Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:33, контрольная работа
1. Зарождение, становление и развитие Др. Индийской философии: основные этапы, особенности
2. Ортодоксальные и неортодоксальные религиозно-философские направления Др. Индии
3. Филос. аспекты буддизма
4. Зарождение, станов-е и развитие Др. Китая: основные этапы, особенности
5. Место социально-нравственной проблематики в философии Др. Китая: конфуцианство и даосизм.
Философия.
Вопросы:
1. Зарождение,
становление и развитие Др. Индийской
философии: основные этапы, особенности
2. Ортодоксальные и неортодоксальные
религиозно-философские направления Др.
Индии
3. Филос. аспекты буддизма
4. Зарождение, станов-е и развитие Др. Китая:
основные этапы, особенности
5. Место социально-нравственной проблематики
в философии Др. Китая: конфуцианство и
даосизм.
1. В середине I тысячелетия до нашей эры одновременно с Грецией возникает философия в Индии. На основе экономических, социальных, политических и духовных предпосылок складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако философия появляется не непосредственно из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. В ней, наряду с мифологическими формами, возникают и функционируют своеобразные «философемы», неразвитые философские формообразования.
Существуют общие
Предфилософия начинается в
Первая
философия закладывает прочные
основания традиционализма в
сознании. Тем самым она начинает
обслуживать устойчивые
Отмечу
некоторые, наиболее общие
1.2 Этапы развития
Ретроспективный взгляд на
1. Ведический период – 15-16
вв. до нашей эры. Это период
Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это «священное писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов «брахманы», написанные брахманами жрецами и используемые ими при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников «араньяки» и философские комментарии к ведам «упанишады».
В ведах запечатлены все знания Ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарведа (веда магических заклинаний).
2. Эпический этап – 6-2 вв. до нашей эры. Приземленная концепция Дхармы трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается, но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода являются две поэты – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период становления основных классических школ философии и деления их на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская.
3. Эра сутр – 2
век до нашей эры-7 в. н.э. В середине 1-го тысячелетия
нашей эры вводится понятие бхакти – служение и любовь
к личному божеству. В этот период основной целью
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18-20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).
2.
К ортодоксальным школам индийской философии относятся ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу.
Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Впрочем, их учение заметно отличалось от атомистических учений, созданных в Древней Греции. Дело в том, что вайшешики полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром.
Школа ньяя известна также созданием сложной логической системы. В ее основе лежало выделение 7 категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношения присущности и небытие. Хотя число категорий не совпадает с системой Аристотеля, между ними можно найти любопытные соответствия. Основной же целью логического учения была формулировка рекомендаций о правилах вывода.
Санкхья и йога — еще два схожих течения индийской мысли. Различия между ними сводились в основном к тому, что сторонники школы санкхья занимались в основном онтологическими вопросами и создали особую картину мира, тогда как сторонники школы йога больше занимались практической жизнью. Единственное значимое отличие состоит в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, тогда как в школе санкхья его существование отрицалось.
Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом.
Как уже указывалось, школа йога на основе представлений, сфор-мированных в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. И для того, чтобы достигнуть спасения, сторонники школы йоги разработали особые практики, в основе которых лежала аскеза и медитация.
Миманса — учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов. Это учение разработало систему понимания, направленную на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божественное откровение по этой причине возможность каких бы то ни было ошибок, а них исключается. Миманса представляет собой дуалистическое учение. Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело. Сторонники школы, миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на шесть источников восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Если первые пять источников познания в целом понятны для европейского человека, то шестой требует комментариев. Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается.
К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой). Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. в этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявляется вновь в другом месте, в другой форме. Смерть и рождение — это важные события, но все равно это лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Поэтому очевидно, что психический мир новорожденного не возник ниоткуда, он при рождении представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных антецедентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому, в свою очередь, предшествовали отдельные частицы материи.
Джайнизм – религиозно-
3.
В философско-религиозной
системе буддизма ключевыми можно
считать такие понятия, как нирвана,
дхарма, карма, в основном унаследованные
буддистами от предшественников.
Термин "дхарма" имеет следующие
значения:
1) качество, атрибут;
2) субстанциальный носитель, трансцендентальный
субстрат единичного элемента сознательной
жизни;
3) элемент сознательной жизни;
4) нирвана, объект учения Будды;
5) абсолютное, истинно-реальное;
6) учение, религия Будды;
7) вещь, предмет, объект, явление.
Можно бесконечно долго исследовать различные
оттенки значения понятия "дхарма",
важен только тот аспект этого учения,
который связан непосредственно с системой
буддизма как вероисповедованием. А именно
то, что дхармы, охваченные безначальным
волнением индивидуального сознания,
безостановочно проявляются в виде живых
существ, мечущихся в круговороте бытия,
в болоте рождения и смерти, существ, подверженных
бесчисленным трансформациям, бесконечному
повторению жизни со всеми ее страданиями.
Следующим важным базовым понятием буддизма
является "карма".
В переводе с санскрита "карма" обозначает
действие, деяние, дело, поступок, жребий.
Это также одно из центральных понятий
индийской философии, дополняющее учение
о перерождении и перевоплощении (сансара).
В широком смысле карма - это сумма совершенных
в первой жизни поступков, последствия
которых определяют вид нового рождения
каждого живого существа, т.е. облик и судьбу
дальнейшего существования. В узком смысле
карма - это влияние совершенных действий
на содержание настоящего и последующего
существования. Во всех случаях карма
понимается как незримая сила, ясным представляется
лишь общий принцип ее действия, внутренний
же механизм остается скрытым. Понятие
"карма" восходит отчасти и к весьма
архаическим представлениям о посмертной
судьбе человека: пути богов или предков,
обусловленном поведением их при первой
жизни и соответственно определяющем
возвращение или невозвращение к новому
земному существованию в том или ином
облике. В ранних Упанишадах (санск. сокровенное
знание) - заключительной части Вед, утверждается,
что человек становится добрым от доброго
деяния, дурным от дурного. Люди сами портят
свою жизнь эгоистическими помыслами
и делами. Карма иногда сближается с понятием
судьбы, рока, она отчасти напоминает понятие
удела, доли: человек страдает и живет
в таких-то условиях, потому что такова
его карма. Говорят также, что условия
жизни человека являются результатом
его кармы, т.е. общего итога действий,
совершенных им в предыдущей жизни. При
этом имеется в виду, что каждый поступок
несет определенную этическую нагрузку,
положительную или отрицательную, в зависимости
от которой человек будет вознагражден
или наказан либо уже в этой жизни, либо
в будущей. Карма, следовательно, является
чем-то роковым в том смысле, что человек
не может избежать последствий своих же
поступков. С другой стороны, он в состоянии
сознательно создать лучшие условия для
своего будущего. В этом смысле карма зависит
от свободной творческой силы человека.
Карма предполагает определенную конфигурацию
или определенное расположение уже упоминавшихся
дхарм (психофизических элементов жизни),
что, в свою очередь, определяет, в каком
виде "живое существо" будет представлено
в будущей жизни.
В переводе с санскрита "сансара"
обозначает прохождение через что-либо,
смену различных состояний, круговорот,
перерождение, беспрерывное перевоплощение.
Как и многие другие понятия буддизма,
восходит к добрахманистсковедическим
представлениям и анимистическим верованиям.
Концепция сансары заключает в себе идею
не только родственности всего живого
и переходности, но неуничтожимое его
форм. Смерть в контексте данной концепции
является лишь началом последующей жизни.
Перевоплощение происходит по закону
кармы. "Нирвана" в переводе с санскрита
означает "угасание". В буддийской
религиозно-мифологической системе это
одно из центральных понятий, и обозначает
умиротворенное состояние сознания, противоположное
сансаре, когда прекращаются перерождения
и переходы от одной сферы сансарического
существования к другой.
В состоянии нирваны происходит угасание
дхарм,которые теперь уже не способны
создавать новые комбинации перерождения;
происходит остановка "колеса" сансары.
По теории буддизма, онирване нельзя сказать
ничегоопределенного, кроме того, что
это состояние свободы духа, покоя, блаженства.
Нирвана изображается как противоположное
всему, что может быть в изменчивой жизни,
и потому как нечто непостижимое разумом
и невыразимое. Нирвана в философско-религиозной
системе буддизма означает, прежде всего,
этический идеал, который предстает как
психологическое состояние законченности
внутреннего бытия перед лицом бытия внешнего,
абсолютной отрешенности от него. Это
состояние негативно можно изобразить
как отсутствие желаний, а позитивно как
некое, не поддающееся расчленению, слияние
интеллекта,чувств, воли. Последнее предстает
с рациональной стороны как истинное понимание,
с нравственно-эмоциональной как нравственное
совершенство, с волевой как абсолютная
несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано
как внутренняя гармония, согласованность
всех наличных способностей, необязательно
выражающихся во внешней деятельности
Будды.