Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:31, реферат
Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет.
1. Введение
2. Философия как тип мировоззрения
3. Философия как наука
4. Заключение
План
1. Введение
2. Философия как
тип мировоззрения
3. Философия как
наука
4. Заключение
Введение
Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае,
Древней Греции, она
стала устойчивой формой общественного
сознания на все последующие века.
Однако, как ни странно, до сих пор
окончательного согласия в отношении
того, является ли философия наукой
ли нет, а также о ее связи с
естественнонаучными
Примечательны слова известного отечественного физика и философа
С.Сипарова (цитата из
предисловия к физическим страницам
сайта «Со- знание»):
«Я пишу его (предисловие – Н.Л.) потому, что хотелось бы, чтобы возникло некое связующее звено между тем, что написано в "гуманитарной" части сайта, доступной практически всем, но, возможно, неинтересной людям с естественнонаучным складом ума или характера, и тем, что написано ниже.
Фокус тут в том,
что физические результаты, полученные
в следующих далее статьях, имеют
непосредственное отношение к мировосприятию,
которому посвящена гуманитарная часть.
Я ответственно заявляю, что сначала
выдумывал ответы, а потом придумывал,
как их получить (по ходу дела они
обрастали количественными
"научными результатами"
и подвергались публикации в
соответствующих журналах. Это представляет
собой прямую иллюстрацию того
процесса, который был доведен
до алгоритма в статье "Физический
мир как функция сознания
Как говорится, no comments...
В данной работе сделана
попытка обобщения различных
взглядов на философию, приведения их
«к единому знаменателю». Особый акцент
делается на вопросах научности философского
знания.
Философия как тип
мировоззрения
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Русский философ XIX в.
Владимир Соловьев в статье «Идея
«сверхчеловека» определил
«отвлеченный морализм»
Льва Толстого и теорию «сверхчеловека»
Ф. Ницше. Он писал: «В окошко экономического
материализма мы видим один задний,
или как французы говорят, нижний
двор... истории и современности;
окно отвлеченного морализма выходит
на чистый, но уж слишком, до совершенной
пустоты чистый двор бесстрастия, опрощения,
непротивления, неделания и прочих
без и не; ну а из окна ницшеанского
«сверхчеловека» прямо
Таким образом, «умственное
окошко», или мировоззрение зависит
от ориентации личности. Последняя
тоже в свою очередь зависит от
многих факторов: исторических условий,
социальных перемен.
Мировоззрение —
это убеждение. Однако важным фактором
убеждения является сомнение, готовность
к скепсису. Сомнение необходимо для
того, кто хочет продвигаться по
пути знания и истины. В противном
случае он попадает на дорожку застоя,
в болото. Фанатичное, безоговорочное
следование избранной доктрине называют
догматизмом. Избежать догматизма помогают
сомнение, творческая мысль, критичность.
«Мировоззрение скрывает
в себе философию, идет, как и она,
к целому, универсальному, последнему,
конечному и включает в себя не
только знание о космосе, но также
и оценки, переживаемые субординации
ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);
Обобщая, мировоззрение
есть совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих общее видение, понимание
мира, места в нем человека; это
жизненная позиция, познавательная,
ценностная и поведенческая ориентация.
Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Исторически первым
был мифологический взгляд на мир.
Миф — это:
1) общественное сознание,
способ самовыражения древнего
общества.
2) наиболее ранняя
форма духовной культуры
3) единая, синкретическая
форма сознания, выражающая миропонимание
и мировосприятие тогдашней
В мифах такого рода
содержатся попытки ответа на вопросы
о происхождении и строении Вселенной,
о важнейших явлениях природы
— солнечных и лунных затмениях,
наводнениях, падениях метеоритов и
др., о мировой гармонии. Многочисленные
мифы о происхождении человека, стадиях
его жизни, проблеме жизни и смерти.
Библия — одно из важнейших явлений
духовной культуры — тоже базируется
в известных пределах на мифологическом
фундаменте.
Особое место принадлежит
в мифах проблеме культурных достижений
человека; мифологический — это
не значит полностью оторванный от
реальной практики, смысла, элементов
науки и т. д.
Для мифологического
мировоззрения характерны следующие
черты:
1) эмоционально-образная
форма,
2) очеловечивание
природы,
3) отсутствие рефлексии,
4) утилитарная направленность.
Очеловечивание природы
в мифах проявлялось в переносе
человеческих черт на окружающий мир,
в олицетворении и одушевлении
космоса, природных сил. Мифологии
свойственны нежесткие
Рефлексия (работа сознания,
мысли человека над собственным
сознанием; размышление над своими
взглядами, психическим состоянием,
их оценка, т. е. размышление над собственными
размышлениями) в мифологическом мировоззрении
отсутствует.
Утилитарная направленность
мифологии проявляется в том,
что решаемые ею мировоззренческие
проблемы тесно связаны с практическими
задачами: на удачу, счастливую жизнь,
защиту от голода, болезней, нужды и
т. д.
В мифологии практически
создавалась система ценностей,
принятая в данном обществе, осуществлялся
поиск единых оснований природы
и человека, природы и общества.
Религия (от лат. religio
— благочестие, святость) есть форма
мировоззрения, фундаментом которого
служит вера в наличие тех или
иных сверхъестественных сил, которые
играют ведущую роль в окружающем
человека мире и конкретно в судьбе
каждого из нас. Миф и религия
взаимосвязаны.
Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.
Важнейшими атрибутами
религии являются вера и культ. Религия
- не рефлексивный тип мировоззрения.
Вера — это
способ осознания мира религиозным
сознанием, особые состояния религиозного
сознания субъекта.
Религиозных течений
много. Только в России их свыше 40. В
рамках религиозных систем, религиозного
сознания большое значение приобретают
этические представления, нормы, идеалы,
ценности (этика конфуцианства, десять
заповедей в христианской религии
и т. д.).
В религиозном сознании
культивируются чувства любви человека
к человеку, терпимости, сострадания,
совести, милосердия. Религия формирует
духовный мир человека.
Несмотря на близость
религии и философии, они различны
— идеализм философский есть теоретическая
основа религии.
Идеализм и религия
как мировоззрения часто решают
сходные задачи по объяснению мира,
а также воздействия на сознание
и поведение человека.
Их различие состоит
в том, что философия есть отражение
мира в теоретической, рационально
понятной форме. В философии сформировался
жесткий категориальный аппарат: логос,
причинность, закон, идея, необходимость
и т. д.
Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия.
Философия обычно сводит
дело к логичности, к доказательствам.
Положения философии не просто утверждаются,
а выводятся, доказываются в соответствующей
систематизированной, логически упорядоченной
форме.
Философия Согласно
историческим свидетельствам, слово
«философ» впервые употребил
греческий математик и
На олимпийских
играх, говорил Пифагор, можно видеть
людей трех основных типов. Одни приходят,
чтобы торговать — они
Развитие философии
означало не только отмежевание от
мифологии, но и выход от тесных рамок
обыденного сознания, преодоление его
ограниченности.
Любовь к истине
и мудрости представляла из себя совершенно
новую ценностную ступень развития
духовной культуры. Именно мудрость, истина
становились высшей ценностью).
Философия относится
к рефлексивному типу мировоззрения.
е. такому, в котором содержатся размышления
над собственными представлениями
о мире и месте человека в этом
мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание
со стороны — одна из черт философского
сознания.
По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос
— как возможен мир?
Философия формировалась в
«Чистые» типы мировоззрения
практически не встречаются, во всяком
случае, они редки и в реальной
жизни образуют сложные и противоречивые
сочетания.
Философия как наука
Непосредственной
целью науки является описание, объяснение
и предсказание процессов и явлений
действительности, составляющих предмет
ее изучения, на основе открываемых
ею законов. Философия всегда в той
или иной степени выполняла по
отношению к науке функции
методологии познания и мировоззренческой
интерпретации ее результатов. Философию
объединяет с наукой также и стремление
к теоретической форме
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?