Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
3. Проблема соотношения веры и разума.
Постановка данной проблемы во многом связана с деятельностью университетов и влиянием восточных философов (Авиценна, Ибн-Рушд и др.). Если классическая схоластика трактовала философию как служанку теологии (богословия), то под влиянием светского начала многие философы заявили, что разум должен иметь право на самостоятельное существование.
Решение указанной проблемы в рамках реализма представил Фома Аквинский. По его мнению, вера и разум направлены на разные сферы, разные области. Разум направлен на постижение мира и тоже может давать истинное знание, а вера направлена на постижение Бога, но это уже истина более высокого порядка. Разум не может постичь истины веры, истины высшего уровня, поэтому он должен подчиняться вере. Он должен обосновывать истины Откровения, следовательно, философия должна встать на защиту веры, на служение вере.
Номиналисты, идеи которых во многом способствовали развитию частных наук, утверждали, что поскольку разум и вера имеют разные сферы приложения, то вера не должна вмешиваться в дела разума.
Основные черты и
ведущие представители
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это переходный этап от средневековья к Новому времени, в период которого происходила радикальная перестройка культуры и картины мира. Социально-экономической основой Ренессанса является городская культура. Ренессансные процессы, связанные с возрождением античной культуры, проявились ранее всего в городах Южной Италии, которые по структуре самоуправления были подобны античным полисам. Важнейшими предпосылками Ренессанса также является развитие раннебуржуазных отношений в сфере торговли, промышленности и финансов, способствовавшее формированию таких социальных групп, как буржуазия и интеллигенция. Основными истоками формирования ренессансной философии стали античная философия, средневековая философия и новая буржуазная идеология.
II. Основные характеристики эпохи Возрождения:
III. Характерные черты эпохи Возрождения:
2. Гуманизм – учение о человека как высшей ценности мира, человеке свободном, достойном и создающем себя самого.
3. Антропоцентризм – принцип, заменивший теоцентризм. Согласно данному принципу, в центре картины мира находится человек, все проблемы решаются путем обращения не к Богу, а к человеку. Антропоцентризм является важнейшей характерной чертой ренессансного гуманизма.
4. Индивидуализм. Этический принцип, согласно которому человек – это индивидуальность и он должен полагаться только на себя и на свои силы. А также в этике Ренессанса был возрожден эпикуреизм как этика гедонизма (наслаждения).
5. Пантеизм (дословно всебожие) - принцип, распространенный, прежде всего в натурфилософии. Согласно данному принципу, Бог тождественен мир, он «растворен» в природе. Можно отметить отличие ренессансного пантеизма от средневекового: если в средневековом пантеизме природа растворена в Боге, то в Ренессансном пантеизме, наоборот, Бог растворен в природе.
IV. Философские направления эпохи Возрождения:
V. Философия гуманизма
Хронология:
Представители этапа становления и раннего гуманизма: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, К. Салютати
Основные идеи мыслителей указанных этапов:
4. Человек представляет собой гармоничное единство души и тела. В эпоху Ренессанса происходит реабилитация человеческой телесности и человеческой чувственности. Человек – это не только душа, но еще и тело. Человек – любимое творение Бога и он должен быть оправдан в своей земной жизни и как телесное существо.
5. Человек – микрокосм (микровселенная), равный макрокосмосу (макровселенной).
6. Человек по своим возможностям равен Богу. Ценность человека в свободе, в самосозидании.
В XV в. гуманизм переориентируется на проблемы онтологии. Поскольку для Ренессанса характерно критическое отношение к средневековью, постольку для ренессансной философии характерна критика средневековых авторитетов, прежде всего Аристотеля, и, соответственно, обращение к философии Платона. Значительное количество неизвестных на Западе трудов Платона стали известны в Италии благодаря византийским мыслителям, в частности, благодаря Георгию Гемисту Плетону.
Решая указанные проблемы, ренессансные неоплатоники утверждали, что самая главная характеристика Бога - творчество. Бог, прежде всего творец, а мир – это творение Бога, следовательно, мир оправдан в своем существовании и необходим. Бог тождественен миру (природе): пантеизм неоплатоников вел к обожествлению человека как неотъемлемой части вселенной.
Представители неоплатонизма:
Марсилио Фичино (1422-1495 гг.), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1495 гг.).
Мирандола выделил три уровня бытия: элементарное, ангельское и небесное. Их объединяет в себе Бог. Мирандола - пантеист, поскольку утверждает, что Бог тождественен миру, они едины. Бог во всем и все в Боге. Для Мирандолы, как и для других неоплатоников характерно сохранение иерархической средневековой картины мира, т.е. – «великой цепи бытия». (Ее истоки можно обнаружить в философии Платона). Мирандола считал, что человек пронизывает все сферы, является важнейшей, центральной сферой бытия. Человек отличается от всех иных существ возможностью к самосозиданию и самовоспитанию. В философии неоплатонизма возрождается античная идея: человек как микрокосм равен макрокосму - Вселенной. Значение неоплатонизма: Поскольку Бог растворен в природе, постольку природа становится достойным объектом исследования. Пантеизм стал предпосылкой для исследования природы.
В XVI в. гуманизм переориентируется на исследование природы. Предпосылки становления натурфилософии:
1. Николай Кузанский (1401-1464 гг.). Как неоплатоника его интересовали проблемы отношения Бога и мира, отношения Бога и человека.
Кузанский отрицательно относился к схоластике и философии Аристотеля и критиковал их в работе «Об ученом незнании». Он утверждал, что мир познается при помощи органов чувств и разума, но Бога мы познать не можем (ни разумом, ни органами чувств, ни верой). Бога можно постичь только интуитивно и, конечно, символически (посредством математических символов). Николай Кузанский использовал понятие бесконечности и утверждал, что Бог - это бесконечность. Эта бесконечность содержит в себе противоречие: единство максимума (вселенной) и минимума (человека). В этом положении Кузанского можно увидеть возрождение диалектических идей. Бог как бесконечность разворачивается в мире, т.е. в процессе развертывания Бог создает мир. (Т.е. Бог создал мир не за шесть дней!). Человек как неотъемлемая часть вселенной - это микрокосм, равный макрокосмосу, способный сам создать себя и быть свободным.
2. Джон Толанд. Для его философии характерны: идея активности (в противовес аристотелевской трактовке материи), самодвижения материи; первая формулировка деизма (Бог создал первичную материю, и она развивалась далее по своим собственным законам).
3. Джордано Бруно. Бруно находился под влиянием идей Коперника и Н. Кузанского. Он утверждал, что не только Вселенная бесконечна, но еще существует бесчисленное множество (возможно населенных) миров. Бруно считал, материя активна, объясняя ее активность наличием у мира души, которая и приводит его в движение.
4. Николай Коперник. 5. Леонардо да Винчи.
Основные черты ренессансной натурфилософии:
1. Концепция Николо Макиавелли (1469-1527гг.). Макиавелли занимался теоретической разработкой политических проблем. Его идеи представлены в работе «Князь» или «Государь». Макиавелли полагал, что Бог не управляет человеческой историей, - это делает изменчивая Фортуна. Поэтому церковь не должна вмешиваться в мирские дела. Он утверждал, что политика находится вне религии и вне морали, поскольку история – это результат вечно изменчивой фортуны и она изменяется под влиянием интересов людей (прежде всего – имущественных и материальных). В обществе постоянно происходят столкновения между имущими и неимущими, для их урегулирования и нужно государство. Идеальный правитель - тот, кто ставит интересы государства на первый план и действует согласно принципу «цель оправдывает средства».
2. Утопические концепции: Основанием для возникновения ренессансного утопизма стало представление о том, что «Достойный (идеальный) человек должен жить в достойном (идеальном) обществе». Представители утопизма Томас Мор (1479-1555 гг.) (известен по труду «Утопия» /буквально - место, которого нет/) и Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) (известен по труду «Город Солнца»), считали, что общество должно быть построено по принципам справедливости.
Принципы утопизма:
Отличия «Северного» Ренессанса от Итальянского:
1. Представители «Северного» Ренессанса больше внимания уделяли вопросам теории государства и общества, права, религии, проблемам логики и методологии;
2. В «Северном» Ренессансе человек трактовался не как центральное звено Вселенной, не как микрокосм, а как любое другое живое существо, но обладающее свободой и достоинством. На этом основании мы можем сказать, что антропоцентризм на «Севере» имел свою специфику - в отличие от итальянского в нем отсутствовало обожествление человека. Это было обусловлено историческими условиями его развития: по времени он совпал с Реформационными и Контрреформационными процессами, а, следовательно, с религиозными войнами.
Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) как представитель «Северного» Ренессанса. Самая известная его работа - «Похвала глупости». В этой работу и во многих других Эразм критиковал схоластическую философию. Он считал, что онтологию и логику схоластики надо заменить этикой. Эразм Роттердамский пытался обосновать этику с гуманистических позиций: