Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Теоретические положения Н.Г.Чернышевского  были подвергнуты критике Юркевичем. Юркевич подчеркнул, что в работе Н.Г.Чернышевского  нигде не объясняется, как материальное может превратиться в идеальное, т.е. физиологические процессы – в чувственные образы. Следует заметить, что сложности материалистической философии были обусловлены  неразвитостью физиологии и психологии XIX века.

IV. Русская религиозная философия.

Система положительного всеединства  В. Соловьева (1853-1900).

В философии Вл. Соловьева можно выделить два основных этапа. Первый - философский, когда происходило формирование базовых философских принципов его философии. Второй - социально-религиозный, когда Вл. Соловьев разрабатывал идею всемирной теократии как объединение под религиозным началом всех государств и всех христианских конфессий.

На становление и развитие философии Вл. Соловьева повлияли: философия Платона, патристика, восточная мистика, философия Канта, Гегеля, Шопенгауэра, славянофилов и др. Подобным многообразием источников его философии можно объяснить его стремление все объединить.

Еще в своей докторской диссертации Вл. Соловьев выступил с критикой позитивизма и западного рационализма. Позитивизму и рационализму он противопоставил цельное знание (объединяющее науку, философию, религию и мистику). Поэтому строить свою систему всеединства Вл. Соловьев начал с гносеологии (теории познания). Он полагает, что познание Абсолюта и мира антиномично, т.е. противоречиво; но противоречия может преодолеть вера. Таким образом, познание истины может основываться только на цельном знании, т.е. знании, которое объединяет в себе веру и разум.

Теория познания Вл. Соловьева онтологична, поскольку она апеллирует к Абсолюту. В своей онтологии Вл. Соловьев стремится к обоснованию божественного Всеединства. Можно выделить два базовых принципа: сущее - бытие (положительное ничто), сверхсущее (Бог). Бытие предполагает возникновение действительности и содержит в себе первоматерию (так философ объясняет порождение сущего и его предпосылки). От бытия идет переход к сущности. Именно из сущности Соловьев выводит возможность осуществления идеи, которая была заложена в сущем. Это – мировая душа. Мировую душу философ понимает, во-первых, как Логос – порождающее начало; и, во-вторых, как Софию, Божественную мудрость, порождаемое начало. В Софии как божественной премудрости заложены условия добра, красоты, истины и возможности возникновения человека и человечества. Основные онтологические триады в философии Вл. Соловьева:

Весь процесс возникновения  мира (творческая эволюция) идет от Абсолюта через мировую душу к действительности и затем к Богочеловечеству как к цели (не под чьим руководством).

Вл. Соловьев полагает, что добро содержится в самой сущности мира, т.е. оно изначально присуще миру и воплощено в Боге-сыне (Богочеловеке), который является предпосылкой возникновения человечества. Человеческая  история – это процесс восхождения от человека природного к человеку духовному, т.е. богочеловеку. Богочеловечество, по Соловьеву, представляет цель всей  мировой истории.

Философия истории Соловьева – это обоснование всемирной теократии. Целью человечества является создание всемирной теократии как объединения всех государств Запада и Востока, которые уже исчерпали свой потенциал развития, поэтому им нужен «руководитель» (по Соловьеву – это Россия). Во главе всемирной теократии – всемирный монарх, его прообразом являются, по Соловьеву, русские цари. Этот монарх должен подчиняться первосвященнику, который воплощает единство трех христианских конфессий: католицизма, протестантизма и православия, где ведущая роль принадлежит православию.

V. Характерные черты философии  русского «религиозно-философского»  ренессанса.

Философские идеи Соловьева нашли поддержку у многих русских философов, например, у братьев Трубецких (Сергея и Евгения), отца П. Флоренского, С.Л. Франка, отца С. Булгакова и др. Концепция Соловьева стала отправной точкой для бурного развития философии в России; это стало началом процесса русского религиозно-философского ренессанса. Его характерные черты:

  1. Осмысление кризиса мировой культуры и философии. Поиски новых образцов философствования.
  2. Борьба против абстрактности философской мысли, против отвлеченных начал.
  3. Критика рационализма и позитивизма в западной философии.
  4. Создание религиозно-космологической онтологии, предполагающей изначальное объективное единство космоса, природы, Бога и человека.
  5. Стремление к объединению онтологии и гносеологии со смысложизненными этическими и эстетическими проблемами. Выдвижение в центр философских рассуждений экзистенциально-личностных моментов, объединенных с религиозными вопросами.
  6. Поиски синтеза индивидуального и общественного вне западного индивидуализма  и коммунистического коллективизма.

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) начинал как «легальный марксист», затем (после духовного кризиса, пережитого в ссылке) стал религиозным философом нетрадиционного толка.

В работе "Философия  свободы" Бердяев говорит, что философия находится в кризисе, причиной которого стал уход философии от проблем бытия, онтологии, прежде всего, в  утрате философией своих религиозных корней. Следовательно, выход из кризиса предполагает возвращение к религиозным истокам.

В работе "Смысл творчества" Бердяев формулирует концепцию антроподицеи («оправдания человека»), аналогичную средневековой теодицее (оправдания Бога). Исходное положение: творение мира – это незавершенный процесс. Человек творит культуру, - таким образом, участвуя в творчестве, он становится сотворцом Бога. Поэтому человек получает оправдание в творчестве и через творчество. Творчество Бердяев понимает как процесс обнаружения смыслов, но эти смыслы не даны явно – их следует усиленно создавать. Создавая что-то новое, человек становится творцом, и через творчество обретает свою свободу, преодолевая зло.

Отец П. Флоренский (1882-1937/43?). В его философии выделяются следующие принципы:

    1. Аритмологии. Аритмологию как исследование дискретных, случайных процессов Флоренский противопоставляет аналитическому исследованию как исследованию непрерывных процессов. Он утверждает, что аналитические исследования не могут объяснить феномена свободы творчества, веры, надежды, случайных процессов. Аритмология  является базовым методом исследования подобных процессов. Подобные выводы Флоренского  основаны на обращении к математическим методам исследования случайных процессов. Таким образом, аритмология основана на теории множеств.
    2. Антиномичности. Как антиномичен, противоречив сам мир, так и противоречив, антиномичен процесс его познания – антиномичны. Поэтому их можно познать лишь при помощи веры в единстве с разумом («цельное знание»).
    3. Противопоставления логоса и хаоса. На основании 2-го закона термодинамики Флоренский делает вывод об увеличении энтропии, хаоса, которому противостоят законы логоса. Логос же является результатом человеческой активности в культуре (культуру Флоренский производит от слова «культ» – обращение к Богу, т.е. к высшим, вечным религиозным ценностям). Культура помогает человеку гармонизировать окружающий мир.

VI. Философия русского космизма.

 

Космисты одними из первых обратили внимание на кризис цивилизации и  его мировоззренческих оснований. Причина кризиса они видели в «отпадении» человека от своих космических корней: человек потерял связь с Космосом, с природой. Мировоззренческие основания выхода из кризиса космисты видели в осознании своего единства со Вселенной и единства вселенной («живого и неживого вещества», по В.И. Вернадскому). Только тогда может быть восстановлена гармония между природой и человеком (например, в ноосфере – сфере разума, как считал Вернадский).

Основные течения русского космизма:

  1. Естественнонаучное. Его представители: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н. Холодный, Л. Чижевский. Все они были естествоиспытателями.
  2. Религиозно-философское  течение космизма представлено философией Н.Федорова.
  3. Поэтически-художественное  течение космизма характерно в основном для XIX века. Его идеи представлены в творчестве В. Одоевского, Ф. Тютчева, Сухово-Кобылина.

Общий принцип, объединяющий все течения русского космизма – антропокосмизм. Этот принцип строится на основе попытки синтезировать космологизм античного мышления и антропоцентризм ренессансного, придав им современный смысл, и рассмотреть человека как неотъемлемую часть космоса.

 

 

Понятие бытия, его основные формы.

Проблема субстанции.

 

Учение о  бытии вообще – онтология,  которая пытается дать ответы на вопросы: Что есть бытие или небытие? Что есть мир, как он возник и возник ли? Что лежит в основе его возникновения? Существуют ли в нем законы? и т.д.

Онтологию интересуют вопросы предельных основания бытия. Можно сказать, что ответы на вышеприведенные вопросы являются основой для ответа на многие философские проблемы (например, о корнях морали, смысле жизни и т.п.). Ответ дается либо явно, или подразумевается.

Философия как наука  и начинается с проблем онтологии. Каждая эпоха пытается дать ответ на вопрос – «что есть бытие»? Понятие «бытие» было введено в философию античным мыслителем Парменидом (V век до н.э.). Парменид видел в бытии абсолютную единую первооснову всего сущего, отрицая многообразие мира как видимое. Далее философия пошла по пути признания многообразия форм бытия.

Бытие – это  философская категория для обозначения  реальности в целом. Категория «бытие» указывает на единство мира: все - существует реально. Категория «бытие» является исходным понятием для построения целостной философской системы. Например, по Гегелю, «бытие» - это самая первая исходные категория, остальные  категории являются ее конкретизацией.

Виды бытия и формы бытия.

В начале XX века немецкий философ Н. Гартман предложил выделить следующие виды бытия: неорганическое, органическое, душевное, духовное. Каждый из этих уровней характеризовался своими свойствами, которые были не обязательны для других уровней. Например, душевный и духовный уровни не характеризуются пространственными отношениями. Временная же характеристика здесь присутствует.

Выделяются следующие  виды (типы)  бытия:

    1. Объективная реальность или материальное бытие, т.е. то, что существует вне и не зависимо от нас. Здесь выделяются такие формы бытия, как:
    • Бытие вещей и процессов, не созданных человеком, объективная реальность в своем первозданном виде (природа).
    • Бытие вещей и процессов, созданных человеком (цивилизация).
    1. Субъективная реальность или бытие идеального (духовного), т.е. то, что существует в зависимости от человека, от его сознания. Здесь выделяются такие формы бытия, как:
    • Идеальное, духовное как содержание сознания человека (т.е. не объективированное, не опредмеченное): мысли, чувства, настроения и т.п.
    • Объективированное идеальное, т.е. духовное, воплощенное в книгах, картинах, музыке и т.п.
    1. Социальная (общественная) реальность. Она представляет собой совокупность тех связей и отношений, которые возникают в жизни отдельного человека и общества в целом (политические, экономические, правовые).
    2. Бытие человека. Оно объединяет в себе одновременно три вышеперечисленные виды бытия. Человек является и природным и духовным существом, и субъектом и объектом общественных отношений.

III. Проблема субстанции.

 

Субстанция  в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Спиноза. Он определил ее как причину самой себя и всего остального, не имеющую причин вне себя.

Проблема субстанции формулируется  так: Что является субстанцией (первоначалом) и сколько их? Она имеет два аспекта:

      1. Качественный - что является субстанцией, -  материальное или идеальное? Здесь возможны следующие подходы:
      • Материализм, согласно которому первоначалом является нечто материальное: материя, природа, вещество и т.п.
      • Идеализм: объективный (субстанцией является не единичное сознание, а идеальное /духовное/ безличное, например, Абсолютная идея Гегеля, идеи Платона); субъективный (субстанцией является единичное сознание).
      1. Количественный – мы задаем вопрос о том сколько субстанций. Здесь возможны следующие подходы:
      • Монизм – концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет только одну субстанцию. Например, монист Спиноза утверждал, что субстанция одна – это природа, в которой растворен Бог.
      • Дуализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет две, независимые друг от друга субстанции - материальную и духовную. Дуалист Декарт утверждал, что мир имеет две субстанции: протяжение, т.е. материю (материальную субстанцию) и мышление (духовную субстанцию). Они абсолютно независимы друг от друга.
      • Плюрализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет бесконечное множество субстанций (больше двух). Плюралист Лейбниц считал, что субстанцией является монада - единичная духовная частица, не воспринимаемая органами чувств.

 

 

Понимание движения, пространства и времени в философии  и естествознании. Научная картина мира.

 

Наука и философия находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В качестве промежуточного, связующего звена философии и науки выступает научная картина мира. Научные картины мира могут быть классифицированы не только по эпохам, но и по степени общности. Так, наряду с общенаучной картиной мира выделяется еще и естественнонаучная картина мира. Она представляет собой идеальную модель природы, объединяющую общие и фундаментальные понятия и принципы естественных наук, и задающую с их помощью определенный тип видения процессов и явлений природы.

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука