Философия как
мировоззрение и как наука.
Предмет и
функции философии.
Мировоззрение,
его структура и исторические
типы.
I. Философия в жизни человека
и общества.
В понимании философии выделяют два основных момента:
1. Является ли философия наукой? 2. Является
ли философия мировоззрением?
Мировоззрение
– система взглядов человека на мир и его
место в нем. Отношение человека к миру
выражается в системе ценностей, норм,
законов, запретов, идеалов, которые и
служат регуляторами человеческого поведения,
ориентиром поступков. Мировоззрение
- это система знаний и ценностей.
Мировоззрение – система представлений о мире и об
отношении человека к миру, характерная
как для отдельного человека, так и для
общества в целом.
В структуре мировоззрения
выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения:
1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный
(сумма ценностей, норм, правил, идеалов),
3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4.
Жизненная программа (практические, поведенческие
стратегии).
Уровни мировоззрения:
- Жизненно-практический (уровень индивидуального сознания, обобщения неповторимого жизненного опыта конкретного индивидуального человека), характеризуется прагматичностью, нацелен на практику, отсутствием строгих внутренних логических связей внутри знаний, мозаичностью, внутренние связи очень слабы.
- Рационально-теоретический (формируется специально на основе обобщения совокупного мирового человеческого опыта, а не отдельных людей), характеризуется внутренней логической связанностью, отсутствием внутренних противоречий – система.
Развитие мировоззрения
охватывает следующие исторические
типы: мифология, религия, философия.
Исторические типы мировоззрения:
- Мифологический (самые первые, ранние этапы развития – первобытнообщинный строй). «Мифос» – сказание.
Мифология – это такой
исторический тип мировоззрения, в
котором мир и человек осмысляются
в образно-символической форме. Характерно:
художественно-образное, чувственно-наглядное
восприятие человеком мира. Мифология
- это мышление не понятиями, а образами.
Человек почти ничего не знает о причинах
всего происходящего, т.к. понимания причин
происходящего у человека ещё нет. Человек
не знает причин: незнание компенсируется
фантазией, абстрактным мышлением. Человек
не выделяет себя из природы, отождествляя
все существующее с собой.
Характерные
черты мифологии:
- Антропоморфизм (человек отождествляет все с собой, дословно - очеловечивание).
- Анимизм (оживление, одушевление, душа есть у человека, животных, растений, воды, камней и т.д.).
- Алогизм (отсутствие логики – можно остановить Солнце, оживить умершего и т.д., т.е. у мифов существует своя собственная логика).
- Религиозный. Происходит прорыв из мифологического (практического) мировоззрения в теоретическое мировоззрение и с этого момента начинается всеобщая история. Для религии характерно: максимальная апелляция не к разуму человека, а к его религиозному чувству, вере.
Религия – это такой
исторический тип мировоззрения, в
котором мир раздваивается: на естественный и сверхъестественный,
причем, первый целиком и полностью зависит
от второго. Религия содержит элементы
мифологии и теоретические положения
- догматы. Последнее – самое важное в
религии – вера, а не разум.
- Философский. Апеллирует к сознанию, разуму человека, а не к его чувствам. Философское мировоззрение, философское знание появляется одновременно в нескольких регионах: Китай, Индия, Средиземноморье (т.е. Древняя Греция). Если на Востоке философское мировоззрение характеризуется единством с религией, то в Греции оно представляет собой классическое, «очищенное» от мифов теоретическое знание. Только в Греции философия приобретает самостоятельную форму, становится рационалистически-теоретической. Это можно объяснить, тем, что:
- на Востоке господствовала традиция, религиозное мышление, которое влияло на развитие философии.
- в Древней Греции, в системе городов-государств (полисов) доминировала демократия, конкуренция в обсуждении. Произошел слом традиций. Отсюда в Греции началось развитие теоретического знания, отличающегося от восточного, рецептурного, практического знания.
Философия – это такой
исторический тип мировоззрения, в
котором человек и мир осмысляются в категориальной
форме (категории – философские понятия
предельной степени общности, они всегда
имеют мировоззренческую значимость,
они так или иначе вплетены в систему мировоззрения).
Философия как
мировоззрение имеет 2 направления:
- идеализм (первоначало всего существующего – идеальное, духовное);
- материализм (первоначалом всего существующего является нечто материальное: природа, вещество, вода и т.д.).
Виды идеализма:
- объективный (все существующее не зависит от единичного сознания);
- субъективный (все существующее зависит от единичного сознания, первоначалом всего существующего является единичное сознание).
По определению: Философия (от «фило» любовь + «София»
мудрость) - это «любомудрие», а не научное
знание. В философии важны не только знания,
но и ценностная сторона. Философия –
наука не только о сущем, но и о должном.
Философское мировоззрение – осознание
древними греками «знание – не есть ещё
добро, знанием должно что-то руководить».
Философия
как наука, обладает признаками научности:
- Она представляет собой систематизированное, обоснованное, доказательное знание.
- Как все науки она имеет свой язык (философские категории).
- Как все науки она опирается на четкую методологию.
- Как все науки она имеет свой собственный предмет исследования. Философия исследует мир в целом и мир как целое. Ее предметом является всеобщее в системе отношений мир – человек.
В соответствии с этими
отношениями выделяются разделы философии.
Структура философского знания (разделы
философии):
- Онтология – учение о бытии (мире, его первоначале, исходных первоосновах бытия).
- Гносеология – теория познания (исследуются закономерности познания человеком мира).
- Аксиология – изучает ценности.
- Праксиология – изучает практические изменения человеком мира.
- Философская антропология – исследуется человек.
- Социальная философия – исследуется общество и закономерности его динамики.
- Логика (создал Аристотель) – наука о законах мышления.
- Этика – философское учение о нравственности, морали.
- Эстетика – учение о прекрасном.
- Философия и методология науки.
- Философия религии.
- Философия культуры.
- Философия техники.
- История философии.
Философия начинает расходиться с наукой
в XVII столетии. Она проделала путь от «любомудрия»,
«служанки богословия» к «науке наук»,
стремившейся подчинить себе всё остальное
знание. Последнее характерно для натурфилософии,
когда она пыталась диктовать не только
методы, но и типы решений конкретных научных
проблем.
II. Философия и наука.
- Сходства:
- обе претендуют на теоретичность, обоснованность, доказательность;
- обе в равной степени вырабатывают специальные методы, имеющие своей целью избежание ошибок;
- обе базируются на большом объеме знаний, и большую их часть поставляет именно наука.
- Отличия:
- критерием научности является проверяемость, а в философии он не работает;
- в развитии науки происходит накопление знаний, а в философии каждая создаваемая концепция уникальна; это сближает философию с искусством;
- идеалом научности является объективность знания, а в философии знание носит личностный характер.
III. Предмет, метод и функции
философии.
- Специфика предмета философии: взаимодействие системы МИР - ЧЕЛОВЕК. Предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая в себя человека и мир (природу). Философия выступает как знание, размышление о предельных, т.е. наиболее общих взаимоотношениях, связывающих две компоненты системы (см.рис) (на рис. : стрелки – онтология, гносеология, аксиология, праксиология – виды взаимодействия мира и человека)
- Специфика философского метода:
- теоретическая рефлексия, т.е. для философии характерен поиск предельных оснований и форм духовной жизни человека и культуры в целом;
- универсализм, т.е. для философии характерно стремление познать мир в целом, выйдя за границы человеческого знания; в философии вырабатывается система общих понятий - категорий;
- субстанциализм: пытаясь представить мир как единое целое, философия пытается найти сущность, субстанцию, из которой всё возникает и во что всё превращается;
- критико-аналитический характер исследований (это объединяет философию и науку);
- философия всегда старается выразить ценностное отношение к миру.
Функции философии:
- Мировоззренческая: философия обобщает данные совокупного человеческого опыта и пытается выработать картину мира и определить место человека в нем.
- Методологическая: занимаясь поисками предельных оснований бытия, философия разрабатывает систему наиболее общих понятий, категорий, в которых эти знания и выражаются.
- Гносеологическая: философия исследует те проблемы, которые находятся вне поля зрения других наук.
- Аксиологическая (ценностная): философия теоретически обобщает, осмысляет и систематизирует ценности, складывающиеся в рамках разных культур.
- Социальная – философия участвует в изменении мира.
2. Основные школы античности
Античная философия -
это философия Древней Греции и Древнего
Рима.
С VIII в. до н.э. в Греции формируется особая
социально-экономическая организация
– полис. Полис – город-государство,
для которого при всех формах правления
характерен один политический режим -
демократия. Человек полиса ориентируется
на активную жизнь и обучение, он может
быть выбран на любую государственную
должность (что требует умения учиться
и быть активным). В полисах происходило
обсуждение всех общественных проблем
на агоре: от гражданина полиса требовалось
умение убедить противника, доказать свое
суждение логически.
Процесс становления древнегреческой
философии шел и как процесс становления
методологии. Основные методы, сформировавшиеся
в античности:
Диалектика (умение спорить и отстаивать свое мнение)
и теория (т.е. созерцание,
умозрение). Мир, вселенная в целом понимался
как природа (физис), которая представляет
собой космос (порядок). Упорядоченность
космосу придает логос (закон). Космос
тождественен логосу и для его познания
достаточно умозрения, теории.
Этапы (периоды)
античной философии:
- Натурфилософский (или физический = природный), 8-7 – 5 в.в. до н.э. Основная проблема: что является первоначалом всех вещей.
Философские
школы данного периода:
- Милетская
- Элейская
- Пифагорейская
- Атомистическая
- Гераклит (не создавший школу)
- Классический - конец 5 в до н.э. – 4 в. до н.э. Основная проблема: что такое человек? Важнейшими проблемами являлись и проблемы логики и теории познания.
Представители: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
- Эллинистическо-римский (эллинизм), после распада империи Александра Македонского, 3 в до н.э. – 3 в н.э. Греческая культура распространяется на Восток. Основная проблема данного этапа: что такое благо? Как должен вести себя мудрец? Этические проблемы.
Философские школы:
- киников
- эпикурейцев
- стоиков
- скептиков
- неоплатоников
- неопифагорейцев
- перипатетиков (последователей Аристотеля).
I. НАТУРФИЛОСОФСКИЙ
ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ