Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:06, контрольная работа
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
1.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и
преобразования мира, инструмент познания реальности. 3
2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение
форм отражения на различных уровнях развития материи. 7
3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и
бессознательного в психики человека. 10
4.Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание 12
Список литературы.
собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением
общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого
разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться,
но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть
объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное
сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное
бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой
способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать
общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого
преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко
реализуется
в отношении общественного
связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в
истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические,
могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его.
Общество
есть материально-идеальная
представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того,
что составляет содержание общественного сознания и образует духовную
реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано
сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя
забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая
взаимосвязь
общественного бытия и
самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах
развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более
опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения
и др., а обратное
воздействие общественного
напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого
непосредственного
воздействия общественного
заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание
как отражение и как активно-
представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же
процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его
потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей
преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только
отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и
заключается
та исторически сложившаяся
которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-
житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то,
что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз
и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания.
И поэтому
нельзя рассматривать его как
простую сумму понятий “
“общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное
сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного
для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное
сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо
механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного
сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его
эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от
субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного
отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над
индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств,
с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того
смыслового
содержания, которое накоплено
невозможно становление личности.
2.Материальные предпосылки
форм отражения на различных уровнях развития материи.
Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи,
которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и
понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в
обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках
возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой природе, в самом
фундаменте материи.
Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а материя
породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на самом
фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для порождения
сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом, однако не была
решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту сложную проблему,
другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле- материя, зоо -
жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже
мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении сознания и о необходимых
для этого предпосылках. На позициях гилозоизма стоял, в частности,
французский материалист Д. Дидро, но он в то же время ближе других подошел к
реальному решению проблемы. Наделяя всю материю свойством чувствительности,
он считал,
что неживой материи
чувствительность.
Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих
основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом надежный и
прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не удастся, то
возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто
рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения
сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были установлены
Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи
свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том
числе и нежимой, неорганической, образует объективную основу для
возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм
отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания. Но что
представляет собой это всеобщее свойство материи?
Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе
взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и
состояний их
различные особенности и
отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке,
изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного
давления, и т.д. Практически все измерительные приборы базируются на
использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение
усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает
в виде механического, физического, химического отражения.
Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом
свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а
изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от
отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды
и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную
роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на
уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и
базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения
биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая
некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета каким
бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в
биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей
среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих
систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому
отражение, связанное с активным использованием результатов внешних
воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном
случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в
окружающем мире.
Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные
особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность
отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно
важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как
важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает
целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом
смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве
источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно
поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей
среде и целенаправленное
ее использование для
организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на
уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.
Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е.
способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего
возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма
возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной
системы и специализированных органов отражения. Более высокой ступенью
является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если раздражимость
свойственна и растениям, то чувствительность специфична для живого мира. При
этом ощущения, информация, которую они несут, становятся материалом для
внутренней работы организма с целью выработки соответствующей реакции. Для
этого в живых организмах формируются специфические органы по подобной
переработке информации - нервные ткани, а затем и сложные нервные ткани.
Отражение в итоге поднимается на следующую ступень - нейрофизиологического
отражения, присущего только высшим животным, проявляющегося уже не только в
прямой реакции на раздражитель, а в целой системе расчлененной,
организованной последовательности действий, лишь в конечном счете подчиненной
жизненно важной цели, в активной реализации в столкновении с внешней средой