Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
Теоретические положения Н.Г.Чернышевского были подвергнуты критике Юркевичем. Юркевич подчеркнул, что в работе Н.Г.Чернышевского нигде не объясняется, как материальное может превратиться в идеальное, т.е. физиологические процессы – в чувственные образы. Следует заметить, что сложности материалистической философии были обусловлены неразвитостью физиологии и психологии XIX века.
В философии Вл. Соловьева можно выделить два основных этапа. Первый - философский, когда происходило формирование базовых философских принципов его философии. Второй - социально-религиозный, когда Вл. Соловьев разрабатывал идею всемирной теократии как объединение под религиозным началом всех государств и всех христианских конфессий.
На становление и развитие философии Вл. Соловьева повлияли: философия Платона, патристика, восточная мистика, философия Канта, Гегеля, Шопенгауэра, славянофилов и др. Подобным многообразием источников его философии можно объяснить его стремление все объединить.
Еще в своей докторской диссертации Вл. Соловьев выступил с критикой позитивизма и западного рационализма. Позитивизму и рационализму он противопоставил цельное знание (объединяющее науку, философию, религию и мистику). Поэтому строить свою систему всеединства Вл. Соловьев начал с гносеологии (теории познания). Он полагает, что познание Абсолюта и мира антиномично, т.е. противоречиво; но противоречия может преодолеть вера. Таким образом, познание истины может основываться только на цельном знании, т.е. знании, которое объединяет в себе веру и разум.
Теория познания Вл. Соловьева онтологична, поскольку она апеллирует к Абсолюту. В своей онтологии Вл. Соловьев стремится к обоснованию божественного Всеединства. Можно выделить два базовых принципа: сущее - бытие (положительное ничто), сверхсущее (Бог). Бытие предполагает возникновение действительности и содержит в себе первоматерию (так философ объясняет порождение сущего и его предпосылки). От бытия идет переход к сущности. Именно из сущности Соловьев выводит возможность осуществления идеи, которая была заложена в сущем. Это – мировая душа. Мировую душу философ понимает, во-первых, как Логос – порождающее начало; и, во-вторых, как Софию, Божественную мудрость, порождаемое начало. В Софии как божественной премудрости заложены условия добра, красоты, истины и возможности возникновения человека и человечества. Основные онтологические триады в философии Вл. Соловьева:
Весь процесс возникновения мира (творческая эволюция) идет от Абсолюта через мировую душу к действительности и затем к Богочеловечеству как к цели (не под чьим руководством).
Вл. Соловьев полагает, что добро содержится в самой сущности мира, т.е. оно изначально присуще миру и воплощено в Боге-сыне (Богочеловеке), который является предпосылкой возникновения человечества. Человеческая история – это процесс восхождения от человека природного к человеку духовному, т.е. богочеловеку. Богочеловечество, по Соловьеву, представляет цель всей мировой истории.
Философия истории Соловьева – это обоснование всемирной теократии. Целью человечества является создание всемирной теократии как объединения всех государств Запада и Востока, которые уже исчерпали свой потенциал развития, поэтому им нужен «руководитель» (по Соловьеву – это Россия). Во главе всемирной теократии – всемирный монарх, его прообразом являются, по Соловьеву, русские цари. Этот монарх должен подчиняться первосвященнику, который воплощает единство трех христианских конфессий: католицизма, протестантизма и православия, где ведущая роль принадлежит православию.
Философские идеи Соловьева нашли поддержку у многих русских философов, например, у братьев Трубецких (Сергея и Евгения), отца П. Флоренского, С.Л. Франка, отца С. Булгакова и др. Концепция Соловьева стала отправной точкой для бурного развития философии в России; это стало началом процесса русского религиозно-философского ренессанса. Его характерные черты:
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) начинал как «легальный марксист», затем (после духовного кризиса, пережитого в ссылке) стал религиозным философом нетрадиционного толка.
В работе "Философия свободы" Бердяев говорит, что философия находится в кризисе, причиной которого стал уход философии от проблем бытия, онтологии, прежде всего, в утрате философией своих религиозных корней. Следовательно, выход из кризиса предполагает возвращение к религиозным истокам.
В работе "Смысл творчества" Бердяев формулирует концепцию антроподицеи («оправдания человека»), аналогичную средневековой теодицее (оправдания Бога). Исходное положение: творение мира – это незавершенный процесс. Человек творит культуру, - таким образом, участвуя в творчестве, он становится сотворцом Бога. Поэтому человек получает оправдание в творчестве и через творчество. Творчество Бердяев понимает как процесс обнаружения смыслов, но эти смыслы не даны явно – их следует усиленно создавать. Создавая что-то новое, человек становится творцом, и через творчество обретает свою свободу, преодолевая зло.
Отец П. Флоренский (1882-1937/43?). В его философии выделяются следующие принципы:
Космисты одними из первых обратили внимание на кризис цивилизации и его мировоззренческих оснований. Причина кризиса они видели в «отпадении» человека от своих космических корней: человек потерял связь с Космосом, с природой. Мировоззренческие основания выхода из кризиса космисты видели в осознании своего единства со Вселенной и единства вселенной («живого и неживого вещества», по В.И. Вернадскому). Только тогда может быть восстановлена гармония между природой и человеком (например, в ноосфере – сфере разума, как считал Вернадский).
Основные течения русского космизма:
Общий принцип, объединяющий все течения русского космизма – антропокосмизм. Этот принцип строится на основе попытки синтезировать космологизм античного мышления и антропоцентризм ренессансного, придав им современный смысл, и рассмотреть человека как неотъемлемую часть космоса.
Понятие бытия, его основные формы.
Проблема субстанции.
Учение о бытии вообще – онтология, которая пытается дать ответы на вопросы: Что есть бытие или небытие? Что есть мир, как он возник и возник ли? Что лежит в основе его возникновения? Существуют ли в нем законы? и т.д.
Онтологию интересуют вопросы предельных основания бытия. Можно сказать, что ответы на вышеприведенные вопросы являются основой для ответа на многие философские проблемы (например, о корнях морали, смысле жизни и т.п.). Ответ дается либо явно, или подразумевается.
Философия как наука и начинается с проблем онтологии. Каждая эпоха пытается дать ответ на вопрос – «что есть бытие»? Понятие «бытие» было введено в философию античным мыслителем Парменидом (V век до н.э.). Парменид видел в бытии абсолютную единую первооснову всего сущего, отрицая многообразие мира как видимое. Далее философия пошла по пути признания многообразия форм бытия.
Бытие – это
философская категория для
В начале XX века немецкий философ Н. Гартман предложил выделить следующие виды бытия: неорганическое, органическое, душевное, духовное. Каждый из этих уровней характеризовался своими свойствами, которые были не обязательны для других уровней. Например, душевный и духовный уровни не характеризуются пространственными отношениями. Временная же характеристика здесь присутствует.
Выделяются следующие виды (типы) бытия:
Субстанция в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Спиноза. Он определил ее как причину самой себя и всего остального, не имеющую причин вне себя.
Понимание движения, пространства и времени в философии и естествознании. Научная картина мира.
Наука и философия находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В качестве промежуточного, связующего звена философии и науки выступает научная картина мира. Научные картины мира могут быть классифицированы не только по эпохам, но и по степени общности. Так, наряду с общенаучной картиной мира выделяется еще и естественнонаучная картина мира. Она представляет собой идеальную модель природы, объединяющую общие и фундаментальные понятия и принципы естественных наук, и задающую с их помощью определенный тип видения процессов и явлений природы.