Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.
своей внутренней программы, «видового опыта» организма.
Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде диалектического
единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок,
программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей
как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство
внутренней активности и внешнего воздействия находит свое более полное
выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с
достаточно развитой и централизованной нервной системой.
Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы
нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом
оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется
организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная
деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми
психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного
движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые
для него отношения
и связи между явлениями
решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает как отражение
объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой
деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в
нейродинамических структурах.
Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг,
который ознаменовал
переход к человеческому
остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые
специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых,
отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер абстрактно -
понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка
отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же
замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость
человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с
чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз,
позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество
информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного
мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным
чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно
данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться
к ней, но и
изменять ее, творить новую
творчески-конструкторская функция сознания. Активная роль отражения,
опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует
признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность
«больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее
отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм.
Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер. Это
находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания, что
проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его
единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания
обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что
сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о чем
мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением общественного
бытия.
Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе развития
материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с уровнем
организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических систем.
Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не всей
материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку разумному.
Этот аспект
соотношения материи и сознания
и предстоит рассмотреть
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь
сознательного и бессознательного в психики человека.
Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а
значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их
поведения, а главное - сложности организации органов отражения внешнего мира,
центральной нервной системы.
Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы
отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С
усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной
системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более
высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается
чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и далее -
психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает
структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и
соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде
человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой
сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у
приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд.
нейронов, связанных
между собой синапсами и
Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное
«разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и
синтеза внешних
раздражений и регуляции
отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и промежуточным
мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего большими полушариями
головного мозга, особенно их корой.
Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со сложностью
и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само по себе
подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга. Этот
тезис надежно
подкрепляется и данными
деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто связаны с
повреждением определенных участков мозга.
Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как
соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в
мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект,
тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.
Остановимся последовательно на каждой из этих проблем. Психофизиологическую
проблему материализм и и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди
представителей
идеализма нет полного
Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме
психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы
протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым
образом соответствуют друг другу.
Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия,
хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и
материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым.
Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества,
сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному
идеализму. Так, махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом.
Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или
сторона и т.д., но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже
состояние мозга. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не
нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая
идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и
мысль материальной. Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы,
считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах
нашего столетия наблюдался рецидив подобных воззрений в связи с успехами
электрофизиологии:
отдельные физиологи и
электромагнитным колебаниям.
Эту позицию и в наши дни занимают отдельные философы и психологи.
Несостоятельность подобного взгляда в том, во-первых, что его сторонники
смазывают качественное своеобразие сознания как идеально-образного отражения
материи, а во-вторых, этот взгляд ведет к смещению материализма и идеализма,
поскольку вслед за идеализмом признается возможность самостоятельного,
независимо от мозга, существование мыслей.
Действительно, материалистическое решение проблемы соотношения психического и
физиологического
состоит в признании
которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое,
идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения. В конечном
счете именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К.
Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в
голову и переработанное в ней». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23.
С.21.).
Древняя Индия– мнение:
“В философской системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось как
высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось не как
форма познания, предшествующая сознанию, а, напротив, как сверхсознательное,
на основе которого осуществляется высшая степень проникновения в сущность
вещей.
Однако у «Йога Патанджали» понятие бессознательного употребляется и для
характеристики причин Вселенной, первоначального продукта развития «пракрити» -
великого, включающего в себя интеллект, самосознание и ум («читта»). «Он
(«читта») в сущности бессознателен, хотя становится сознающим, благодаря
отражению «Я», которое в нем находится»”[3]
.
Шеллинг утверждает, что предусмотренная гармония между идеальным и реальным
мирами является результатом как сознательной, так и бессознательной
деятельности. При этом имеется в виду, «что деятельность, которая в нашем
поведении сознательно продуктивна, в своем порождении мира продуктивна
бессознательно».
Этим постулируется наличие
деятельности в субъективном, то есть в самом сознании, а объективный мир
представляется не чем иным, как первоначальной бессознательной «поэзией
абсолютного духа»“[4].
Исходя из данной цитаты, можно заключить, что для Шеллинга бессознательное
является отправной точкой, отрицательным стимулом к развитию. В изначальном
“абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место бессознательное хотение и
действование, в результате которого возникает природа. Различные природные