1.Сознание как форма
ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности.
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в
отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим
решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых
дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,
являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и
смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений,
созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким
образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с
действительностью и управления ею.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и
возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную
искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают
мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из
объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и
созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто
изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но
само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и
поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью
признают сознание сторонники объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет
общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя
духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят
в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания
функцией мозга и отражением внешнего мира.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя
главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и
экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт
проверяет результат комбинаций...
...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи
неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее
реально”[1].
Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем
которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял природу сознания.
Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения накладываются друг на
друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения являются образами объективной
действительности, а возникающий на их основе логический мыслительный процесс
закономерно отражает объективную причинную связь вещей и явлений.
Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который
опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает
нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не
бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что
состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент
сознательное,
в следующее мгновение
вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно
было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым
(латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было
стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также
дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со
скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении.
Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим,
однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать
сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может
стать сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в
описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным;
термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому
бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (
Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw)”
[2].
Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение
материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы
обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,
обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для
правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема
сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при
выработке ими
исходных мировоззренческих и
При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически
человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в
рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-
мировоззренческую
установку в подходе и
о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный смысл и
значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует общую
природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного
вопроса.
Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку
рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто
таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.
Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из
того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как
отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической
точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном
подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не является
чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.
Действительно, значительный материал о физиологических основаниях сознания
могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку
сознание
органически связано с
мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания
сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов,
поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей.
Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот
источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны
сознания.
Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой сознание
и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его
многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. При
этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том, что «нельзя
отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и материя, это
реальность. Но если материя это объективная реальность, характеризующаяся
самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность
субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует
само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами, диалектико-
материалистический подход к сознанию исходит из примата бытия по отношения к
сознанию, что не только не исключает, а предполагает, что сам способ бытия
человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность
вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более широкая
система, и сознание выступает как условие и средство для того, чтобы человек
мог вписаться в эту более широкую, целостную системы бытия.
Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве
свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции
материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых
элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения
определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей
отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в
практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках
определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -
общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его
органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью, в
которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию
объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его
отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только
изначально
формировалось в первичных
закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе
через деятельность и общение с себе подобными.
Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести