Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

По Аристотелю, «истина – соответствие знаний самому предмету». Аристотель – один из основателей корреспондентной теории истины (теории соответствия). Аристотель стал создателем формальной логики (сформулировал основные законы формальной логики).

По Аристотелю, человек - это политическое, общественное животное. Он считал, что основой идеального общества является средний класс – нечто среднее: «небогатые, но и не бедные». Таким же образом он нашел идеальный тип правления - нечто среднее между хорошими и плохими типами правления. К хорошим типам правления Аристотель отнес монархию, аристократию, политию (идеальный тип правления), к плохим - тиранию, олигархию, демократию. Полития – это единство демократии и аристократии.

Этические взгляды Аристотеля. Он занимался поисками счастья для единичного человека. Счастье возможно лишь на основе добродетели. Аристотель выделил следующие виды добродетели. 1. Умеренные добродетели, которые связаны с тем, что человек ориентируется на разум и не потакает инстинктам. 2. Идеальные добродетели: справедливость, мужество, благородство; они ориентируются на ровное, спокойное существование духа (т.е. счастье).

III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД  АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Философские школы:

  • киников
  • эпикурейцев
  • стоиков
  • скептиков
  • неоплатоников
  • неопифагорейцев

Основная проблема: Как  достичь блага (счастья)? Представители эллинистической философии считали, что это возможно, только построив свою картину мира (при помощи физики) и объяснив, как мы познаем мир (при помощи логики).

 

1. Философская школа  киников.

Диоген утверждал, что истинное благо то, которое у человека отнять невозможно. Это внутренняя свобода. Отрицал теоретическую философию, признавал практическую.

 

2. Философские школы  эпикурейцев, стоиков и скептиков

Философия представителей указанных школ делится на три части:

  • физика (учение о мире)
  • логика (учение о познании)
  • этика (учение о благе и счастье)

Физика и этика существовали для обоснования логики.

Эпикур. Его последователи: Филодем, Силон (»1 в. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-55 г.г. до н.э.). Эпикуреизм развивает основные положения атомизма: в мире есть атомы и пустота, но атомы отличаются весом и формой. Для объяснения соединений атомов в тела, Эпикур ввел понятие «клинамен» (свобода). Атомы соединяются в тела и распадаются в силу отклонения, клинамена - свободы. Поскольку душа состоит из атомов, то она не вечна. Человек боится смерти и надо ему объяснить, что ее бояться не следует, а нужно ценить каждый миг жизни. Истинная ценность – наслаждение (гедоне) – отсутствие страданий. Поэтому этику Эпикура называют гедонизм. Но наслаждение, по Эпикуру, означает отсутствие страданий, а страдания вызывают неосуществленные желания. Поэтому, чтобы быть счастливым необходимо ничего не хотеть и не желать, и находиться в спокойном, ровном состоянии духа.

Стоики. Основателем стоицизма является Зенон из Китиона; его последователи: Клеанф, Хрисипп – греки; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий – римляне.

По мнению стоиков, весь мир пронизывает душа, судьба, воле которой невозможно противостоять. Истинный философ (мудрец) должен смириться с судьбой ради блага (счастья). Главный принцип смирения – апатия; человек не должен ничего желать, должен покориться судьбе.

Скептики. Основатель – Пиррон из Элиды, один из представителей - Секст Эмпирик.

Цель рассуждений скептиков – доказать относительность всего. Скептики вырабатывали положения (тропы), представляющие собой сравнения. Например, мед для здорового человека сладок, для больного - горек. Кто из них прав? Все относительно. На этом основании следует воздерживаться от суждений – эпохэ. Воздержание от суждений ведет к воздержанию от действий, т.е. к поведению истинного мудреца.

 

3. Философские  школы неоплатоников и неопифагорейцев

Неоплатонизм представляет собой «мостик» между античной философией и философией средних веков. Филон Александрийский предложил читать Священное писание как совокупность символов, аллегорий, иносказаний, таким образом соединив античную философию и Ветхий Завет. Неоплатоники положили начало христианско-религиозной философии.

 

Основные черты  средневековой философии

I. Хронология.

Возникновение средневековой  философии (средневекового Запада и Византии) связано с возникновением христианства, эта философия является религиозной и зависимой от религии.

II. Принципы средневековой философии.

 

  1. Теоцентризм. (от греческого «Теос» – бог). Античный космоцентризм сменяется теоцентризмом. Любая проблема культуры и философии рассматривается в свете теологии, решается в отношении к Богу. Бог понимается как абсолютное бесконечное творческое начало. Бог стоит над миром, он вне мира.
  2. Креационизм (от «креация» – творчество) - принцип творения. «Бог создал из ничего весь тварный мир (за 6 дней)». Основной онтологический принцип.
  3. Принцип откровения (ревеляционизма). Основной гносеологический принцип. Познать Бога при помощи органов чувств и разума нельзя, можно лишь при помощи веры - через Откровение, т.е. Священное писание, где Бог «открывается» человеку.
  4. Принцип дуальности человека (идет от Платона): человек представляет собой единство тела и души. Основной принцип философской антропологии. Человек создан по образу и подобию Бога: душа божественна, а тело человека принадлежит тварному миру. Например, по Оригену (184 – 254 гг.), человек состоит из тела (оно принадлежит миру), души (собственное «Я» человека),  духа (то, что исходит от Бога). Душа руководит телом, а дух управляет душой.
  5. Принцип спасения (сотериологизма). Согласно этому принципу, цель и смысл человеческой жизни спасти бессмертную душу.
  6. Принцип аскетизма. Основной (нравственный) этический принцип, согласно которому человек должен отказываться от всех чувственных удовольствий. Христианский аскетизм прежде всего предполагает, что необходимо воспитать тело, чтобы душа достигла спасения. Внутреннее самовоспитание - это не отказ от плотских удовольствий, хоть и с ограничениями, - это духовная дисциплина человека.
  7. Провиденциализм. Основной принцип истории философии. История человечества предопределена божественной волей. Вся история осуществляется под влиянием божественного провидения.
  8. Эсхатологизм. Человеческий мир конечен, в конце человеческой истории наступит страшный суд. Античность не знала линейного исторического времени (история, согласно античным мыслителям, - это круговорот повторяющихся событий), а в средневековье время разворачивается в единую линию, имеет начало и определенные периоды, имеет конец – Страшный суд. Перед нами - завуалированная концепция исторического прогресса.

 

III. Этапы средневековой философии:

 

1. Патристика (от «патер» - отец) - философия «отцов церкви». Хронология: I-II – VIII вв. н.э. Расцвет приходится на вторую половину IV – V вв., время после официального принятия христианства. Раннее средневековье - это период упадка культуры в результате варварских нашествий. Западная Европа забывает Архимеда, Аристотеля и других мыслителей античности. Философской основой патристики является философия Платона, обработанная в рамках неоплатонизма, прежде всего Филоном Александрийским (первая половина 1 в. н.э.).  Филон Александрийский предложил: во-первых, читать Ветхий Завет на языке символов и аллегорий. Во-вторых, рассматривать «Логос» (закон) как божественное слово, как связь между Богом и миром, как прообраз реального мира.

Патристика - это период средневековой философии, когда происходило создание теологической и философской догматики на основе синтеза Священного писания и некоторых элементов античной философии.

Виды патристики. Патристика делится:

  • По роли в обществе - на апологетическую (роль - защита христианства от язычников) и систематизаторскую.
  • По месту создания на западную (Западно-Римская империя) и восточную (Византия).

Основные проблемы патристики.

  1. Проблема соотношения веры и разума. (В общекультурном плане эту проблему можно трактовать как проблему отношения к языческому наследию). Решение данной проблемы:
  • Апологеты отрицательно относились к античному философскому наследию и, соответственно, к разуму. «Философия и разум излишни там, где есть вера». Например, Тертуллиан (~160-230 гг.). Ему приписывают выражение: «Верую, ибо абсурдно». Верить можно только в чудо, поэтому философия и Евангелие несовместимы.
  • Представители катехизисной школы: Климент Александрийский и Ориген, считали, что «вера и разум могут находиться в гармонии, если разум подчиняется вере». Здесь можно увидеть исток позиции «философия - служанка богословия».
  • Аврелий Августин Блаженный (354 – 430 гг.), представитель неоплатонической школы, считал, что христианство – это платонизм, который стал философией для народа, для общества. Поэтому между верой и разумом нет противоречий, где вера есть место разуму, а где разум, там место вере.
  1. Проблема доказательства бытия Бога.

Августин решает эту проблему через платонические воззрения: если в мире есть красота, то должен быть и идеал этой красоты, т.е. Бог; если есть в мире совершенство, то должен быть и прообраз этого совершенства, т.е. Бог; если есть творение, то должен быть и творец (Бог).

3. Проблема теодицеи (оправдания Бога). Эта проблема связана с противоречием между всемогуществом и абсолютной добротой Бога и страданиями и злом в человеческом мире. Виновен ли Бог в наличии зла? в человеческих страданиях?

Эту проблему Августин связывает  с трактовкой человека. Антропологическая концепция Августина. Душа человека троична: она состоит из разума, памяти и воли. Главным фактором нравственного поведения человека является свободная воля. Августин решает нерешенную Сократом проблему - «почему человек, когда знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», не всегда поступает хорошо»? Он полагает, что свободная воля, предполагает свободу выбора между добром и злом. «Почему в этом мире существует зло?» – потому, что человек, имея свободную волю, может не всегда выбрать добро. Зло Августин рассматривает как недостаток добра.

По Августину, вся история человечества – это противоборство добра и зла. Добро когда-нибудь победит и произойдет переход от Града Земного (где все любят только себя) к Граду Небесному (где наряду с любовью к ближнему царит любовь к Богу).

 

  1. Схоластика (от «схола» - школа). Сначала представляла собой курс наук, преподаваемых в школах, основанных в эпоху каролингского Возрождения, при Карле Великом: грамматика, логика, арифметика, риторика, астрономия и др. Как второй этап средневековой философии схоластика является систематизацией религиозной философии при помощи формальной логики и преподаванием её в университетах.

Этапы схоластики:

    1. IX-XII вв.- период становления (в этот период схоластика развивалась без систематизации идей Аристотеля);
    2. XIII в. – расцвет (этот период отличается созданием систематического учения на основе религиозной философии и философии Аристотеля). В этот период:
  • возникает ориентация на разумное (рациональное) доказательство;
  • философия связана с деятельностью университетов;
  • основным методологическим принципом философствования становится рационально-логическое доказательство. (Например, произведение «Да и Нет» Пьера Абеляра). Это позволило проникнуть светскому началу в философию.

3. XIV-XV вв. – кризис схоластики, связанный с развитием гуманистических идей.

Основные проблемы схоластики.

1. Проблема  доказательства бытия Бога.

Образцом рассуждений в решении данной проблемы стали следующие философы, которые занимались систематизацией философии Аристотеля:

Альберт Великий (1193-1280 гг.) - поставил задачу соединения христианской догматики и философии Аристотеля; Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - решил данную задачу.

Более всего известны пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, которые были построены по принципам, аналогичным рассуждениям Августина. Из них важны телеологическое  (целевое) и каузальное (причинное) доказательства – /если существует мир, то он должен иметь причину/. Они основаны на представлениях о целесообразности мира и причинно-следственной обусловленности, господствующей в мире.

Фома Аквинский - систематизировал философию Аристотеля, от которого он позаимствовал идею о взаимосвязи материи и формы, а также идею о четырех причинах мира: формальной, целевой, материальной и действующей. В соответствии с причинами мира Фома Аквинский выделил 5 уровней бытия.  Высший - 5 уровень: Форма форм, лишенная всякой материи, т.е. Бог.

 

2. Проблема  универсалий (общих понятий).

(например, «Санкт-Петербургская  лесотехническая академия» - понятие  единичное, обозначающее нечто одно, а понятие «вуз» - общее понятие, универсалия)

Еще в период поздней  античности (III в. н.э.) комментатор Аристотеля  Порфирий, выделил три аспекта указанной проблемы: существуют ли универсалии до вещей, существуют ли они в самых вещах и существуют ли они после вещей (в нашем разуме)?

Отвечая на указанные вопросы, философы разделились на два течения: реализм и номинализм.

Реализм. С точки зрения крайнего реализма, универсалии существуют до вещей, в Боге, поэтому они обладают большей степенью бытия.

Основателем реализма, его  предтечей считается Иоанн Скотт Эриугена (810-877 гг.). Классическим представителем реализма является Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.), подходивший к решению проблемы универсалий с позиций платонизма. Он полагал, что «Универсалии содержатся в Троице». Бог как логос является носителем прообразов тварных вещей.

Позицию умеренного реализма представил Фома Аквинский, утверждавший, что универсалии существуют до вещей - в Боге, в самих вещах (как форма, сущность вещи) и в разуме человека после вещей как абстрактные понятия.

Номинализм.  С точки зрения номинализма, большей степенью бытия обладают единичные вещи, а не универсалии.

Иоанн Росцелин (1150-1100 гг.) представил концепцию крайнего номинализма, по его мнению, «универсалии являются всего лишь сотрясением воздуха, а реально существуют только единичные вещи».

Позицию умеренного номинализма  представил Пьер Абеляр и английские номиналисты, полагавшие, что «универсалии есть в самих вещах и после них в разуме человека как понятия».

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука