Введение
Индивидом-Рождаются
Личностью-становятся
Индивидуальность-отстаивают
Споры о природе
человека имеют мгновенную историю.
Вопрос о том, что есть человек, какова
его природа и сущность, чем
он отличается от других живых существ,
одновременно и прост и сложен.
Научное представление о человеке
предполагает характеристики его анатомии,
физиологии и других черт, которые
могут быть выражены физико-химическими
и биологическими понятиями. На этот
счет есть различные философские
концепции о природе и сущности
человека. Разнобой различных мнений
говорит о том, что ответ на
вопрос, что такое человек - непростая
проблема.
Человек
это высшая степень живых организмов
на Земле, субъект общественно-исторической
деятельности и культуры. Вопрос о
природе и сущности человека –
одна из глобальных проблем философской
мысли.
Понятия:
человек, индивид, личность относятся
к числу сложных, комплексных. Невозможно
дать их исчерпывающее толкование,
которое нельзя было бы уточнить или
оспорить в каких-то деталях. Вместе
с тем эти понятия широко используются
в самых разных областях знаний о
человеке
1.Человек, индивид,
личность
С философской точки зрения
постичь сущность чего-либо –
значит взять одну или несколько
его главных, определяющих черт.
Иногда такие черты очевидны,
но чаще они скрыты за многими
внешними проявлениями. Чтобы их
установить, приходится сопоставлять
изучаемый предмет с другим, похожим
на него. Определяя сущностные черты человека,
его неизбежно сравнивают с животным,
пытаясь таким путем выявить в нем подлинно
человеческое.
Вопрос
о происхождении и сущности
человека по-разному решается
наукой и религией, хотя между
ними появляются сегодня точки
соприкосновения. Согласно научным
взглядам человек телесно принадлежит
к млекопитающим, а именно к
гоминидам (человекоподобным существам).
О причинах, способствовавших выделению
человека из животного мира, высказываются
различные гипотезы. Многие науки
(антропология, палеонтология, физиология
и др.) обсуждают эту проблему.
Ученые считают, что человек
является продуктом длительной
биологической и социально-культурной
эволюции.
Изучая
человека, исследователи сходятся
в том, что более высокий
уровень его развития по сравнению
с животными проявляется в
прямо хождении, совершенстве рук как
производящего орудия, а особенно в усложнения
строения мозга. С развитием этих качеств
человека происходило ослабление некоторых
его физических свойств: притупились острота
чувств, уменьшились физические силы,
ослабели защитные свойства организма
по отношению к неблаг8оприятным внешним
факторам.
Если
мы обратимся к другой стороне
человека – его сознанию, то
здесь отличия от животных
будут еще разительнее. В то
время как поведение животного
неразрывно связано с окружающей
средой и направляется инстинктами,
деятельность человека не является
жестко запрограммированной, в ней
всегда есть место свободному выбору.
Это значительно меньшая, чем у животных,
зависимость человека от среды обитания
позволила специализировать его органы
чувств и расширить их функции, создала
условия для развития самостоятельного
мышления, чувствования, появления памяти
и фантазии. Человек обладает не только
сознанием, но и самосознанием. По мнению
ряда философов, над душой человека возвышается
индивидуальный дух, который устанавливает
связь не столько с внешним материальным
миром, сколько с сущностью (идеями) вещей.
Это еще больше возвышает человека над
миром животных и человека над природой.
Душа
и тело человека, его духовная
и физическая сторона неразрывно
связаны. Благодаря своей особенной телесно-душевной
организации человек становится личностью,
способной к целенаправленным, планомерным
действиям, к творческим достижениям,
среди которых на первом месте стоит создание
человеческих форм общения. На этой основе
развиваются речь и письмо, способность
называть вещи и обобщать их свойства
в понятия, трудиться сообща не только
для освоения природных богатств, но и
для создания новой социально-культурной
среды.
Бытие человека.
В философии
есть такие понятия, с помощью
которых пытаются охватить как
можно больше явлений, сторон
реального мира. Это множество
настолько многообразно, разнородно,
что чаще всего в понятии
удается обобщить лишь одну
черту, свойство предметов, его
образующих. Такие предельно общие
понятия называют категориями.
К их числу относится понятие
«бытие». Им обозначают все
существующее в мире. Эту категорию
древнегреческие философы. Одни из них
(Парменид) писали о бытии как непрерывном
целом, неделимом. Другие характеризовали
его как становящееся, изменчивое. «Нельзя
дважды войти в одну и ту же реку», - утверждал
Гераклит.
В древнейших
философских системах Китая, Индии,
Греции человек мыслился как
часть Космоса, всеобъемлющего
мира. И сам человек воспринимался
как своеобразный «микрокосмос».
Природа понималась как живой
организм, а человек – как сочетание
разных элементов, или «стихий»,
космоса. Одному из древнекитайских
мудрецов принадлежат слова: «Между
Небом и Землей человек драгоценнее
всего». При этом мир создан не ради человека,
поэтому человек не вправе диктовать свою
волю природе. Он призван следовать естественности,
преодолевать сбои, происходящие в мире
время от времени, но он ответственен за
свои деяния на высшем, космическом уровне.
Древнеиндийская
философия выдвинула идею душ
и сделала весьма условной и подвижной
границу между живыми существами. Суть
этой идеи состоит в том, что душа человека
после его смерти не погибает, а находит
себе другое пристанище. Во что именно
она воплотится, зависит от поведения
человека в теперешней жизни: за мысленный
грех – в представителя нашей касты, за
словесный – животное, за грешный поступок
– в неодушевленный предмет.
Греческая
философия, провозглашает тезис
о человеке как о мере всего
существующего, ориентировалась
на его разум, призывала к
самопознанию.
Своеобразие
христианского библейского представления
о человеке как «образе и
подобии Бога», внутренне раздвоенном
вследствие грехопадения, сочеталось
с учением о соединении божественной
и человеческой сущности в
личности Христа. Такое соединение
открывало возможность внутреннего
приобщения каждого человека
к божественной благодати, преодоления
греховности и смертности тела
через бессмертие души.
Философы
XVII-XVIII вв. рассматривали бытие как реальность,
противостоящую человеку, как сущее, которое
человек осваивает в деятельности. Для
европейской философии этого времени
бытие чаще всего ограничивается природой,
миром естественных тел, духовный мир
статусом бытия не обладает.
Велик
был интерес к проблеме человека
в конце XIX-XX вв. Поиск сущностных
свойств человека сконцентрировал внимание
ученых на таких проявлениях, как чувство,
воля, влечение. Тогда же в науке начали
различать понятия «индивидуальность»
и «личность». Индивидуальность стала
пониматься прежде всего как своеобразие,
неповторимость психической жизни человека,
а личность – это его индивидуальные проявления
на фоне социальных отношений.
В XX в. проблема
бытия человека стала предметом особого
философского исследования.
В учении немецкого
философа М.Хайдеггеру бытие – «просека»,
которая открывает тайну сущего, делает
его понятным. В этой функции раскрыты
тайны и состоит согласно Хайдеггеру «смысл
бытия».
Итак, бытие
человека – специфичкий способ его
уникального, неповторимого существования.
Это понятие трактуется в мировой философии
по-разному. Однако при всех различиях
оно оценивается как особая реальность,
постижение которой позволяет человеку
лучше понять самого себя.
Русский философ Н.А. Бердяев
писал: «Проблема человека есть
основная проблема философии.
Еще греки поняли, что человек
может начать философствовать
только с себя. Разгадка бытия
человека для человека скрыта
в человеке. В познании бытия
человека есть совсем особая
реальность, не стоящая в ряду
других реальностей. Человек не
есть добрая часть мира, в нем
заключена цельная загадка и
разгадка мира».
Индивид
и индивидуальность
Понятие
индивид впервые в своих сочинения
древнеримский ученый и политик Цицерон.
Так он перевел с греческого слово «атом»,
что означало «неделимый» и относился
к мельчайшим и неделимым, по мнению древних
философов, слагаемым окружающего мира.
Термин «индивид» характеризует человека
как одного из людей.
Термин
индивидуальность дает возможность
характеризовать отличия человека
от других людей, подразумевая
не только внешний облик, но
и всю совокупность социально
значимых качеств. Индивидуален
каждый человек, хотя степень
этой самобытности может быть
различной.
Философия
рассматривает индивидуальность
как неповторимое своеобразие
какого-либо явления, включая
и природное, и общественное. В
этом смысле могут обладать
индивидуальностью не только
люди, но и исторические эпохи
(например, эпоха классицизма). Если
индивид рассматривается как
представитель общности, то индивидуальность
– как своеобразие проявлений
человека, подчеркивающее неповторимость,
многогранность и гармоничность,
естественность и непринуждённость
его деятельности. Таким образом,
в человеке воплощается в единстве
типичное и неповторимое.
Личность.
Понятие личность неразрывно
связано с общественными свойствами
человека. Вне общества индивид не
может стать индивидуальностью (ибо
тогда не с чем и не с кем
сравнивать его свойства), а тем
более личностью.
Философская
энциклопедия определяет личность
следующим образом: это человеческий
индивид как субъект отношений
и сознательной деятельности. Другое
значение – устойчивая система
социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена того или
иного общества.
В обоих
определениях подчеркиваются связи
индивида, личности и общества.
В науке
проявляются два подхода к
личности. Первый рассматривает
сущностные характеристики. Здесь
личность выступает как активный
участник свободных действий, как
субъект познания и изменении
мира. Личностными при этом признаются
такие качества, которые определяют
образ жизни и самооценку индивидуальных
особенностей.
Второе
направление изучения личности
рассматривает ее через набор
функций, или ролей. Человек,
действуя в обществе, проявляет
себя в самых разных обстоятельствах
в зависимости не только от
индивидуальных черт, но и от
общественных условий. Так, скажем,
при родовом строе взаимоотношения
в семье требуют от страших
ее членов одинх действий, в
современном обществе – других.
Человек
может отновеменно осуществлять
действия, выполнять разные роли
– работника, семьянина, спортсмена
и др. Он совершает поступки, проявляет
себя деятельно и сознательно. Для личности
характерно проявление активности, тогда
как безличное существование допускает
«плавание по воле случая».
Изучение личности
через ролевые характеристики
непременно предполагает связь
человека с общественными отношениями,
зависимость от них. Ясно, что
и набор ролей и их выполнение
связаны с общественным устройством
и с индивидуальными качествами
исполнителя. Сравним, например,
роль труженика, правителя, война,
ученого в разные эпохи. В
своих ролевых проявлениях личность
развивается, совершенствуется, меняется.
Действует, любит, ненавидит, борется,
тоскует не личность сама по
себе, а человек, обладающий чертами
личности. Через нее, особым, только
ему присущим образом организую
свою деятельность, отношения, индивид
предстает как Человек.
2.Человек в
системе социальных связей
Человеческие
существа всюду и всегда живут в ассоциации
друг с другом. Каждый из нас принадлежит
к тем или иным социальным группам – таким
как семья, производственный коллектив,
возрастная, половая, профиссиональная,
этическая и др. группы.
Социальная
группа – это устойчивая совокупность
индивидов. Для совместимых действий
в социальной группе необходимы
разделения труда и координация
деятельности.
Во всех
групповых действиях различны
участники выполняют опрееленные
функции. Все участники взаимосвязаны
в противном случае соуиальное
единство разрушается.
Каждой
группе присущ некоторый шаблон
деятельности, который проявляется
в согласованых действиях. У
члнов группы вырабатываются
шаблонные представления, которые
являются групповыми нормами.
Любая группа, которая существует
достаточно длительное время,
вырабатывает систему норм. Эти
нормы лежат в основе культуры
данной группы. Люди с общим
культурным прошлым легко кооперируются
между собой, и координация
внутри группы основывается на
самоконтроле.
При
выполнении конкретных функций
в ходе социального взаимодействия
на человека накладываются определенные
обязаности – функциональные
обязанности – функциональные
обязанности. При этом он наделяется
правами по отношению к другим
участникам группы, которые обязаны
что-то делать ради него. То, что
составляет право для одного
партнера, является обязанностью
для другого.