Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
III. Эволюция марксизма
Марксистская философия
1. Развития естествознания. В XX возникла необходимость скорректировать некоторые положения материалистической философии под влиянием научной революции конца XIX – начала XX века (открытие электрона, радиоактивности, радия). В связи с чем было дано Ленинское философское определение материи: «Материя есть категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях…»
2. Социально-культурного контекста. В начале XX века появились философы-марксисты, которые считали, что можно совместить марксизм с религией, прежде всего с христианством. Эрнст Блох (1885-1977) создал «философию надежды» (на будущее). В марксистской философии он выявил идею всеобщего равенства и социального прогресса. Антонио Грамши (1891-1937). В условиях страны, где доминировал католицизм, итальянский философ утверждал, что марксистскую философию нужно включить в диалог с католицизмом.
Одним из самых значительных представителей фрейдомарксизма был Герберт Маркузе. На основании основного положения Фрейда, что основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, он сделал вывод о том, что важнейшим фактором прогресса выступает сублимация (переключение энергии с низших целей на высшие). В новом постреволюционном обществе человек должен избавиться от отчуждения и обрести свою сущность.
Неомарксизм (марксистская философия в ХХ веке)
В XX веке неомарксистская философия развивалась под влиянием дискуссий о:
О неокапитализме. Такие мыслители как Лефевр и Гольдман считали, что в 70-е годы ХХ века капитализм превратился в неокапитализм, потеряв свою эксплуататорскую сущность. На этом основании велась дискуссия о возможности дальнейшего развития марксистского социально-политического учения, ядром которого является положение о противостоянии эксплуатируемых и эксплуатирующих классов. Например, Роже Гароди (1918-?) полагал, что в условиях неокапитализма предметом философии должна стать повседневность. Это означает, что из борьбы классов политика превратилась в повседневную практику изобретения будущего. Философия должна сформировать модель потребного будущего.
Основные течения русской философии
X IX – начала XX веков
Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856). Публикация (1836) его первого из 8 философических писем привело к закрытию журнала "Телескоп", высылке редактора в Сибирь, и объявлению Чаадаева сумасшедшим. В "Апологии сумасшедшего" он попытался объяснить свою (как казалось в те годы «антипатриотическую» позицию) и защититься.
Предпосылками философских размышлений Чаадаева явились:
На основании этих положений Чаадаев сделал вывод: в силу заимствования православия из Византии и татаро-монгольского ига Россия отстала в своем развитии. Россия в силу определенных причин оказалась на обочине мировой истории. Есть разные народы – играющие роль в мировой истории и не играющие. К первым, прежде всего, относятся народы Западной Европы. Западный католицизм, неразрывно связанный с античной ученостью, был ориентирован на рационализм – и, поэтому вывел народы Европы вперед. У России же своя миссия, заложенная свыше, – дать всему миру урок, «как не следует жить» (последнее суждение Чаадаев добавил в «Апологии сумасшедшего»).
Несмотря на все усилия роль пророка у Чаадаева не получилась (здесь можно вспомнить письма А.С. Пушкина к Чаадаеву). Но он заложил основы философии истории в русской философии.
Направления русской философии
I. Славянофилы. Философия славянофильства прошла несколько этапов: раннее славянофильство (братья Киреевские, А. Хомяков, братья Аксаковы), почвенничество (Аполлон Григорьев, Ф.М. Достоевский), неославянофильство (К. Леонтьев).
Первое интеллектуальное объединение славянофилов (братья Киреевские, А. Хомяков, братья Аксаковы, Ю. Самарин) произошло в 1839 году.
Славянофилы как первые философы культуры обратились к исследованию западных и восточных начал в русской культуре и русском менталитете. По существу славянофилы выступали как философы культуры. К восточным началам в русской культуре они отнесли православие и общину, а к западным - образование, технику и т.п. (что было привнесено после реформ Петра I).
Согласно славянофилам (прежде всего А.С Хомякову), православие усвоено Россией в чистой, неизмененной форме. Это означает, что в нем сохранен дух первоначального христианства.
Проблема соотношения веры и разума рассматривается и у И. Киреевского и А. Хомякова. Например, последний утверждал, что мир в его целостности разум постичь не может – необходимо обратиться к вере. Вместе они дадут истину. По мнению славянофилов, русский менталитет (в силу своей сердечности и любви к Богу) характеризуется стремлением к цельному знанию, т.е. к знанию, в котором объединены вера и разум. Кроме понятия «цельное знание» важным понятием в философии славянофилов является понятие «соборность», в котором открывается истина православия. Данное понятие обозначает духовное единение всего народа перед лицом православной церкви. Только в сочетании с верой разум может возвыситься до истинного соборного сознания. (В социальной сфере основанием «соборности» выступает община).
II. Западники. Основная проблема философии западников – возможность и пути возврата России в лоно мировой истории (цивилизации).
К западникам принадлежали
представители кружков
Представителями данного направления, расцвет которого пришелся на 60-е годы XIX века, являются В.Г. Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1884). Все они были последователями гегелевской философии и сторонниками теории русского крестьянского социализма.
В философии А.И. Герцена можно выделить два периода. Первый период продлился до 1848 г., когда А.И.Герцен занимался вопросами философии природы и проблемами методологии. В работах "Дилетантизм в науке» и "Письма об изучении природы" А.И.Герцен развивал гегелевскую диалектику применительно к природе. Как естествоиспытатель он считал, что идеалисты в своих натурфилософских построениях являются дилетантами, не знающими законы развития природу. По его мнению, природу следует исследовать с позиций материализма и диалектики. Согласно Герцену, диалектика представляет собой метод исследования самих законов природы. А философия, исследующая отношение материального и идеального (здесь напрашивается сравнение с Гегелем и Марксом), должна обобщать данные естественных наук.
Второй период философии А.И. Герцена – после 1848 г., т.е. после эмиграции за границу, где Герцен сталкивается с «ужасами» западной буржуазной революции. Он считает, что революция в России будет еще более кровавой. Герцен переживает духовный кризис и, пересматривая свои взгляды, становится сторонником русского крестьянского социализма. Он полагает, что русская крестьянская община это: во-первых, гарантия спасения от пауперизма (нищеты), являющегося причиной кровавых революций; а, во-вторых, община является гарантией прямого перехода к социализму.
В этот период Герцен обращается к проблемам философии истории. В работах "Письма старому товарищу" и "С того берега" он делает вывод, что история – это история живых людей. Поэтому в ней царят стихийные неуправляемые силы. А это значит, что история может быть рассмотрена по аналогии с природой.
Н.Г.Чернышевский выступал сначала как теоретик эстетики. В своей диссертации "Об эстетическом отношении искусства к действительности" он доказывал, что искусство отражает действительность, а не является результатом творчества людей, «запертых в башне из слоновой кости».
Следующая работа Н.Г.Чернышевского "Антропологический принцип в философии" создана под влиянием философии Л. Фейербаха. В центре философских размышлений Чернышевского – человек как природное существо. На основании этого антропологического принципа он строит гносеологию. По Чернышевскому, источником познания являются органы чувств человека, а основой чувственных образов (зрительных, слуховых и т.п.) является физиология человека. Следует заметить, что подобные выводы строились на базе работы И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».