Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Структура сознания

Можно выделить следующие элементы  сознания:

1. Перцепция (восприятие) и мышление связаны с восприятием и переработкой информации;  эти способности реализуют познавательную функцию сознания. С помощью перцепции и мышления человек понимает и перерабатывает информацию. В основе перцепции лежит принцип уподобления ее результатов источнику (специфика зрительных образов), особенность мышления (как абстрактного, так и образного) заключается в использовании языковых средств и речи. Язык (вербальный и невербальный) представляет собой единую сложившуюся в культуре систему знаков, при помощи которой человек способен накапливать и передавать информацию и обмениваться ею. Речь – это способность использования языка в письменной и устной форме.

Сознание выступает как способ идеального представления действительности в голове человека, производимого в конкретных знаково-логических формах, выраженных в языке.

2. Эмоции как внутренняя реакция организма на внешнее воздействие отвечают за оценку и выбор информации. Эмоции  представляют собой определенное состояние внутреннего мира человека, в котором выражается его отношение к миру и самому себе.

Они возникают на уровне высших животных в связи с функцией выживания, с возникновением жизненных потребностей. У человека над витальными эмоциями надстраивается блок высших эмоций /социальные, эстетические, этические и т.д./. Эмоции могут быть осознанными и неосознанными, они отличаются по степени выраженности. 

3. Воля  выполняет регулятивную функцию человеческой деятельности и служит для преодоления препятствий, сложностей на пути к достижению поставленной цели, управляет нашим поведением. От этого элемента зависит целеустремленность, решительность и самоконтроль человека.

4. Память (мнемонистический компонент) отвечает за способность человека фиксировать и воспроизводить свой и чужой опыт.

5. Самосознание – важнейший элемент сознания, который отвечает за оценку человеком самого себя  как субъекта деятельности, т.е. чувствующего, действующего и мыслящего субъекта. С его реализацией происходит самоидентификация человека. В самосознании можно выделить три аспекта:

  • чувство собственного существования;
  • чувство присутствия в данном месте в данное время;
  • понимание различия себя и остального мира;

Психиатры при отсутствии одного из трех указанных моментов фиксируют распад личности.

Уровни сознания (могут быть выделены на основе идей Фрейда). Фрейд выделял в структуре психики личности такие уровни, как:

  1. Сверхсознание (Сверх-Я) – это совокупность культурных, моральных и религиозных норм, запретов и т.п.
  2. Сознание (Я) – это наше чувство себя и реальности.
  3. Подсознание (Оно)- это бессознательное, которое никогда не может быть осознано. По Фрейду, «Оно» состоит из двух бессознательных влечений – Эроса (сексуального влечения) и Танатоса (влечения к смерти, агрессии).

Фрейдом была выявлена огромная роль бессознательных  процессов в человеческих поступках. Он полагал, что грань между сознанием и подсознанием слабо видна.

Выделяют  три уровня сознания: подсознание (бессознательное), сознание, сверхсознание. С точки зрения современной психологии, бессознательное трактуется как «установка» (школа Узнадзе), которая может быть осознана.

Сознание  может быть классифицировано по специфике  носителей сознания:

- индивидуальное  сознание

- коллективное (общественное) сознание.

На  основании вышесказанного моно выявить  следующие функции сознания:

  1. Познавательная функция – функция, отвечающая за восприятие и переработку информации.
  2. Ориентационная функция – функция, отвечающая за контроль поведения и деятельности.
  3. Целеполагающая функция – функция, отвечающая за реализацию наших целей (наше сознание управляет нашей деятельностью и поэтому «преобразует, творит» мир).
  4. Экзистенциальная функция – сознание и самосознание поддерживает в нас истинно человеческое существование, нашу человеческую сущность.
  5. Основная функциональная обязанность сознания - отражение реальности.

Происхождение сознания.

В материалистической философии, чтобы объяснить происхождение  сознание как естественный процесс, без вмешательства сверхъестественных сил, используют понятие «отражение». Отражение понимается как процесс взаимодействия двух материальных систем, при котором одна из них воспроизводит особенности другой. Сознание рассматривается как высшая форма отражения действительности.

Признается, что отражение является неотъемлемым свойством материи и проходит те же этапы эволюции, что и материальный мир в целом. На этом основании можно говорить о следующих формах отражения:

1. Отражение в неживой природе – в неорганическом мире. Для этого уровня отражения характерны пассивность, неизбирательность и запаздывающий характер (сначала действие, потом реакция на него);

2. Отражение в живой природе.  В органическом мире.

На  уровне живой природы существует три основных формы отражения:

  • раздражимость – свойственна растениям и простейшим животным (амебы, инфузории-туфельки и т.п.);
  • чувствительность – связана с наличием нервной системы и ощущения; свойственна низшим животным;
  • психика - свойственна высшим животным; связана с наличием не только нервной системы, но и головного мозга, а также наличием образов как результатов контактов органов чувств с внешним миром.

В целом  для всех форм отражения на уровне живого характерны следующие свойства отражения:

  • активность
  • избирательность (избирательный характер реагирования)
  • опережающий характер отражения (наличие условных; и безусловных рефлексов).

3. Отражение в обществе. В обществе возникает сознание, которое является высшей формой отражения действительности.

Отличие человеческого сознания от психики животных:

  • наличие абстрактного мышления и языка (2-й сигнальной системы);
  • способность мысленно конструировать реальность;
  • способность делать прогнозы;
  • способность выделять себя из окружающего мира как субъекта деятельности от объекта деятельности (наличие самосознания);

Понимание сущности сознания предполагает и  попытку ответа на вопрос: как возникло сознание? Чтобы ответить на него необходимо выяснить, что еще кроме сознания отличает человека от других живых существ? Человек принципиально иначе относится к окружающей его среде. Если все живые существа приспосабливаются к среде, то человек приспосабливает среду к собственным потребностям. Основной формой этого приспособления становится целенаправленная деятельность.

 

 

Проблемы познания в философии.

Структура процесса познания.

Сущность и  аргументации агностицизма.

Проблема истины в философии

 

Закономерности процесса познания исследуются в таком разделе философии, как гносеология (в западной философии – эпистемология).

Философию интересуют следующие проблемы познания:

  1. Познаваем ли мир?
  2. Что является источником познания?
  3. Что такое истина и как проверить, обладаем ли мы истинным знанием?
    1. В решении проблемы познаваемости мира можно выделить такие направления, как:

1.Скептицизм – скептики не дают окончательного ответа, можем ли мы познать мир; они только высказывают сомнения в наших познавательных способностях – в органах чувств и в разуме.

  1. Агностицизм – направление, представители которого в первоначальном виде отрицали возможность познания мира. В XVIII в. Кант развил положения агностицизма и заявил, что мы знаем только явления, а знание сущности вещей («вещи в себе») нам недоступно. Современные агностики абсолютизируют относительность и субъективность наших знаний и утверждают, что мы никогда не сможем достичь целостного истинного знания. Также современные агностики указывают на зависимость нашего знания от социокультурных условий, призывая отказаться от понятия истины.
  2. Так называемый «гносеологический оптимизм». Его представители утверждают, что, несмотря на сложность и противоречивость процесса познания, мы способны достичь объективной истины.

 

    1. В решении проблемы источника истинного знания выделяют следующие направления:
  1. Сенсуализм. Его представители утверждают, что источником истинного знания являются данные органов чувств (Юм, Беркли).
  1. Эмпиризм – в этом направлении источником истинного знания считается опыт, который трактуется как данные органов чувств, проверенные приборами и инструментами (Бэкон, Локк, Гоббс).
  2. Рационализм – рационалисты признают источником истинного знания разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Первым попытался снять  противоречия между сенсуализмом, эмпиризмом и рационализмом И. Кант. В настоящее время признается взаимосвязь и взаимообусловленность чувственной и рационалистической ступеней познания.

Структура процесса познания

Выделяют следующие  элементы процесса познания:

  1. Объект познания – то, что познается - это не вся действительность в целом, а ее фрагмент, выделенный в процессе познания и нашей практической деятельности.
  2. Субъект познания - тот, кто познает – это человек или научное сообщество, сформировавшиеся в определенном обществе и культуре, обладающие истинным знанием и заблуждениями своей эпохи.
  3. Практика - понимается как всемирно-историческая, чувственно предметная деятельная человечества. Она понимается как основа познания, цель познания, критерий истинности знания, средство познания.

 

Выделяют следующие ступени (уровни) познания: чувственная и рациональная ступени (уровни) познания.

Формы чувственной  ступени познания, т.е. познания при помощи органов чувств:

  1. Ощущение возникает в результате единичного контакта органов чувств с воспринимаемым предметом; оно дает нам единичный образ воспринимаемого предмета.
  2. Восприятие возникает в результате устойчивого, целостного контакта органов чувств с воспринимаемым предметом; оно (в отличие от ощущения) дает нам целостный устойчивый образ предмета. На основе психологического закона устойчивости восприятия построены все системы обучения.
  3. Представление возникает в результате воспроизведения в сознании образа предмета без непосредственного контакта с ним.

Формы рациональной ступени познания:

  1. Понятие – форма мысли, в которой отражаются существенные признаки предмета (или группы аналогичных предметов), при отвлечении - абстрагировании от несущественных. Например, «ручка» - предмет, которым можно писать, держа в руке – мы выделили существенные свойства всех ручек.
  2. Суждение – форма мысли, представляющая собой связь двух или более понятий, в которой мы фиксируем либо наличие, либо отсутствие какого-либо признака у предмета. Например, «погода хорошая» или «некоторые птицы зимой улетают на юг».
  3. Умозаключение – это сложная форма мысли, представляющая собой вывод из нескольких суждений. Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными.

 

    1. Проблема: Что такое истина и как проверить, обладаем ли мы истинным знанием?

Истина – отношение между идеальным (знаниями) и материальным (действительностью). В истории философии сложились следующие подходы к истине:

Корреспондентная (теория соответствия) концепция истины. Платон и Аристотель: Истина – соответствие наших знаний вещам/действительности. Согласно этой концепции, знания должны соответствовать реальности. Как это проверить? - Путем сведения теоретических знаний к эмпирическим, т.е. к фактам. Но не все научное знание может быть сведено к эмпирически проверяемым утверждениям. Корреспондентная концепция не полностью отражает познание всех процессов и явлений. Это призвана сделать следующая концепция:

Когерентная концепция истины – она ориентирована на математические и формализованные знания и получила развитие в основном в рационализме, а не в эмпиризме. Истина в рамках этой концепции понимается как знание, которое получено по определенным законам, правилам из знаний, ранее признанных истинными и не содержит противоречий. Представители: Декарт, Лейбниц, Гегель. В рамках этой концепции критериями истины являются: логическая связанность; последовательность; непротиворечивость.

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука