Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Ее основные составляющие:

  1. Онтологическая модель объединяет в себе представления о материи, природе и ее атрибутах. Например, дискретно-корпускулярная онтологическая модель была характерна для классического естествознания XVII-XIX веков, континуально-динамическая, основанная на теории относительности, была характерная для науки начала XX века, квантово-полевая модель, объединяющая первую и вторую онтологические модели, характерна для современной науки.
  2. Методологическая схема познания представляет собой модель видения объекта, задающую способы его познания, идеалы и нормы построения научного знания. Она определяет общие установки познания, характерные для конкретной эпохи. Например, механицизм был общей установкой классического естествознания.
  3. Совокупность общенаучных и философских принципов, которые имеют в рамках научной картины мира универсальный характер. К таким универсальным принципам относятся: принцип материального единства мира, познаваемости, развития, причинности. Эти принципы не опровергаются при смене одной научной картины мира другой, а корректируются и уточняются. Тем не менее, в рамках различных научных картин мира существуют и свои общенаучные принципы, которые изменяются при смене научных картин мира.

В идеале в каждой научной картине мира должна быть определяющая отрасль знания, которая выступает лидером, задавая стандарт (например, механика в XVII-XVIII веках).

В структуре научной картины мира можно выделить категориальный каркас, включающий в себя понятия «материя», «движение», «пространство и время» и «причинность».

I. Материя. Традиционное понятие материи как субстанции, состоящей из неделимых атомов и обладающей рядом атрибутов (неотъемлемых свойств), где основными свойствами были свойства механические, потребовало коррекции в результате научной революции конца XIX-начала XX веков (открытие электрона, радиоактивности и т.п.). В начале XX века было дано новое философское определение материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях (научные инструменты и приборы рассматриваются как продолжение органов чувств) /дано Лениным/. Характерной чертой данного понятия является указание на универсальное свойство материи быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от нашего сознания.

 

II. Движение.    Движение – это философская категория, обозначающая изменение вообще.

Соответственно классификации наук в XIX веке были выделены 5 форм движения материи:

              1. Механическая форма движения материи: простое перемещение, изучаемое механикой.
              2. Физическая форма движения материи: движение атомов, изучаемое физикой.
              3. Химическая форма движения материи: движение молекул, изучаемое химией.
              4. Биологическая форма движения материи – обменные процессы, рост организмов и т.п., изучаемые биологией.
              5. Социальная форма движения материи: изменения в обществе, войны, революции, контрреволюции, изучаемые социологией.

Но под влиянием развития науки эта классификация форм движения материи была расширена. Так были выявлены такие формы, как квантово-механическая – движение элементарных частиц; движение в мегапространстве и т.д.

Выделяются следующие  свойства движения:

  1. Материальность - движение не может существовать без носителя.
  2. Абсолютность - движение противопоставляется покою, который рассматривается как относительный.
  3. Относительность - речь идет об относительности отдельных форм движения материи по отношению друг к другу.

 

      1. Пространство и время.  Пространство – это философская категория для обозначения месторасположения предметов по отношению друг к другу; она указывает на то, что тело имеет определенную протяженность, объем и структуру. Время – это философская категория для обозначения следования друг за другом определенных процессов и явлений; она указывает на то, что процессы имеют длительность и направленность.

В истории философии и в естествознания сложились 4 концепции пространства и времени:

  1. Объективная концепция – ее представители утверждают, что пространство и время не зависят от сознания человека (Аристотель и многие другие философы).
  2. Субъективная концепция предполагает, что пространство и время зависят от человека, от его сознания (Кант).
  3. Субстанциальная концепция сформировалась на основе физики Ньютона. Ее сторонники утверждают, что пространство и время абсолютны, т.е. не зависят друг от друга и от материи.
  4. Реляционная концепция сформировалась на основе физики Эйнштейна (теории относительности). В ее рамках пространство и время рассматриваются как единый пространственно-временной процесс, связанный с материей.

Выделяют следующие  основные свойства пространства:

    1. Протяженность
    2. Непрерывность
    3. Трехмерность
    4. Дискретность

 

 

Выделяют следующие  основные свойства времени:

    1. Длительность
    2. Направленность
    3. Необратимость
    4. Одномерность

 

Диалектика как  теория и метод

 

Диалектика как теория представляет собой учение о всеобщей связи и развитии. В то же время диалектика выступает и методом познания, предполагающим исследование всех процессов и явлений в развитии. Способ мышления противоположный диалектике называется метафизика.

Принципы диалектики

Принцип – это базовое положение, которое лежит в основе теории и принимается без доказательства. В диалектике выделяются такие принципы, как:

  1. Принцип всеобщей связи.  Он связан с такими категориями диалектики, как содержание и форма, часть и целое, система, элемент, структура. Он предполагает, что все явления и процессы прямо или косвенно, опосредованно или непосредственно связаны между собой.

С категориями необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность связан принцип детерминизма (от «детермо» - определяю), предполагающий, что каждое следствие имеет причину, в мире все связано причинно-следственными связями. Но детерминизм является общенаучным, а не всеобщим принципом. Для классического естествознания XVII-XIX веков был характерен лапласовский (механистический) детерминизм. В неклассическом и современном естествознании принят вероятностный детерминизм, не исключающий случайность (исследование стохастических систем). Его возникновение было обусловлено развитием квантово-механических представлений.

  1. Принцип развития, предполагающий, что всё развивается, а развитие понимается как направленное, качественное изменение.

Развитие имеет следующую направленность:

    • Прогресс – это усовершенствование, усложнение структуры, появление новых возможностей и тенденций ее развития.
    • Регресс – это уменьшение возможностей и тенденций развития, упрощение структуры, деструктуризация.
    • Если нет явных прогрессивных или регрессивных изменений, то принято говорить о "развитии в одной плоскости» (термин Северцева).

Законы диалектики

Принципы диалектики конкретизируются в законы. Закон – это устойчивая, повторяющаяся, объективная и необходимая связь явлений и процессов.

  1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития (противоречия) и на его движущие силы (борьба противоположностей).
  2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывает на то, как происходит развитие: от одного качества (как внутренней определенности предмета) путем непрерывных количественных изменений (где количество – это внешняя определенность предмета) через скачок как перерыв постепенности, к новому качеству. Единство качества и количества представляет собой меру, поэтому процесс развития рассматривается как переход от одной меры к другой («узловая линия мер»).
  3. Закон отрицания отрицания (закон двойного отрицания) указывает на направленность развития: прогресс - от старого к новому или регресс - возврат к старому. Первое отрицание понимается как «снятие», т.е. снятие поверхностного, несущественного, при сохранении существенного. Второе отрицание – возврат к «якобы старому», но на основе того, что было достигнуто на предыдущем этапе. Гегель рассматривал отрицание отрицания как триаду: тезис – антитезис – синтез.

Категории диалектики конкретизируют принципы и законы диалектики:

  1. Категории – это философские понятия,  которые имеют большое содержание и объем, универсальны, т.е. охватывают большое количество процессов и явлений мира. Попытки систематизации категорий: Аристотель – выделил 10 категорий (единичное, общее, возможность, действительность, материя (содержание), форма и др.); Кант: категории – доопытные, пустые формы мышления, которые присущи рассудку и благодаря которым происходит упорядочивание явлений (данных опыта). Современная диалектика предполагает, что категории отражают всеобщие, универсальные связи и процессы окружающего мира и практической деятельности человека.
  2. Категории представляют собой некую совокупность знаний об отражаемых процессах и предметах, и всегда выявляют проблему.
  3. Категории исторически изменчивы. В процессе исторического развития изменяется практическая деятельность человека, изменяются знания, соответственно, возникает новое содержание категорий.
  4. Категории обычно объединены в триаду: тезис – антитезис – синтез; например, единичное – всеобщее – особенное или диаду: например, необходимость – случайность.

Виды категорий.

  • Единичное, особенное, всеобщее (например, единичное – человек, всеобщее – национальный характер).

Пример: единичное-всеобщее-особенное: мы воспринимаем объект как единичное, но мыслим его как общее, а потом возникает знание об особенном, как единстве всеобщего и единичного.

  • Содержание и форма.
  • Причина и следствие.
  • Необходимость и случайность.
  • Возможность – действительность.
  • Сущность и явление.
  • Система – элемент – структура. На основе этих категорий формируется системный подход.

В современной науке  и философии особое место занимает системный подход, сформировавшийся в XIX в. Его основанием был принцип целостности, известный в античности и гласящий, что целое несводимо к сумме своих частей (человек и человеческие органы).

Система как целостность, понимается как совокупность определенным образом связанных между собой элементов. Элемент – это неотъемлемая часть системы. Способ связей элементов – это структура.

Системный подход предполагает, что ни один элемент не может быть понят вне системы, в которую он входит, а система может быть понята, исследована только в совокупности своих элементов и своей структуры.

Согласно системному подходу, понять закономерности динамики функционирования системы мы можем, рассматривая ее как более сложный элемент другой системы или систем, с которыми она взаимодействует: например, человек – общество – природа.

Системный подход является составной частью, одним из элементов  диалектики как метода. Диалектический метод предполагает исследование любого объекта всесторонне с учетом его многообразных связей, во взаимодействии с другими объектами, а также предполагает исследование объекта в изменении, в развитии.

 

Проблема сознания в  философии

 

В философии можно выделить следующие аспекты проблемы сознания:

1. Сущность сознания (что такое сознание?) - является ли сознание особой реальностью существующей вне и независимо от мозга (субстрата) или сознание свойство (функция) определенным образом организованной материальной системы?

2. Каковы функции сознания (очень важно выявить функции сознания, поскольку через них реализуется сущность сознания);

3. Каково происхождение сознания?- Предпосылки его возникновения, основные факторы, влияющие на формирование сознания?

4. Какова структура сознания, – какие элементы составляют его?

Предварительно  можно дать следующие определения  сознания. Сознание – это свойство общественного человека воспринимать и перерабатывать информацию и управлять на основе этой информации своим поведением, оценивая свое поведение, выявляя его положительные и отрицательные моменты. Сознание направленно как на внешний мир, так и на самого человека. Сознание - система чувственных, мыслительных, эмоционально-волевых структур, каждая из которых хотя и работает на целое, но выполняет свою специфическую функцию.

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука