Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 9. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ: ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ОБЩЕЕ, СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ.
ВОПРОС 35. Исторический процесс и его формы: ФОРМАЦИОННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ.
ВОПРОС 38. СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Работа содержит 1 файл

ВОПРОС 9. категории диалектики..docx

— 21.84 Кб (Скачать)

ВОПРОС 9. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ: ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ И ОБЩЕЕ, СУЩНОСТЬ И  ЯВЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, ПРИЧИНА  И СЛЕДСТВИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ И  СЛУЧАЙНОСТЬ.

Единичное - философская категория, выражающая относительную обособленность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей, событий, присущие им специфические индивидуальные особенности, составляющие их неповторимую качественную и количественную определённость. Единичное может рассматриваться не только как отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определённой меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество единичных частей. Вещи, события абсолютно нетождественны, индивидуальны. Они занимают разное место, находятся в различных связях и обладают, следовательно, разными свойствами. События неповторимы. Явления подчинены принципу необратимости времени. Наука интересуется, прежде всего, общим, закономерным, к которому она идёт через единичное, искусство и др. сферы человеческой деятельности постигают общее в форме Единичного.

Особенное - философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов - единичного и общего. Обычно Особенное рассматривается как нечто, что лишь опосредствует отношение между единичным и общим. Например, понятие "русский" выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как Особенное по отношению к понятию "славянин". При более глубоком рассмотрении Особенное выступает не просто, как только промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках какого-либо целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории Особенное, которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное - в его единстве с общим. Следовательно, Особенное выступает как реализованное общее. Особенное мыслится как отличное от всего иного и имеющее нечто, чего нет у др. объектов, а вместе с тем как такое, что находится в многообразных связях и закономерных отношениях с ними.

Общее - форма существования всех особенных и единичных явлений, закономерная форма их взаимосвязи в составе конкретного целого.

Сущность  и явление - философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. И. Кант, признавая объективность сущности, считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Явление богаче сущности, так как оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, его особенные черты. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях.

Содержание  и форма - философские категории. Содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении; синонимы: идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство.

Причина и  следствие - филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой др. явление; которое называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению. В гносеологии понятие причинно-следственные связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Необходимость и случайность - соотносительные филос. категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определ. условиях необходимость (Н.) — вещь, явление в их всеобщей закономерной связи; отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. направлений её развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определ. объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

        Случайность (С.) — отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.

 

 ВОПРОС 35. Исторический процесс и его формы:

ФОРМАЦИОННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ  И ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ.

Исторический  процесс – временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Основу  исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или  происходящие, которые оказали существенное воздействие на жизнь людей. Субъекты исторического процесса: народные массы, социальные группы, исторические личности. Он выражается в последовательной смене способов производства,  обновлении  социальных структур, государственно-политических структур, духовной жизни и менталитета общества

К. Маркс  выработал формационный подход к истории, синтезировав логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. В первобытном обществе все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба. В историческом материализме утверждалось, Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций: 1)первобытнообщинная 2)рабовладельческая 3)феодальная 4)капиталистическая 5)коммунистическая. Вместе с тем, исследование самих текстов К. Маркса показывает, что сам он нигде вышеописанную схему пяти формаций (т. н. «пятичленку») не предлагал. Её действительными авторами являются скорее В. И. Ленин и И. В. Сталин

Цивилизация - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях. Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека. К историческому процессу он предполагает изучение и учет самобытности истории каждого региона. Цивилизационному подходу к познанию общества в большей степени соответствует положение изучение особенностей общественного сознания. Достоинство цивилизационного подхода в том, что он исследует своеобразие и уникальность исторического развития. Основоположники цивилизационного подхода: Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

Существуют: стадиальные цивилизации (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как одного целого); (1.традиционное общество 2.индустриальное общество 3.постиндустриальное общество.)

локальные (цивилизация как отменно разные неповторимые этнические либо исторические публичные образования).

Локальная цивилизация - основная единица исторического  процесса. Стадии развития:

рождение, рост, надлом, разложение, гибель.

Каждая цивилизация  уникальна и самобытна, обладает собственным менталитетом (исторически сложившееся умонастроения, единство сознаваемых и бессознательно принимаемых ценностей, норм , установок.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 38. СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ  СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Современная цивилизация характеризуются стремительным  возрастанием сложности, открытости и  неустойчивости, что предопределяет принципиально новый характер динамизма  взаимоотношений между культурами, народами, индивидами. Социальные системы  на всех уровнях проявляют все  большую открытость. Их границы утрачивают охранительные функции, становятся все более и более проницаемыми для «переливов» информации, капитала, технологий, продукций, человеческих ресурсов, культурных моделей, социальных практик. Неустойчивость социума достигла таких  пределов, что даже незначительные воздействия приводят к весьма быстрым, радикальным и непредсказуемым  последствиям (так называемый  «эффект  бабочки»).

На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных и философских  форм общественного сознания.  Масштабность современного кризиса выражается в том, что он касается основных параметров бытия цивилизации - экономического, политического и нравственного, способа бытия человека как такового. Сегодня во многих случаях благополучие одних стран достигается за счет других, бесконтрольного, экологически непродуманного использования природных ресурсов других стран, вынужденных по тем или иным причинам решать сегодняшние задачи за счет будущего. Такой подход к проблеме типичен для общества, стремящегося решить проблемы, встающие перед ним, любым образом, не задумываясь о последствиях.

Стратегически такая политика неэффективна, поскольку  общество не разрешает принципиального  вопроса о взаимоотношении с  природой, а обходит его.  Чтобы решить современные глобальные, особенно экологические проблемы, необходимо осознание единства человеческого рода. Все народы независимо от различий в области социально-экономических, духовных, религиозных отношений должны соблюдать один принцип - "не навреди". Общекультурная ситуация на рубеже тысячелетий осложняется тем, что экологический кризис - лишь одна из глобальных угроз, порожденных действиями человека.


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"