Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

 

Учение о нравственности.

 Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов:

  • Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям.
  • Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью.

Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения:

1. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли, могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства».

2. «Относись к человеку всегда как к цели, а не как к средству».

3. «Поступай с людьми так,  как бы ты хотел, чтобы поступали  с тобой».

Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми -антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество.

Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.

III. Диалектические идеи Фихте  и Шеллинга

Фихте. 1. Субъективно-идеалистически преодолел кантовский дуализм явления и вещи в себе. Вещь в себе познаваема, так как в процессе познания человеческое мышление связано с внешним миром. 2. Он проанализировал этап становления мышления как динамического процесса. Ввёл в процесс познания диалектику. Он обратил внимание на активность субъекта в теории и практике отношения к миру.

Шеллинг. 1. Его философия представляет пантеизм, основа которого идеализм. 2. Предметом философии считал единство мышления и бытия, духа и природы. 3. Предложил диалектический вариант натурфилософского объяснения природы. Основная идея – идея развития природы. Без противоположностей развитие и движение невозможны.

IV. Философия  Гегеля.

Создал диалектический метод и систему. Работы: «Феноменология духа», «Наука логики». 1812-1814 гг.

Основные положения (принципы)

диалектического метода Гегеля:

              1. Принцип всеобщности развития. Все, что существует изменяется, развивается. Причиной развития являются противоречия.
              2. Отсюда в диалектическом методе особое  значение приобретают два понятия:
  • Противоречие – Гегель выдвигает положение о том, что все противоречиво и противоречие является  источником развития.
  • Отрицание. В отрицании выделяются три момента: снятие поверхностного, сохранение наиболее ценного, существенного, переход в иное. Принцип отрицания отрицания, который можно представить в форме триады: тезис – антитезис – синтез (снимающий недостатки тезиса и антитезиса). Разрешение противоречия тезиса и антитезиса происходит путем отрицания и того и другого.

3. В диалектическом методе большое значение придается принципу восхождения от абстрактного к конкретному. Это двойной метод, который предполагает сначала движение от чувственно конкретного к абстрактному, а затем движение к конкретному, т.е. насыщение абстрактной схемы конкретными деталями. То есть на первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, то есть от абстрактного в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности - но уже в мышлении.

4. В диалектическом методе большое значение принадлежит принципу единства логического и исторического, где историческое – это реальный процесс развития, насыщенный случайностями, противоречиями, а логическое – его мысленное повторение, исключающее противоречия. Например, Гегель  исследовал процесс интеллектуального развития индивида и его исторический аспект как развитие сознания всего человеческого рода. Он пришел к выводу, что они совпадают. Можно говорить о тождестве онтогенеза (формирования индивидуального сознания) и филогенеза (формирования сознания всего человечества). Их можно рассматривать как соотношение логического (сознание индивида, очищенное от случайного и противоположного развития) и исторического (полный противоречий и случайностей процесс развития сознания человеческого рода). Кроме того, совпадают индивидуальное познание и процесс познания всего человечества. Любое познание следует рассматривать исторически.

Диалектическая  система Гегеля

 

В ее основе лежит понятие абсолютной идеи – единства с различием материального и идеального. Весь мир в философии Гегеля рассматривается как саморазвитие абсолютной идеи.

В саморазвитии абсолютной идеи выделяются три основных этапа.

              1. Исходный пункт саморазвития – чистое мышление. Здесь абсолютная идея развивается в границах базовых категорий (известных по философии Канта). Процесс развития начинается с чистого бытия, ей противостоит нечто. Синтез бытия и нечто – становление. Следующие категории: Качество – внутренняя определенность вещи, количество – внешняя определенность вещи, безразличная к бытию определённость, мера – единство качества и количества. В этих категориях происходит развитие абсолютной идеи, пока она не достигнет пика – понятия развития. Дальше чистому мышлению развиваться невозможно и чистое мышление отчуждается в природу (как «окаменевший интеллект»).
              2. Природа в своем развитии проходит стадии: механика, физика, органический мир. Вершиной развития органического мира является человек. Он не принадлежит природе, поэтому она отчуждается в дух.
              3. Дух. Гегель выделяет три стадии развития духа: субъективный дух (становление сознания человека и общества), объективный дух (становление общества - морали и права), абсолютный дух (на стадии абсолютного духа абсолютная идея познает себя: во-первых, через искусство, во-вторых, через религию, в-третьих, через философию). Именно посредством философии Гегеля абсолютная идея познает себя. На этом развитие заканчивается?

Исторический  прогресс для Гегеля – прогресс в сознании свободы. По мнению Гегеля, чем больше людей осознают себя свободными, тем прогрессивнее общество. На этом основании Гегель выделяет три этапа саморазвития абсолютной идеи в обществе:

1. восточный мир - в мире «восточной деспотии свободен только деспот, все остальные бесправны,

2. античный мир - свободна небольшая группа людей - граждане, а все остальные - метеки (пришлые, не граждане), женщины, рабы - несвободны,

3. современное Гегелю общество - он считает, что в этом современном ему - прусском обществе все свободны.

 

IV. Фейербах (1804-1872).

 

Фейербах - ученик Гегеля (т.е. он слушал его лекции в Берлинском университете). Он критиковал диалектику Гегеля, требовал замены ее формальной логикой. Фейербах перешел на позиции материализма. Как материалист Фейербах критиковал и религию, пытался разобраться в причинах возникновения религии. С его точки зрения основными причинами возникновения религии были причины:

  • психологические
  • гносеологические

Человек, будучи не в силах  познать окружающий мир, испытывает страх. Образы страха отчуждаются от человека, превращаются в образы грозных богов. Здесь появляется одно из важнейших понятий философии ХХ-XXI века - отчуждение, посредством которого Фейербах объясняет возникновение религии. По мнению Фейербаха, преодолеть религиозное отчуждение можно только, создав религию любви.

Философию Фейербаха принято называть антропологическим материализмом, т.е. в центре его философской системы находится человек, понимаемый как биологическое природное существо, отличающееся от животных нравственностью, стремлением к человеку и любви.

 

Основные идеи и эволюция философии марксизма

I. Предпосылки возникновения марксизма:

 

Выделяют следующие виды предпосылок  генезиса марксистской философии. 

1. Социально-экономические предпосылки: Развитие капитализма и обострение противоречий в первой трети XIX века потребовали создания новой идеологии и социальной теории. 

2. Естественнонаучные предпосылки: Открытие закона сохранения и превращения энергии. Открытие клеточного строения животных и растений. Создание теории эволюции Дарвина. Эти три научных открытия стали естественнонаучным основанием диалектического понимания природы (в природе все взаимосвязано и все развивается).

3. Теоретические предпосылки: марксистская философия развивает важнейшие положения философии Гегеля и Фейербаха. Родоначальниками этой философии являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

У Гегеля Маркс и Энгельс берут диалектику – учение о всеобщей связи и развитии, но их критику вызывает идеалистическая позиция Гегеля. В философии Фейербаха Маркса и Энгельса привлекает материализм, а критику вызывает абстрактное понимание человека,  неисторичность. У Фейербаха человек понимается абстрактно, как лишенный  каких-либо конкретно исторических характеристик, как находящийся вне общества. Маркс считает, что человека нужно рассматривать с позиций истории, как представителя конкретного общества. Исследуя отчуждение  как основной фактор возникновения религии, Маркс утверждает, что истинных причин возникновения религии Фейербах не видит. Он полагает, что причины возникновения религии - исторические и социальные. Глубинной причиной генезиса религии является экономическое отчуждение, порождаемое частной собственностью. При господстве частной собственности личность не может развиваться гармонично, она деформирована и ей нужна компенсация - религия («религия - опиум народа»). Маркс выделяет следующие формы отчуждения: отчуждение от продуктов своего труда, отчуждение от собственной активности (т.к. продукт труда отчужден), отчуждение от родовой сущности (как человека-творца).

Вывод, к которому он приходит: в условиях частной собственности личность деформируется. Человек теряет свою сущность, он перестает быть человеком. Таким образом, нужно уничтожить частную собственность, которая должна стать всеобщей.

 

 

II. Основные идеи марксистской философии.

 

              1. Марксистская философия соединяет материализм и диалектику и распространяет их на понимание природы (диалектический материализм).
              2. В марксистской философии материализм и диалектика распространяется на понимание общества, таким образом создается теория исторического материализма - теория материалистического понимания истории. Согласно материалистическому пониманию истории основой развития общества является материальное производство или труд. Краткая формулировка материалистического понимания истории: «Общественное бытие (материальные условия жизни людей) определяет общественное сознание (религия, политика)».
              3. В рамках материалистического понимания истории Маркс создал теорию общественно-экономической формации. Благодаря введению в социальную философию понятия общественно-экономическая формация, развитие общества стало пониматься как естественноисторический процесс. Общественно-экономическая формация – это социальный организм, в основе которого лежит способ производства, т.е. единство производительных сил (чем трудятся) и производственных отношений (как трудятся). В основе развития общественно-экономической формации лежит противоречие между развитыми производительными силами и сковывающими их развитие производственными отношениями. Поэтому развитие общества понимается как естественноисторический процесс. Но, выделив пять формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и /гипотетическая/ коммунистическая), Маркс не учел специфику развития Востока. В более поздних работах он скорректировал свои положения. Для него специфика развития Востока это - азиатский способ производства, прежде всего аграрный. В аграрном обществе, основанном на ирригационном земледелии, земля принадлежит государству. Во главе государства стоит деспот, обладающий правами и свободами, а все остальные - бесправны («восточный деспотизм»).
              4. Социальный прогресс в марксистской философии понимается как переход от низшей формации к высшей формации.
              5. В марксистской философии в теорию познания была введена категория «практика», в результате познание стало пониматься как исторически и социально обусловленное. Практика понимается как всемирно-историческая, чувственно предметная деятельная человечества. Она рассматривается как основа познания, цель познания, критерий истинности знания, средство познания.
              6. В марксистской философии человек был рассмотрен как результат социализации, т.е. усвоения общественных правил, норм и ценностей. Для марксистской философии человек – это общественное существо; причем утверждается, что человеком можно стать только в обществе.
              7. Марксистская философия продолжает традицию гегелевской трактовки предмета философии. Для нее философия – это учение о соотношении материального и идеального, материи и духа.
              8. Для марксистской философии важнейшей функцией философии является социальная функция, т.е. по словам Маркса, «философия должна изменить мир».

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука