Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
2. Мишель де Монтень (1533-1592 гг.) как представитель «Северного» Ренессанса. Самая известная его работа - «Опыты». Основной принцип философии Монтеня - скептицизм – всеобщее сомнение. Монтень полагал, что критике разума должно быть подвергнуто всё, что окружает человека. Он скептически относился и к положениям антропоцентризма, утверждая, что человек не может быть центром в меняющемся мире. На основании положения, что человек такое же живое существо, как и любое другое, Монтень отрицал бессмертие души. Из этого он делал вывод: человек всегда должен быть готов к смерти и поэтому должен наслаждаться каждым мгновением жизни.
Основная проблематика и представители философии Нового времени
Философия Нового времени неразрывно связана с научной революцией XVI-XVII вв., в результате которой возникла классическая наука. В этот период классическая наука представляла собой математическое естествознание, ориентирующееся на эксперимент. В результате научной революции XVI-XVII вв. сформировалась механико-математическая научная картина мира, в рамках которой мир рассматривался как механизм, механически трактовались и отдельные его элементы (например, у французского философа Ламетри человек – машина).
Интенсивное развитие в XVII в. буржуазных отношений привело к появлению социального оптимизма, который, в свою очередь, породил оптимизм гносеологический (поддерживаемый и бурным развитием науки). Основные положения последнего: все познаваемо, истина существует и достижима, она абсолютна и вневременна. В философии на первый план вышли проблемы: гносеологические (что – разум или органы чувств являются источником истинного знания) и методологические (как построить метод, чтобы достичь истинного знания).
Решая проблему источника и метода познания (разум или органы чувств являются источником истинного знания и как построить метод, чтобы достичь истинного знания) философы разделили на два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм - направление в теории познания, представители которого утверждали, что источником истинного знания является опыт (эмпирио). Его представители - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Ньютон по преимуществу были физиками. Во многом это обусловило их трактовку опыта как единственного источника истинного знания. Опыт понимался эмпириками как результат познания мира органами чувств, скорректированный приборами и инструментами. Субъект познания в эмпиризме - это единичный человек, понимаемый как «tabula rasa» (буквально - чистая доска), на котором опыт в процессе познания оставляет свои следы. Метод, который ведет к истинному знанию в эмпиризме – это индукция, т.е. умозаключение от частного к общему.
Ф. Бэкон первый обратил внимание на роль науки в культуре. По Бэкону, наука находится в запущенном состоянии, основная причина этого - господство аристотелизма, схоластики. Он выдвинул программу восстановления науки, предполагающую освобождение от схоластики, теологии и ориентацию на истинный метод.
Бэкон считал, что для развития науки нужно создать четкую систематическую методологию, т.к. в сознании человека есть некоторые факторы, которые препятствуют познанию (Бэкон называл их «идолы» - идолы толпы, рынка, рода, пещеры). Создание методологии необходимо еще потому что, по мнению Бэкона, наука и философия делают открытия случайно. По Бэкону, в создаваемой методологии самое главное - ориентация на опыт (в данном случае - эксперимент). Он разделил эксперименты на два вида: плодоносные (дающие результат сегодня) и светоносные (важные для будущих теоретических исследований).
Рационализм - направление в теории познания, представители которого утверждали, что источником истинного знания является разум. Его представители Р. Декарт, Б. Спиноза и Лейбниц принадлежали к континентальной школе математики, что во многом определило их гносеологическую позицию и недоверие к опыту. Но, если опыт не дает нам знания, то откуда они берутся в разуме? Пытаясь ответить на этот вопрос, рационалисты формулируют концепцию врожденного знания. Согласно данной концепции, врожденные идеи (Декарт) или принципы (Спиноза), развиваются вместе с субъектом. Методом, позволяющим достигнуть истинного знания, рационалисты считали дедукцию. Дедукция - это умозаключения от общего к частному; в отличие от индукции, которая дает нам вероятностное знание, дедукция дает нам достоверное знание. Большое внимание проблеме метода уделял Р. Декарт.
Субстанция – в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Б. Спиноза. Он определил ее как «causa sui» (причина самой себя). Субстанция - это причина самой себя и всего существующего, не имеющая причин вне себя.
Решая эту проблему, философы разделились на следующие направления:
1. Монизм («моно» - один) – это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет только одну субстанцию. В философии XVII века монистом был Спиноза. Он утверждал, что субстанция только одна – это природа, в которой растворен Бог. (Спиноза был пантеистом). Он различал природу «творящую» и природу «творимую», состоящую из модусов (единичных вещей). По Спинозе, субстанция вечна, бесконечна, неподвижна, божественна, обладает множеством атрибутов (свойств).
2. Дуализм («дуа» - два) - это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет две субстанции (материальную и идеальную). В философии XVII века дуалистом был Декарт. Декарт утверждал, что у мира есть две субстанции: протяжение, т.е. материя (материальная субстанция) и мышление (идеальная, духовная субстанция). Они абсолютно независимы друг от друга. Интересно рассуждение, каким Декарт пришел к подобным выводам. Главный принцип его философии - сомнение. Согласно Декарту, сомневаться можно во всем; нельзя сомневаться только в том, что ты сомневаешься. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю; а мыслю - значит, существую («cogito ergo sum»). Таким образом, мышление - это субстанция, но оно не является причиной материальных вещей. Соответственно, должна быть еще одна субстанция - материальная
3. Плюрализм («плюраль» - множество) - это философское направление, представители которого считают, что все существующее имеет множество (больше двух) субстанций. В философии XVII века плюралистом был Лейбниц. Он не был согласен ни с Декартом, отрицая наличие материальной субстанции, ни со Спинозой, полагая, что субстанция не может быть неподвижной. Согласно Лейбницу, субстанциями являются монады - единичные духовные частицы, не воспринимаемые органами чувств (идеальное подобие атома). Монады обладают движением и объединены друг с другом по принципу «предустановленной гармонии». По Лейбницу, монады бывают различных видов – простейшие, монады-души, монады-духи, Первомонадой является Бог.
В XVII-XVIII веках, когда в науке доминировала классическая механика, законы механики Ньютона понимались как законы, господствующие во всех сферах жизни. Они трактовались как жесткие неизменные законы, исключающие какую-либо случайность. В связи с этим в философии возникли проблемы взаимосвязи причины и следствия, свободы и необходимости.
В решении данных проблем можно выделить два основных подхода: детерминизм и индетерминизм.
В философии XVII века детерминизм был представлен в философии Спинозы. В своих рассуждениях он исходил из представлений классической науки о наличии в мире жестких причинно-следственных связей. В мире господствует необходимость, случайности нет. Свобода возможна лишь при условии знания необходимости. Свобода, по Спинозе, – это познанная необходимость (в дальнейшем данную формулировку мы встретим и у Гегеля, и у Маркса). Подобное понимание причинно-следственных связей привело к формированию в XVIII веке механистического детерминизма, полностью исключавшего случайность. Этот детерминизм был назван Лапласовским по имени французского ученого Лапласа, давшего наиболее известную его формулировку: «Если бы существовал такой Ум, который мог бы охватить всю Вселенную в целом, то мы на 100 лет вперед знали бы все события».
В философии XVII века индетерминизм был представлен в философии Юма и Беркли. Например, Дж. Беркли критиковал понятие причинности, объявляя его фикцией, которую моделируют философы для объяснения мира. Основанием подобных заявлений стала его субъективно-идеалистическая позиция «существовать значит быть воспринимаемым». Т.е. то, что мы не можем ощутить, по Беркли, не существует. А, поскольку посредством органов чувств мы не можем воспринять ни причинность, ни материю, ни бесконечно малые величины, постольку они не существуют.
Немецкая классическая философия и ее значение
Классическая немецкая философия – это один из феноменов философии эпохи Просвещения.
Просвещение – это общественно-историческое движение, построенное на основе критики общества с позиции разума и попытке реформировать его на основе просветительства, то есть распространения нравственности, знаний и образования.
В анализе общества просветители опирались на концепции:
Просветители ориентировались на ценности свободы, равенство и братства.
Представители немецкой классической философии:
Иммануил Кант (1724 – 1804), И.Г. Фихте, Й. Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).
Основные черты немецкой классической философии:
1. Докритический период в философии Канта продолжался до 1770 г. В качестве последователя Ньютона Кант выдвигает гипотезу, сейчас называемую гипотезой Канта-Лапласа. В этот период он является деистом (в деизме Бог рассматривается как творец первоматерии, которая затем существует и развивается по своим собственным законам - законам Ньютона). Благодаря космогонической гипотезе Кант ввёл в естествознание диалектику, историзм (идея развития Солнечной системы и других планетных систем).
Кант пытался осмыслить проблему свободы человека, но она не совмещалась с его установками на Ньютоновскую классическую механику. Вывод Канта: Вся предшествующая философия зашла в тупик. Она рассуждает о высших предметах (Бог, душа, Вселенная), не исследовав условия и возможности их познания.
2. Критический период философии. Кант предлагает реформировать предмет философии. По его мнению, философия должна ответить на вопросы: 1. Что я могу знать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть истина». 2. Что я должен делать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть добро». 3. На что я могу надеяться? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть красота». В работе «Критика чистого разума» Кант выявляет условия и границы нашего познания. Он пытается очистить теорию познания от недостатков рационализма и эмпиризма.
Кант согласен с эмпиризмом, что наше знание начинается с опыта. Но, он подчеркивает, что в опыте нам не даны математические знания, так как данные опыта не обладают всеобщностью и необходимостью. Значит, можно согласиться с рационализмом, что истоки нашего знания не ограничиваются опытом. Кант считает, что у человека нет врождённых идей, но некоторые знания человека являются априорными (т.е. доопытными) - они формируются в процессе ЭПИГЕНЕЗА чистого разума. Тем не менее, Кант не согласен с рационализмом, что источником истинного знания является только разум.