Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.

Содержание

1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

не знаю какой реферат.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

своей внутренней программы, «видового опыта» организма.

Таким образом, на этой стадии отражение выступает  в виде диалектического

единства  воздействия внешней среды и  реализации внутренних целей, установок,

программ  живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей

как реальной ситуации, так и внутренним целям  и потребностям. Это единство

внутренней  активности и внешнего воздействия  находит свое более полное

выражение на стадии психического отражения, свойственного  высшим животным с

достаточно  развитой и централизованной нервной  системой.

Психическое отражение возникает там и  тогда, где и когда ресурсы  и механизмы

нейрофизиологического отражения с характерным для  него автоматизмом

оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется

организму для  решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная

деятельность  в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми

психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного

движения  в действительности. Через образ  живое существо прослеживает новые

для него отношения  и связи между явлениями внешнего мира, используемые для

решения стоящей  перед ним задачи. Психический  образ выступает как отражение

объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой

деятельности  и служащее схемой действия организма, закодированной в

нейродинамических структурах.

Развитие  психической формы отражения  и подготовило тот качественный сдвиг,

который ознаменовал  переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее

остановимся на происхождении сознания, здесь  же отметим лишь некоторые

специфические черты отражения на уровне человеческого  сознания. Во-первых,

отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно -

понятийного. В итоге в громадной степени  расширяется информационная нагрузка

отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же

замещает  огромное количество предметов. Благодаря  образованию понятий емкость

человеческого мышления в сравнении с животными  формами психики, связанными с

чувственно-индивидуальными  представлениями, возрастает в миллиарды  раз,

позволяет человеческому  мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество

информации  и оперировать им. Во-вторых, с  возникновением абстрактного

мышления  психика человека перестала быть привязанной к непосредственным

чувственным образам, появилась возможность  отлета мысли от непосредственно

данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться

к ней, но и  изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется

творчески-конструкторская  функция сознания. Активная роль отражения,

опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует

признать, что  с развитием абстрактного мышления появилась и возможность

«больной  фантазии», преувеличения относительной  самостоятельности мысли, ее

отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм.

Наконец, отражение  приобретает социально - детерминированный  характер. Это

находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что

проявляется, в частности, в возникновении  языка и в нерасторжимом его

единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания

обнаруживается  в его зависимости от общественных отношений, в том, что

сознание  людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о чем

мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением общественного

бытия.

Мы рассмотрели  вопрос об отражении и эволюции его  форм в процессе развития

материального мира. Уже усложнение форм отражения  тесно связано с уровнем

организации материи, особенно с усложнением  нервно-физиологических систем.

Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей

материи, а  лишь особым образом организованной материи, человеку разумному.

Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит рассмотреть дальше.

     3.Сознание и мозг. Техническое  и физиологическое. Взаимосвязь

сознательного и бессознательного в психики  человека.

Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а

значит, и  степень развитости форм отражения  являются функцией сложности их

поведения, а главное - сложности организации  органов отражения внешнего мира,

центральной нервной системы.

Низшим формам живого, у которых отсутствуют  специализированные органы

отражения и  центральная нервная система, присуща  только раздражимость. С

усложнением организации, с формированием у  животных центральной нервной

системы и  специализированных органов чувств отражение поднимается на более

высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается

чувствительность, затем – нервно - физиологическое  отражение и далее -

психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности  достигает

структура центральной  нервной системы, прежде всего головного  мозга, и

соответственно  отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде

человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой

сложнейшее  материальное образование объемом  в среднем в 1400 куб.см (у

приматов  мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд.

нейронов, связанных  между собой синапсами и дендритами.

Мозг имеет  весьма сложное строение, в нем  прослеживается своеобразное

«разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и

синтеза внешних  раздражений и регуляции поведения  осуществляются низшими

отделами  центральной нервной системы - спинным, продолговатым и промежуточным

мозгом, а  самые сложные верхними этажами, прежде всего большими полушариями

головного мозга, особенно их корой.

Уже то, что  богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью

и совершенством  нервной системы, степенью ее централизации, само по себе

подтверждает  материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот

тезис надежно  подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей нервной

деятельности, в частности, тем, что нарушения  в психике часто связаны с

повреждением  определенных участков мозга.

Проблема  сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как

соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в

мозгу. Это  так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект,

тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.

Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую

проблему  материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди

представителей  идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы.

Часть идеалистов, а вместе с ними и представители  дуализма решают ее в форме

психофизиологического параллелизма: психические и физиологические  процессы

протекают параллельно  и независимо друг от друга и в  то же время необъяснимым

образом соответствуют  друг другу.

Второе решение  выступает в виде идеи психофизиологического  взаимодействия,

хотя вопрос, как могут взаимодействовать  идеальное, психическое и

материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым.

Третьим, крайним  вариантом является идея психофизиологического  тождества,

сведения  физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному

идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом.

Мышление, по его мнению, не есть обитатель или  повелитель, половина или

сторона и  т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или  даже

состояние мозга. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не

нашла единого  решения. Представители вульгарного  материализма, отвергая

идеализм, впали  в другую крайность, отождествив  сознание и материю, объявив и

мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы,

считали, что  мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах

нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений  в связи с успехами

электрофизиологии: отдельные физиологи и психологи  стали приравнивать мысль к

электромагнитным  колебаниям.

Эту позицию  и в наши дни занимают отдельные  философы и психологи.

Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники

смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного  отражения

материи, а  во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и идеализма,

поскольку вслед  за идеализмом признается возможность  самостоятельного,

независимо  от мозга, существование мыслей.

Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и

физиологического  состоит в признании психофизиологического  единства, основу

которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое,

идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону  отражения. В конечном

счете именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К.

Маркса: «...Идеальное  есть не что иное, как материальное, пересаженное в

голову и  переработанное в ней». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23.

С.21.).

     Древняя Индия– мнение:

“В философской  системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось как

высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное  понималось не как

форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как сверхсознательное,

на основе которого осуществляется высшая степень проникновения в сущность

вещей.

Однако у  «Йога Патанджали» понятие бессознательного употребляется и для

характеристики  причин Вселенной, первоначального  продукта развития «пракрити» -

великого, включающего  в себя интеллект, самосознание и  ум («читта»). «Он

(«читта») в сущности бессознателен, хотя становится сознающим, благодаря

отражению «Я», которое в нем находится»”[3]

.

Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между  идеальным и реальным

мирами является результатом как сознательной, так  и бессознательной

деятельности. При этом имеется в виду, «что деятельность, которая в нашем

поведении сознательно  продуктивна, в своем порождении мира продуктивна

бессознательно». Этим постулируется наличие сознательной и бессознательной

деятельности  в субъективном, то есть в самом  сознании, а объективный мир

представляется  не чем иным, как первоначальной бессознательной «поэзией

абсолютного духа»“[4].

Исходя из данной цитаты, можно заключить, что  для Шеллинга бессознательное

является  отправной точкой, отрицательным  стимулом к развитию. В изначальном

“абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место бессознательное хотение и

действование, в результате которого возникает природа. Различные природные

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"