Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
Можно выделить следующие элементы сознания:
1. Перцепция (восприятие) и мышление связаны с восприятием и переработкой информации; эти способности реализуют познавательную функцию сознания. С помощью перцепции и мышления человек понимает и перерабатывает информацию. В основе перцепции лежит принцип уподобления ее результатов источнику (специфика зрительных образов), особенность мышления (как абстрактного, так и образного) заключается в использовании языковых средств и речи. Язык (вербальный и невербальный) представляет собой единую сложившуюся в культуре систему знаков, при помощи которой человек способен накапливать и передавать информацию и обмениваться ею. Речь – это способность использования языка в письменной и устной форме.
Сознание выступает как способ идеального представления действительности в голове человека, производимого в конкретных знаково-логических формах, выраженных в языке.
2. Эмоции как внутренняя реакция организма на внешнее воздействие отвечают за оценку и выбор информации. Эмоции представляют собой определенное состояние внутреннего мира человека, в котором выражается его отношение к миру и самому себе.
Они возникают на уровне высших животных в связи с функцией выживания, с возникновением жизненных потребностей. У человека над витальными эмоциями надстраивается блок высших эмоций /социальные, эстетические, этические и т.д./. Эмоции могут быть осознанными и неосознанными, они отличаются по степени выраженности.
3. Воля выполняет регулятивную функцию человеческой деятельности и служит для преодоления препятствий, сложностей на пути к достижению поставленной цели, управляет нашим поведением. От этого элемента зависит целеустремленность, решительность и самоконтроль человека.
4. Память (мнемонистический компонент) отвечает за способность человека фиксировать и воспроизводить свой и чужой опыт.
5. Самосознание – важнейший элемент сознания, который отвечает за оценку человеком самого себя как субъекта деятельности, т.е. чувствующего, действующего и мыслящего субъекта. С его реализацией происходит самоидентификация человека. В самосознании можно выделить три аспекта:
Психиатры при отсутствии одного из трех указанных моментов фиксируют распад личности.
Уровни сознания (могут быть выделены на основе идей Фрейда). Фрейд выделял в структуре психики личности такие уровни, как:
Фрейдом была выявлена огромная роль бессознательных процессов в человеческих поступках. Он полагал, что грань между сознанием и подсознанием слабо видна.
Выделяют три уровня сознания: подсознание (бессознательное), сознание, сверхсознание. С точки зрения современной психологии, бессознательное трактуется как «установка» (школа Узнадзе), которая может быть осознана.
Сознание может быть классифицировано по специфике носителей сознания:
- индивидуальное сознание
- коллективное (общественное) сознание.
На основании вышесказанного моно выявить следующие функции сознания:
В материалистической философии, чтобы объяснить происхождение сознание как естественный процесс, без вмешательства сверхъестественных сил, используют понятие «отражение». Отражение понимается как процесс взаимодействия двух материальных систем, при котором одна из них воспроизводит особенности другой. Сознание рассматривается как высшая форма отражения действительности.
Признается, что отражение является неотъемлемым свойством материи и проходит те же этапы эволюции, что и материальный мир в целом. На этом основании можно говорить о следующих формах отражения:
1. Отражение в неживой природе – в неорганическом мире. Для этого уровня отражения характерны пассивность, неизбирательность и запаздывающий характер (сначала действие, потом реакция на него);
2. Отражение в живой природе. В органическом мире.
На уровне живой природы существует три основных формы отражения:
В целом для всех форм отражения на уровне живого характерны следующие свойства отражения:
3. Отражение в обществе. В обществе возникает сознание, которое является высшей формой отражения действительности.
Отличие человеческого сознания от психики животных:
Понимание сущности сознания предполагает и попытку ответа на вопрос: как возникло сознание? Чтобы ответить на него необходимо выяснить, что еще кроме сознания отличает человека от других живых существ? Человек принципиально иначе относится к окружающей его среде. Если все живые существа приспосабливаются к среде, то человек приспосабливает среду к собственным потребностям. Основной формой этого приспособления становится целенаправленная деятельность.
Проблемы познания в философии.
Структура процесса познания.
Сущность и аргументации агностицизма.
Проблема истины в философии
Закономерности процесса познания исследуются в таком разделе философии, как гносеология (в западной философии – эпистемология).
Философию интересуют следующие проблемы познания:
1.Скептицизм – скептики не дают окончательного ответа, можем ли мы познать мир; они только высказывают сомнения в наших познавательных способностях – в органах чувств и в разуме.
Первым попытался снять противоречия между сенсуализмом, эмпиризмом и рационализмом И. Кант. В настоящее время признается взаимосвязь и взаимообусловленность чувственной и рационалистической ступеней познания.
Выделяют следующие элементы процесса познания:
Выделяют следующие ступени (уровни) познания: чувственная и рациональная ступени (уровни) познания.
Формы чувственной ступени познания, т.е. познания при помощи органов чувств:
Формы рациональной ступени познания:
Истина – отношение между идеальным (знаниями) и материальным (действительностью). В истории философии сложились следующие подходы к истине:
Корреспондентная (теория соответствия) концепция истины. Платон и Аристотель: Истина – соответствие наших знаний вещам/действительности. Согласно этой концепции, знания должны соответствовать реальности. Как это проверить? - Путем сведения теоретических знаний к эмпирическим, т.е. к фактам. Но не все научное знание может быть сведено к эмпирически проверяемым утверждениям. Корреспондентная концепция не полностью отражает познание всех процессов и явлений. Это призвана сделать следующая концепция:
Когерентная концепция истины – она ориентирована на математические и формализованные знания и получила развитие в основном в рационализме, а не в эмпиризме. Истина в рамках этой концепции понимается как знание, которое получено по определенным законам, правилам из знаний, ранее признанных истинными и не содержит противоречий. Представители: Декарт, Лейбниц, Гегель. В рамках этой концепции критериями истины являются: логическая связанность; последовательность; непротиворечивость.