Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.

Содержание

1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

не знаю какой реферат.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

собственно  человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Общественное  сознание возникло одновременно и в  единстве с возникновением

общественного бытия. Природе в целом безразлично  существование человеческого

разума, а  общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться,

но и просуществовать  ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть

объективно-субъективная реальность, общественное бытие и  общественное

сознание  как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное

бытие статично и даже мертво.

Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой

способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать

общественное  бытие только при условии одновременного активно-творческого

преобразования  его. Функция опережающего отражения  сознания наиболее четко

реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом

связано с  устремленностью в будущее. Это  неоднократно подтверждалось в

истории тем  обстоятельством, что идеи, в частности  социально-политические,

могут опережать  наличное состояние общества и даже преобразовывать его.

Общество  есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных

представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того,

что составляет содержание общественного сознания и образует духовную

реальность, выступает составной частью общественного  бытия, так как оно дано

сознанию  отдельного индивида.

Но подчеркивая  единство общественного бытия и  общественного сознания, нельзя

забывать  и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного  сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что  если на ранних этапах

развития  общества общественное сознание формировалось  под непосредственным

воздействием  бытия, то в дальнейшем это воздействие  приобретало все более

опосредованный  характер - через государство, политические, правовые отношения

и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает,

напротив, все  более непосредственный характер. Сама возможность такого

непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие

заключается в способности сознания правильно  отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет  собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в  своем влиянии на бытие оно  может как оценивать его, вскрывая его

потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей

преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только

отражать  бытие, но активно способствовать его  перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция  общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного  устройства.

Тот факт, что  общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-

житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то,

что каждым уровнем сознания общественное бытие  отражается по-разному, как раз

и составляет реальную сложность в понимании  феномена общественного сознания.

И поэтому  нельзя рассматривать его как  простую сумму понятий “сознание” и

“общественное”.

Обладая объективной  природой и имманентными законами развития, общественное

сознание  может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного

для данного  общества эволюционного процесса. В  этом плане общественное

сознание  может играть роль активного стимулятора  общественного процесса, либо

механизма его  торможения. Мощная преобразовательная сила общественного

сознания  способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его

эволюции  и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от

субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного

отдельным человеком  индивидуального сознания. Власть общественного  целого над

индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом  исторически

сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств,

с помощью  которых осуществляется производство духовных ценностей, того

смыслового  содержания, которое накоплено человечеством  веками и вне которого

невозможно  становление личности.

     2.Материальные предпосылки возникновения  сознания. Качественное изменение

форм отражения  на различных уровнях развития материи.

Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи,

которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и

понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в

обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках

возникновения сознания в природе, а точнее - в  неживой природе, в самом

фундаменте материи.

Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил  материю, а материя

породила  дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на самом

фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для порождения

сознания? Эта  проблема стояла и перед старым материализмом, однако не была

решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту сложную проблему,

другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле- материя, зоо -

жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже

мыслить и  по существу снимала вопрос о возникновении  сознания и о необходимых

для этого  предпосылках. На позициях гилозоизма стоял, в частности,

французский материалист Д. Дидро, но он в то же время ближе других подошел к

реальному решению  проблемы. Наделяя всю материю  свойством чувствительности,

он считал, что неживой материи свойственна пассивная, а живой - активная

чувствительность.

Ясно одно: найти материальные предпосылки  возникновения сознания в самих

основаниях  материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и

прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок  найти не удастся, то

возникновение сознания придется признать чудом и  здание материализма просто

рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки  для порождения

сознания  в самом фундаменте материального  мира имеются. Они были установлены

Лениным. И  решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи

свойство  отражения. Наличие именно этого  свойства у всех видов материи, в  том

числе и нежимой, неорганической, образует объективную основу для

возникновения в процессе развития все новых  и притом все более сложных  форм

отражения вплоть до его высшей формы - человеческого  сознания. Но что

представляет  собой это всеобщее свойство материи?

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе

взаимодействия  с другими системами, объектами  в изменениях своих свойств и

состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры

отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке,

изменения в  приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного

давления, и  т.д. Практически все измерительные  приборы базируются на

использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение

усложняется с переходом от одной формы  движения материи к другой и выступает

в виде механического, физического, химического отражения.

Вместе с  тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом

свойств: 1) оно  предполагает не просто изменения в  отражающей системе, а

изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение  зависит от

отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды

и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную

роль. Эти  особенности отражения находят  свое наиболее яркое проявление на

уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и

базис формирования в ходе эволюции более высокой  формы отражения - отражения

биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая

некоторые технические  средства) не становится для отражающего  предмета каким

бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в

биологических системах результаты отражения, несущие  информацию об окружающей

среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих

систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому

отражение, связанное с активным использованием результатов внешних

воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном

случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в

окружающем мире.

Отражение приобретает  на уровне живого по меньшей мере две важные

особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает  избирательность

отражения, активность отображающей системы: оно  ориентировано на жизненно

важные для  нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как

важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает

целенаправленное  реагирование на содержащуюся в отражении  информацию. В этом

смысл и значение отражения в живой природе. Оно  выступает в качестве

источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно

поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей

среде и целенаправленное ее использование для регулирования  поведения живых

организмов  является фундаментальным свойством  живого. При этом отражение на

уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.

Исходной  формой отражения в живой природе  является раздражимость, т.е.

способность живого реагировать на воздействия  извне процессом внутреннего

возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма

возникает с  самого начала существования живого, еще до возникновения нервной

системы и  специализированных органов отражения. Более высокой ступенью

является  чувствительность, т.е. способность  к ощущениям. Если раздражимость

свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При

этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для

внутренней  работы организма с целью выработки  соответствующей реакции. Для

этого в живых  организмах формируются специфические  органы по подобной

переработке информации - нервные ткани, а затем  и сложные нервные ткани.

Отражение в  итоге поднимается на следующую  ступень - нейрофизиологического

отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в

прямой реакции  на раздражитель, а в целой системе  расчлененной,

организованной  последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной

жизненно  важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"