Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)


Философия как  мировоззрение и как наука.

Предмет и  функции философии.

Мировоззрение, его структура и исторические типы.

I. Философия в жизни человека  и общества.

В понимании философии выделяют два основных момента: 1. Является ли философия наукой? 2. Является ли философия мировоззрением?

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его место в нем. Отношение человека к миру выражается в системе ценностей, норм, законов, запретов, идеалов, которые и служат регуляторами человеческого поведения, ориентиром поступков. Мировоззрение - это система знаний и ценностей.

Мировоззрение – система представлений о мире и об отношении человека к миру, характерная как для отдельного человека, так и для общества в целом.

В структуре мировоззрения  выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Уровни мировоззрения:

  1. Жизненно-практический  (уровень индивидуального сознания, обобщения неповторимого жизненного опыта конкретного индивидуального человека), характеризуется прагматичностью, нацелен на практику, отсутствием строгих внутренних логических связей внутри знаний, мозаичностью, внутренние связи очень слабы.
  2. Рационально-теоретический (формируется специально на основе обобщения совокупного мирового человеческого опыта, а не отдельных людей), характеризуется внутренней логической связанностью, отсутствием внутренних противоречий – система.

Развитие мировоззрения  охватывает следующие исторические типы: мифология, религия, философия.

Исторические типы мировоззрения:

  1. Мифологический (самые первые, ранние этапы развития – первобытнообщинный строй). «Мифос» – сказание.

Мифология – это такой  исторический тип мировоззрения, в  котором мир и человек осмысляются  в образно-символической форме. Характерно: художественно-образное, чувственно-наглядное восприятие человеком мира. Мифология - это мышление не понятиями,  а образами. Человек почти ничего не  знает о причинах всего происходящего, т.к. понимания причин происходящего у человека ещё нет. Человек не знает причин: незнание компенсируется фантазией, абстрактным мышлением. Человек не выделяет себя из природы, отождествляя все существующее с собой.

Характерные черты мифологии:

  • Антропоморфизм (человек отождествляет все с собой, дословно - очеловечивание).
  • Анимизм (оживление, одушевление, душа есть у человека, животных, растений, воды, камней и т.д.).
  • Алогизм  (отсутствие логики – можно остановить Солнце, оживить умершего и т.д., т.е. у мифов существует своя собственная логика).
  1. Религиозный. Происходит прорыв из мифологического (практического) мировоззрения в теоретическое мировоззрение и с этого момента начинается всеобщая история. Для религии характерно: максимальная апелляция не к разуму человека, а к его религиозному чувству, вере.

Религия – это такой  исторический тип мировоззрения, в  котором мир раздваивается: на естественный и сверхъестественный, причем, первый целиком и полностью зависит от второго. Религия содержит элементы мифологии и теоретические положения - догматы. Последнее – самое важное в религии – вера, а не разум.

  1. Философский. Апеллирует к сознанию, разуму человека, а не к его чувствам. Философское мировоззрение, философское знание появляется одновременно в нескольких регионах: Китай, Индия, Средиземноморье (т.е. Древняя Греция). Если на Востоке философское мировоззрение характеризуется единством с религией, то в Греции оно представляет собой классическое, «очищенное» от мифов теоретическое знание. Только в Греции философия приобретает самостоятельную форму, становится рационалистически-теоретической. Это можно объяснить, тем, что:
  • на Востоке господствовала традиция, религиозное мышление, которое влияло на развитие философии.
  • в Древней Греции, в системе городов-государств (полисов) доминировала демократия, конкуренция в обсуждении. Произошел слом традиций. Отсюда в Греции началось развитие теоретического знания, отличающегося  от восточного, рецептурного, практического знания.

Философия – это такой  исторический тип мировоззрения, в  котором человек и мир осмысляются в категориальной форме (категории – философские понятия предельной степени общности, они всегда имеют мировоззренческую значимость, они так или иначе вплетены в систему мировоззрения).

Философия как  мировоззрение имеет 2 направления:

  • идеализм (первоначало всего существующего – идеальное, духовное);
  • материализм (первоначалом всего существующего является нечто материальное: природа, вещество, вода и т.д.).

Виды идеализма:

  • объективный (все существующее не зависит от единичного сознания);
  • субъективный (все существующее зависит от единичного сознания, первоначалом всего существующего является единичное сознание).

По определению: Философия (от «фило» любовь + «София» мудрость) - это «любомудрие», а не научное знание. В философии важны не только знания, но и ценностная сторона. Философия – наука не только о сущем, но и о должном. Философское мировоззрение – осознание древними греками «знание – не есть ещё добро, знанием должно что-то руководить».

Философия как наука, обладает признаками научности:

  • Она представляет собой систематизированное, обоснованное, доказательное знание.
  • Как все науки она имеет свой язык (философские категории).
  • Как все науки она опирается на четкую методологию.
  • Как все науки она имеет свой собственный предмет исследования. Философия исследует мир в целом и мир как целое. Ее предметом является всеобщее в системе отношений мир – человек.

В соответствии с этими  отношениями выделяются разделы философии.

Структура философского знания (разделы философии):

  • Онтология – учение о бытии (мире, его первоначале, исходных первоосновах бытия).
  • Гносеология – теория познания (исследуются закономерности познания человеком мира).
  • Аксиология – изучает ценности.
  • Праксиология – изучает практические изменения человеком мира.
  • Философская антропология – исследуется человек.
  • Социальная философия – исследуется общество и закономерности его динамики.
  • Логика (создал Аристотель) – наука о законах мышления.
  • Этика – философское учение о нравственности, морали.
  • Эстетика – учение о прекрасном.
  • Философия и методология науки.
  • Философия религии.
  • Философия культуры.
  • Философия техники.
  • История философии.

Философия начинает расходиться с наукой в XVII столетии. Она проделала путь от «любомудрия», «служанки богословия» к «науке наук», стремившейся подчинить себе всё остальное знание. Последнее характерно для натурфилософии, когда она пыталась диктовать не только методы, но и типы решений конкретных научных проблем.

II. Философия и наука.

  1. Сходства:
  • обе претендуют на теоретичность, обоснованность, доказательность;
  • обе в равной степени вырабатывают специальные методы, имеющие своей целью избежание ошибок;
  • обе базируются на большом объеме знаний, и большую их часть поставляет именно наука.
  1. Отличия:
  • критерием научности является проверяемость, а в философии он не работает;
  • в развитии науки происходит накопление знаний, а в философии каждая создаваемая концепция уникальна; это сближает философию с искусством;
  • идеалом научности является объективность знания, а в философии знание носит личностный характер.

III. Предмет, метод и функции философии.

  1. Специфика предмета философии: взаимодействие системы МИР - ЧЕЛОВЕК. Предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая в себя человека и мир (природу). Философия выступает как знание, размышление о предельных, т.е. наиболее общих взаимоотношениях, связывающих две компоненты системы (см.рис) (на рис. : стрелки – онтология, гносеология, аксиология, праксиология – виды взаимодействия мира и человека)

  1. Специфика философского метода:
  • теоретическая рефлексия, т.е. для философии характерен поиск предельных оснований и форм духовной жизни человека и культуры  в целом;
  • универсализм, т.е. для философии характерно стремление познать мир в целом, выйдя за границы человеческого знания; в философии вырабатывается система общих понятий - категорий;
  • субстанциализм: пытаясь представить мир как единое целое, философия пытается найти сущность, субстанцию, из которой всё возникает и во что всё превращается;
  • критико-аналитический характер исследований (это объединяет философию и науку);
  • философия всегда старается выразить ценностное отношение к миру.

Функции философии:

  1. Мировоззренческая: философия обобщает данные совокупного человеческого опыта и пытается выработать картину мира и определить место человека в нем.
  2. Методологическая: занимаясь поисками предельных оснований бытия, философия разрабатывает систему наиболее общих понятий, категорий, в которых эти знания и выражаются.
  3. Гносеологическая: философия исследует те проблемы, которые находятся вне поля зрения других наук.
  4. Аксиологическая (ценностная): философия теоретически обобщает, осмысляет и систематизирует ценности, складывающиеся в рамках разных культур.
  5. Социальная – философия участвует в изменении мира.

 

 

 

2. Основные школы античности

Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима.

С VIII в. до н.э. в Греции формируется особая социально-экономическая организация – полис. Полис – город-государство, для которого при всех формах правления характерен один политический режим - демократия. Человек полиса ориентируется на активную жизнь и обучение, он может быть выбран на любую государственную должность (что требует умения учиться и быть активным). В полисах происходило обсуждение всех общественных проблем на агоре: от гражданина полиса требовалось умение убедить противника, доказать свое суждение логически.

Процесс становления древнегреческой  философии шел и как процесс становления методологии. Основные методы, сформировавшиеся в античности:

Диалектика (умение спорить и отстаивать свое мнение) и теория (т.е. созерцание, умозрение). Мир, вселенная в целом понимался как природа (физис), которая представляет собой космос (порядок). Упорядоченность космосу придает логос (закон). Космос тождественен логосу и для его познания достаточно умозрения, теории.

 

Этапы (периоды) античной философии:

  1. Натурфилософский (или физический = природный), 8-7 – 5 в.в. до н.э. Основная проблема: что является первоначалом всех вещей.

Философские школы данного периода:

  • Милетская
  • Элейская
  • Пифагорейская
  • Атомистическая
  • Гераклит (не создавший школу)
  1. Классический - конец 5 в до н.э. – 4 в. до н.э. Основная проблема: что такое человек? Важнейшими проблемами являлись и проблемы логики и теории познания.

Представители: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

  1. Эллинистическо-римский (эллинизм), после распада империи Александра Македонского, 3 в до н.э. – 3 в н.э. Греческая культура распространяется на Восток. Основная проблема данного этапа: что такое благо? Как должен вести себя мудрец? Этические проблемы.

 

Философские школы:

  • киников
  • эпикурейцев
  • стоиков
  • скептиков
  • неоплатоников
  • неопифагорейцев
  • перипатетиков (последователей Аристотеля).

I. НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука