Ее основные составляющие:
- Онтологическая модель объединяет в себе представления о материи, природе и ее атрибутах. Например, дискретно-корпускулярная онтологическая модель была характерна для классического естествознания XVII-XIX веков, континуально-динамическая, основанная на теории относительности, была характерная для науки начала XX века, квантово-полевая модель, объединяющая первую и вторую онтологические модели, характерна для современной науки.
- Методологическая схема познания представляет собой модель видения объекта, задающую способы его познания, идеалы и нормы построения научного знания. Она определяет общие установки познания, характерные для конкретной эпохи. Например, механицизм был общей установкой классического естествознания.
- Совокупность общенаучных и философских принципов, которые имеют в рамках научной картины мира универсальный характер. К таким универсальным принципам относятся: принцип материального единства мира, познаваемости, развития, причинности. Эти принципы не опровергаются при смене одной научной картины мира другой, а корректируются и уточняются. Тем не менее, в рамках различных научных картин мира существуют и свои общенаучные принципы, которые изменяются при смене научных картин мира.
В идеале в каждой научной картине мира должна быть определяющая отрасль знания,
которая выступает лидером, задавая стандарт
(например, механика в XVII-XVIII веках).
В структуре научной картины мира
можно выделить категориальный каркас,
включающий в себя понятия «материя», «движение», «пространство и время»
и «причинность».
I. Материя. Традиционное понятие материи как субстанции,
состоящей из неделимых атомов и обладающей
рядом атрибутов (неотъемлемых свойств),
где основными свойствами были свойства
механические, потребовало коррекции
в результате научной революции конца
XIX-начала XX веков (открытие электрона,
радиоактивности и т.п.). В начале XX века
было дано новое философское определение
материи. Материя – это философская
категория для обозначения объективной
реальности, которая дана нам в ощущениях
(научные инструменты и приборы рассматриваются
как продолжение органов чувств) /дано
Лениным/. Характерной чертой данного
понятия является указание на универсальное свойство
материи быть объективной реальностью,
т.е. существовать вне и независимо от
нашего сознания.
II. Движение. Движение – это философская категория, обозначающая изменение вообще.
Соответственно классификации наук в XIX
веке были выделены 5 форм движения материи:
- Механическая форма движения материи: простое перемещение, изучаемое механикой.
- Физическая форма движения материи: движение атомов, изучаемое физикой.
- Химическая форма движения материи: движение молекул, изучаемое химией.
- Биологическая форма движения материи – обменные процессы, рост организмов и т.п., изучаемые биологией.
- Социальная форма движения материи: изменения в обществе, войны, революции, контрреволюции, изучаемые социологией.
Но под влиянием развития науки эта классификация
форм движения материи была расширена.
Так были выявлены такие формы, как квантово-механическая
– движение элементарных частиц; движение
в мегапространстве и т.д.
Выделяются следующие
свойства движения:
- Материальность - движение не может существовать без носителя.
- Абсолютность - движение противопоставляется покою, который рассматривается как относительный.
- Относительность - речь идет об относительности отдельных форм движения материи по отношению друг к другу.
- Пространство и время. Пространство – это философская категория для обозначения месторасположения предметов по отношению друг к другу; она указывает на то, что тело имеет определенную протяженность, объем и структуру. Время – это философская категория для обозначения следования друг за другом определенных процессов и явлений; она указывает на то, что процессы имеют длительность и направленность.
В истории философии и в естествознания
сложились 4 концепции пространства
и времени:
- Объективная концепция – ее представители утверждают, что пространство и время не зависят от сознания человека (Аристотель и многие другие философы).
- Субъективная концепция предполагает, что пространство и время зависят от человека, от его сознания (Кант).
- Субстанциальная концепция сформировалась на основе физики Ньютона. Ее сторонники утверждают, что пространство и время абсолютны, т.е. не зависят друг от друга и от материи.
- Реляционная концепция сформировалась на основе физики Эйнштейна (теории относительности). В ее рамках пространство и время рассматриваются как единый пространственно-временной процесс, связанный с материей.
Выделяют следующие
основные свойства пространства:
- Протяженность
- Непрерывность
- Трехмерность
- Дискретность
Выделяют следующие основные свойства времени:
- Длительность
- Направленность
- Необратимость
- Одномерность
Диалектика как
теория и метод
Диалектика как теория представляет собой учение о всеобщей связи и развитии.
В то же время диалектика выступает и методом познания, предполагающим
исследование всех процессов и явлений
в развитии. Способ мышления
противоположный диалектике называется метафизика.
Принципы диалектики
Принцип – это базовое положение, которое лежит
в основе теории и принимается без доказательства.
В диалектике выделяются такие принципы,
как:
- Принцип всеобщей связи. Он связан с такими категориями диалектики, как содержание и форма, часть и целое, система, элемент, структура. Он предполагает, что все явления и процессы прямо или косвенно, опосредованно или непосредственно связаны между собой.
С категориями необходимость и случайность,
причина и следствие, возможность и действительность связан принцип детерминизма
(от «детермо» - определяю), предполагающий,
что каждое следствие имеет причину, в
мире все связано причинно-следственными связями. Но детерминизм является
общенаучным, а не всеобщим принципом.
Для классического естествознания XVII-XIX
веков был характерен лапласовский (механистический)
детерминизм. В неклассическом и современном
естествознании принят вероятностный детерминизм,
не исключающий случайность (исследование
стохастических систем). Его возникновение
было обусловлено развитием квантово-механических
представлений.
- Принцип развития, предполагающий, что всё развивается, а развитие понимается как направленное, качественное изменение.
Развитие имеет следующую направленность:
- Прогресс – это усовершенствование, усложнение структуры, появление новых возможностей и тенденций ее развития.
- Регресс – это уменьшение возможностей и тенденций развития, упрощение структуры, деструктуризация.
- Если нет явных прогрессивных или регрессивных изменений, то принято говорить о "развитии в одной плоскости» (термин Северцева).
Законы диалектики
Принципы диалектики конкретизируются в законы. Закон – это устойчивая, повторяющаяся,
объективная и необходимая связь явлений
и процессов.
- Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития (противоречия) и на его движущие силы (борьба противоположностей).
- Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывает на то, как происходит развитие: от одного качества (как внутренней определенности предмета) путем непрерывных количественных изменений (где количество – это внешняя определенность предмета) через скачок как перерыв постепенности, к новому качеству. Единство качества и количества представляет собой меру, поэтому процесс развития рассматривается как переход от одной меры к другой («узловая линия мер»).
- Закон отрицания отрицания (закон двойного отрицания) указывает на направленность развития: прогресс - от старого к новому или регресс - возврат к старому. Первое отрицание понимается как «снятие», т.е. снятие поверхностного, несущественного, при сохранении существенного. Второе отрицание – возврат к «якобы старому», но на основе того, что было достигнуто на предыдущем этапе. Гегель рассматривал отрицание отрицания как триаду: тезис – антитезис – синтез.
Категории диалектики конкретизируют
принципы и законы диалектики:
- Категории – это философские понятия, которые имеют большое содержание и объем, универсальны, т.е. охватывают большое количество процессов и явлений мира. Попытки систематизации категорий: Аристотель – выделил 10 категорий (единичное, общее, возможность, действительность, материя (содержание), форма и др.); Кант: категории – доопытные, пустые формы мышления, которые присущи рассудку и благодаря которым происходит упорядочивание явлений (данных опыта). Современная диалектика предполагает, что категории отражают всеобщие, универсальные связи и процессы окружающего мира и практической деятельности человека.
- Категории представляют собой некую совокупность знаний об отражаемых процессах и предметах, и всегда выявляют проблему.
- Категории исторически изменчивы. В процессе исторического развития изменяется практическая деятельность человека, изменяются знания, соответственно, возникает новое содержание категорий.
- Категории обычно объединены в триаду: тезис – антитезис – синтез; например, единичное – всеобщее – особенное или диаду: например, необходимость – случайность.
Виды категорий.
- Единичное, особенное, всеобщее (например, единичное – человек, всеобщее – национальный характер).
Пример: единичное-всеобщее-особенное: мы воспринимаем
объект как единичное, но мыслим его как
общее, а потом возникает знание об особенном, как единстве
всеобщего и единичного.
- Содержание и форма.
- Причина и следствие.
- Необходимость и случайность.
- Возможность – действительность.
- Сущность и явление.
- Система – элемент – структура. На основе этих категорий формируется системный подход.
В современной науке
и философии особое место занимает
системный подход, сформировавшийся в XIX в. Его основанием
был принцип целостности,
известный в античности и гласящий, что целое несводимо к сумме своих
частей (человек и человеческие органы).
Система как целостность, понимается как совокупность
определенным образом связанных между
собой элементов. Элемент – это неотъемлемая
часть системы. Способ связей элементов
– это структура.
Системный подход предполагает, что ни один элемент не может быть
понят вне системы, в которую он входит,
а система может быть понята, исследована
только в совокупности своих элементов и своей структуры.
Согласно системному
подходу, понять закономерности динамики функционирования
системы мы можем, рассматривая ее как
более сложный элемент другой системы
или систем, с которыми она взаимодействует:
например, человек – общество – природа.
Системный подход является
составной частью, одним из элементов
диалектики как метода. Диалектический метод
предполагает исследование любого объекта всесторонне с учетом
его многообразных связей,
во взаимодействии с другими
объектами, а также предполагает исследование
объекта в изменении, в развитии.
Проблема сознания в
философии
В
философии можно выделить следующие аспекты
проблемы сознания:
1. Сущность
сознания (что такое сознание?) - является
ли сознание особой реальностью существующей
вне и независимо от мозга (субстрата)
или сознание свойство (функция) определенным
образом организованной материальной
системы?
2. Каковы функции сознания
(очень важно выявить функции сознания,
поскольку через них реализуется сущность
сознания);
3. Каково происхождение
сознания?- Предпосылки его возникновения,
основные факторы, влияющие на формирование
сознания?
4. Какова структура
сознания, – какие элементы составляют
его?
Предварительно
можно дать следующие определения
сознания. Сознание – это свойство общественного человека
воспринимать и перерабатывать информацию
и управлять на основе этой информации
своим поведением, оценивая свое поведение,
выявляя его положительные и отрицательные
моменты. Сознание направленно как на
внешний мир, так и на самого человека. Сознание
- система чувственных, мыслительных, эмоционально-волевых
структур, каждая из которых хотя и работает
на целое, но выполняет свою специфическую
функцию.