Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
Учение о нравственности.
Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов:
Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения:
1. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли, могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства».
2. «Относись к человеку всегда как к цели, а не как к средству».
3. «Поступай с людьми так,
как бы ты хотел, чтобы
Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми -антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество.
Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.
Фихте. 1. Субъективно-идеалистически преодолел кантовский дуализм явления и вещи в себе. Вещь в себе познаваема, так как в процессе познания человеческое мышление связано с внешним миром. 2. Он проанализировал этап становления мышления как динамического процесса. Ввёл в процесс познания диалектику. Он обратил внимание на активность субъекта в теории и практике отношения к миру.
Шеллинг. 1. Его философия представляет пантеизм, основа которого идеализм. 2. Предметом философии считал единство мышления и бытия, духа и природы. 3. Предложил диалектический вариант натурфилософского объяснения природы. Основная идея – идея развития природы. Без противоположностей развитие и движение невозможны.
Создал диалектический метод и систему. Работы: «Феноменология духа», «Наука логики». 1812-1814 гг.
3. В диалектическом методе большое значение придается принципу восхождения от абстрактного к конкретному. Это двойной метод, который предполагает сначала движение от чувственно конкретного к абстрактному, а затем движение к конкретному, т.е. насыщение абстрактной схемы конкретными деталями. То есть на первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, то есть от абстрактного в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности - но уже в мышлении.
4. В диалектическом методе большое значение принадлежит принципу единства логического и исторического, где историческое – это реальный процесс развития, насыщенный случайностями, противоречиями, а логическое – его мысленное повторение, исключающее противоречия. Например, Гегель исследовал процесс интеллектуального развития индивида и его исторический аспект как развитие сознания всего человеческого рода. Он пришел к выводу, что они совпадают. Можно говорить о тождестве онтогенеза (формирования индивидуального сознания) и филогенеза (формирования сознания всего человечества). Их можно рассматривать как соотношение логического (сознание индивида, очищенное от случайного и противоположного развития) и исторического (полный противоречий и случайностей процесс развития сознания человеческого рода). Кроме того, совпадают индивидуальное познание и процесс познания всего человечества. Любое познание следует рассматривать исторически.
В ее основе лежит понятие абсолютной идеи – единства с различием материального и идеального. Весь мир в философии Гегеля рассматривается как саморазвитие абсолютной идеи.
В саморазвитии абсолютной идеи выделяются три основных этапа.
Исторический прогресс для Гегеля – прогресс в сознании свободы. По мнению Гегеля, чем больше людей осознают себя свободными, тем прогрессивнее общество. На этом основании Гегель выделяет три этапа саморазвития абсолютной идеи в обществе:
1. восточный мир - в мире «восточной деспотии свободен только деспот, все остальные бесправны,
2. античный мир - свободна небольшая группа людей - граждане, а все остальные - метеки (пришлые, не граждане), женщины, рабы - несвободны,
3. современное Гегелю общество - он считает, что в этом современном ему - прусском обществе все свободны.
IV. Фейербах (1804-1872).
Фейербах - ученик Гегеля (т.е. он слушал его лекции в Берлинском университете). Он критиковал диалектику Гегеля, требовал замены ее формальной логикой. Фейербах перешел на позиции материализма. Как материалист Фейербах критиковал и религию, пытался разобраться в причинах возникновения религии. С его точки зрения основными причинами возникновения религии были причины:
Человек, будучи не в силах познать окружающий мир, испытывает страх. Образы страха отчуждаются от человека, превращаются в образы грозных богов. Здесь появляется одно из важнейших понятий философии ХХ-XXI века - отчуждение, посредством которого Фейербах объясняет возникновение религии. По мнению Фейербаха, преодолеть религиозное отчуждение можно только, создав религию любви.
Философию Фейербаха принято называть антропологическим материализмом, т.е. в центре его философской системы находится человек, понимаемый как биологическое природное существо, отличающееся от животных нравственностью, стремлением к человеку и любви.
Основные идеи и эволюция философии марксизма
Выделяют следующие виды предпосылок генезиса марксистской философии.
1. Социально-экономические предпосылки: Развитие капитализма и обострение противоречий в первой трети XIX века потребовали создания новой идеологии и социальной теории.
2. Естественнонаучные предпосылки: Открытие закона сохранения и превращения энергии. Открытие клеточного строения животных и растений. Создание теории эволюции Дарвина. Эти три научных открытия стали естественнонаучным основанием диалектического понимания природы (в природе все взаимосвязано и все развивается).
3. Теоретические предпосылки: марксистская философия развивает важнейшие положения философии Гегеля и Фейербаха. Родоначальниками этой философии являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).
У Гегеля Маркс и Энгельс берут диалектику – учение о всеобщей связи и развитии, но их критику вызывает идеалистическая позиция Гегеля. В философии Фейербаха Маркса и Энгельса привлекает материализм, а критику вызывает абстрактное понимание человека, неисторичность. У Фейербаха человек понимается абстрактно, как лишенный каких-либо конкретно исторических характеристик, как находящийся вне общества. Маркс считает, что человека нужно рассматривать с позиций истории, как представителя конкретного общества. Исследуя отчуждение как основной фактор возникновения религии, Маркс утверждает, что истинных причин возникновения религии Фейербах не видит. Он полагает, что причины возникновения религии - исторические и социальные. Глубинной причиной генезиса религии является экономическое отчуждение, порождаемое частной собственностью. При господстве частной собственности личность не может развиваться гармонично, она деформирована и ей нужна компенсация - религия («религия - опиум народа»). Маркс выделяет следующие формы отчуждения: отчуждение от продуктов своего труда, отчуждение от собственной активности (т.к. продукт труда отчужден), отчуждение от родовой сущности (как человека-творца).
Вывод, к которому он приходит: в условиях частной собственности личность деформируется. Человек теряет свою сущность, он перестает быть человеком. Таким образом, нужно уничтожить частную собственность, которая должна стать всеобщей.
II. Основные идеи марксистской философии.