Философия как наука и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание работы

Философия - это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Философия как тип мировоззрения

Понятие мировоззрения………………………………………………………..4
Типы мировоззрения……………………………………………………………..6
Глава 2. Философия как наука……………………………………………………….10

2.1. Развитие представлений об отношении философии и науки..19

2.2. Философия и наука в единстве и отличии………………………………21


Заключение……………………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по философии.docx

— 63.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине   Философия

на тему:  Философия как наука и мировоззрение   
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Философия как тип мировоззрения

    1. Понятие мировоззрения………………………………………………………..4
    2. Типы мировоззрения……………………………………………………………..6

Глава 2. Философия  как наука……………………………………………………….10

2.1. Развитие представлений  об отношении философии и науки..19

2.2. Философия и наука в единстве и отличии………………………………21 

Заключение……………………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Философия явилась  на свет в результате осознания человечеством  самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо  как для отдельного человека, так  и для любой эпохи.

Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это  любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется  жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что  такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии.

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках  до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие  века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и  сама постановка вопросов, относящихся  к мировоззрению. Уяснение таких  вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи  перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно  проверяется делом и преобразуется  само мировоззрение. Так в истории  было всегда. Но, пожалуй, никогда еще  время не ставило так остро  задач философского осмысления всего  происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия.

1.1 Понятие мировоззрения

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем  человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для

этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о

мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно

отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и

самого себя. В реальной жизни мировоззрение  в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение  – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека. 

1.2. Типы мировоззрения

Философское мировоззрение  формировалось исторически в  связи с развитием самого общества. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, а так же обыденное 

Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.

Мифология (греч. nrythos — повествование, сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства.

Мифы были тесно  связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных  верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.

Мифология оказала  значительное влияние на духовную жизнь  человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение  в европейскую культуру греко-римской  мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Это мифы о инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергейстах, творящих разные чудеса, о волшебных лекарствах, исцеляющих от всех болезней и т. п.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов — камням, металлам и т.п., связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений), богам и духам. Позднее формируется образ единого бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Возникают монотеистические религии — буддизм, христианство, ислам.

Качественно новым  типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно  связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних  философских учениях строгость  мысли, логика доказательств нередко  сочетались с яркими художественными  образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением  мифологических и религиозных сюжетов.

В особый тип  следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном  мире сосуществуют обыденное, религиозное  и философское мировоззрения, нередко  представляя собой их сложное  сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения.

Философия  согласно  историческим  свидетельствам, слово   «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI  в.  до  н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости  и  правильному  образу жизни.

На  олимпийских  играх,  говорил  Пифагор,  можно  видеть  людей  трех основных типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к  роскоши  и богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи —  мудры,  они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе,  они

свободны от страстей, а потому это свободные  люди. Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии,  но  и

Информация о работе Философия как наука и мировоззрение