Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

1.Человек, индивид, личность
2.Человек в системе социальных связей
3. Покажите, каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 38.33 Кб (Скачать)

Введение

Индивидом-Рождаются

Личностью-становятся

Индивидуальность-отстаивают

Споры о природе  человека имеют мгновенную историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем  он отличается от  других живых существ, одновременно и прост и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые  могут быть выражены физико-химическими  и биологическими понятиями. На этот счет есть различные философские  концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая  проблема.

Человек это высшая степень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о  природе и сущности человека –  одна из глобальных проблем философской мысли.

Понятия: человек, индивид, личность относятся  к числу сложных, комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое нельзя было бы уточнить или  оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти понятия широко используются в самых разных областях знаний о  человеке

 

 

 

 

 

 

1.Человек, индивид,  личность

         С философской точки зрения  постичь сущность чего-либо –  значит взять одну или несколько  его главных, определяющих черт. Иногда такие черты очевидны, но чаще они скрыты за многими  внешними проявлениями. Чтобы их  установить, приходится сопоставлять  изучаемый предмет с другим, похожим на него. Определяя сущностные черты человека, его неизбежно сравнивают с животным, пытаясь таким путем выявить в нем подлинно человеческое.

       Вопрос  о происхождении и сущности  человека по-разному решается  наукой и религией, хотя между  ними появляются сегодня точки  соприкосновения. Согласно научным  взглядам человек телесно принадлежит  к млекопитающим, а именно к  гоминидам (человекоподобным существам). О причинах, способствовавших выделению  человека из животного мира, высказываются  различные гипотезы. Многие науки  (антропология, палеонтология, физиология  и др.) обсуждают эту проблему. Ученые считают, что человек  является продуктом длительной  биологической и социально-культурной  эволюции.

       Изучая  человека, исследователи сходятся  в том, что более высокий  уровень его развития по сравнению  с животными проявляется в  прямо хождении, совершенстве рук как производящего орудия, а особенно в усложнения строения мозга. С развитием  этих качеств человека происходило ослабление некоторых его физических свойств: притупились острота чувств, уменьшились физические силы, ослабели защитные свойства организма по отношению к неблаг8оприятным внешним факторам.

        Если  мы обратимся к другой стороне  человека – его сознанию, то  здесь отличия от животных  будут еще разительнее. В то  время как поведение животного  неразрывно связано с окружающей  средой и направляется инстинктами,  деятельность человека не является  жестко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Это значительно меньшая, чем у животных, зависимость человека от среды обитания позволила специализировать его органы чувств и расширить их функции, создала условия для развития самостоятельного мышления, чувствования, появления памяти и фантазии. Человек обладает  не только сознанием, но и самосознанием. По мнению ряда философов, над душой человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь не столько с внешним материальным миром, сколько с сущностью (идеями) вещей. Это еще больше возвышает человека над миром животных и человека над природой.

       Душа  и тело человека, его духовная  и физическая сторона неразрывно  связаны. Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятия, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды.

       Бытие человека.

      В философии  есть такие понятия, с помощью  которых пытаются охватить как  можно больше явлений, сторон  реального мира. Это множество  настолько многообразно, разнородно, что чаще всего в понятии  удается обобщить лишь одну  черту, свойство предметов, его  образующих. Такие предельно общие  понятия называют категориями.  К их числу относится понятие  «бытие». Им обозначают все  существующее в мире. Эту категорию древнегреческие философы. Одни из них (Парменид) писали о бытии как непрерывном целом, неделимом. Другие характеризовали его как становящееся, изменчивое. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», - утверждал Гераклит.

    В древнейших  философских системах Китая, Индии,  Греции человек мыслился как  часть Космоса, всеобъемлющего  мира. И сам человек воспринимался  как своеобразный «микрокосмос».  Природа понималась как живой  организм, а человек – как сочетание  разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из древнекитайских  мудрецов принадлежат слова: «Между  Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем, космическом уровне.

     Древнеиндийская  философия выдвинула идею душ  и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех – в представителя нашей касты, за словесный – животное, за грешный поступок – в неодушевленный предмет.

       Греческая  философия, провозглашает тезис  о человеке как о мере всего  существующего, ориентировалась  на его разум, призывала к  самопознанию.

      Своеобразие  христианского библейского представления  о человеке как «образе и  подобии Бога», внутренне раздвоенном  вследствие грехопадения, сочеталось  с учением о соединении божественной  и человеческой сущности в  личности Христа. Такое соединение  открывало возможность внутреннего  приобщения каждого человека  к божественной благодати, преодоления  греховности и смертности тела  через бессмертие души.

        Философы  XVII-XVIII вв. рассматривали бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, которое человек осваивает в деятельности. Для европейской философии этого времени бытие чаще всего ограничивается природой, миром естественных тел, духовный мир статусом бытия не обладает.

       Велик  был интерес к проблеме человека  в конце XIX-XX вв. Поиск сущностных свойств человека сконцентрировал внимание ученых на таких проявлениях, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науке начали различать понятия «индивидуальность» и «личность». Индивидуальность стала пониматься прежде всего как своеобразие, неповторимость психической жизни человека,  а личность – это его индивидуальные проявления на фоне социальных отношений.

     В XX в. проблема бытия человека стала предметом особого философского исследования.

    В учении немецкого  философа М.Хайдеггеру бытие – «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрыты тайны и состоит согласно Хайдеггеру «смысл бытия».

      Итак, бытие  человека – специфичкий способ его уникального, неповторимого существования. Это понятие трактуется в мировой философии по-разному. Однако при всех различиях оно оценивается как особая реальность, постижение которой позволяет человеку лучше понять самого себя.

          Русский философ Н.А. Бердяев  писал: «Проблема человека есть  основная проблема философии.  Еще греки поняли, что человек  может начать философствовать  только с себя. Разгадка бытия  человека для человека скрыта  в человеке. В познании бытия  человека есть совсем особая  реальность, не стоящая в ряду  других реальностей. Человек не  есть добрая часть мира, в нем  заключена цельная загадка и  разгадка мира».

Индивид  и индивидуальность

        Понятие индивид впервые  в своих сочинения древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало «неделимый» и относился к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей.

      Термин  индивидуальность дает возможность  характеризовать отличия человека  от других людей, подразумевая  не только внешний облик, но  и всю совокупность социально  значимых качеств. Индивидуален  каждый человек, хотя степень  этой самобытности может быть  различной. 

      Философия  рассматривает индивидуальность  как неповторимое своеобразие  какого-либо явления, включая  и природное, и общественное. В  этом смысле могут обладать  индивидуальностью не только  люди, но и исторические эпохи  (например, эпоха классицизма). Если  индивид рассматривается как  представитель общности, то индивидуальность  – как своеобразие проявлений  человека, подчеркивающее неповторимость, многогранность и гармоничность,  естественность и непринуждённость  его деятельности. Таким образом,  в человеке воплощается в единстве  типичное и неповторимое. 

Личность.

Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо  тогда не с чем и не с  кем  сравнивать его свойства),  а тем  более личностью.

     Философская  энциклопедия определяет личность  следующим образом: это человеческий  индивид как субъект отношений  и сознательной деятельности. Другое  значение – устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или  иного общества.

     В обоих  определениях подчеркиваются связи  индивида, личности и общества.

     В науке  проявляются два подхода к  личности. Первый рассматривает  сущностные характеристики. Здесь  личность выступает как активный  участник  свободных действий, как  субъект познания и изменении  мира. Личностными при этом признаются  такие качества, которые определяют  образ жизни и самооценку индивидуальных  особенностей.

       Второе  направление изучения личности  рассматривает ее через набор  функций, или ролей. Человек,  действуя в обществе, проявляет  себя в самых разных обстоятельствах  в зависимости не только от  индивидуальных черт, но и от  общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения  в семье требуют от страших  ее членов одинх действий, в  современном обществе – других.

      Человек  может отновеменно осуществлять  действия, выполнять разные роли  – работника, семьянина, спортсмена  и др. Он совершает поступки, проявляет  себя деятельно и сознательно. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

     Изучение личности  через ролевые характеристики  непременно предполагает связь  человека с общественными отношениями,  зависимость от них. Ясно, что  и набор ролей и их выполнение  связаны с общественным устройством   и с индивидуальными качествами  исполнителя. Сравним, например, роль труженика, правителя, война,  ученого в разные эпохи. В  своих ролевых проявлениях личность  развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется,  тоскует не личность сама по  себе, а человек, обладающий чертами  личности. Через нее, особым, только  ему присущим образом организую  свою деятельность, отношения, индивид  предстает как Человек.

2.Человек в  системе социальных связей

       Человеческие  существа всюду и всегда живут в ассоциации друг с другом. Каждый из нас принадлежит к тем или иным социальным группам – таким как семья, производственный коллектив, возрастная, половая, профиссиональная, этическая и др. группы.

        Социальная  группа – это устойчивая совокупность  индивидов. Для совместимых действий  в социальной группе необходимы  разделения труда и координация  деятельности.

       Во всех  групповых действиях различны  участники выполняют опрееленные  функции. Все участники взаимосвязаны  в противном случае соуиальное  единство разрушается.

       Каждой  группе присущ некоторый шаблон  деятельности, который проявляется  в согласованых действиях. У  члнов группы вырабатываются  шаблонные представления, которые  являются групповыми нормами.  Любая группа, которая существует  достаточно длительное время,  вырабатывает систему норм. Эти  нормы лежат в основе культуры  данной группы. Люди с общим  культурным прошлым легко кооперируются  между собой, и координация  внутри группы основывается на  самоконтроле.

        При  выполнении конкретных функций  в ходе социального взаимодействия  на человека накладываются определенные  обязаности – функциональные  обязанности – функциональные  обязанности. При этом он наделяется  правами по отношению к другим  участникам группы, которые обязаны  что-то делать ради него. То, что  составляет право для одного  партнера, является обязанностью  для другого.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"