Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Конвенционализм – утверждает, что положения науки представляют собой договоренности ученых между собой, т.е. конвенции. Данная концепция возникла в рамках второго позитивизма (эмпириокритицизма) как реакция на научную революцию конца XIX-начала XX веков. ЕЕ основные положения были сформулированы А. Пуанкаре.

Прагматическая концепция  истины сформировалась в теориях англо-американского прагматизма Джеймса и Дьюи. Истина здесь понимается как работоспособное знание, которое помогает достичь нового знания и помогает в повседневной жизни. В рамках этой концепции критериями истины являются: полезность, работоспособность, практическая применяемость.

Деятельностная теория истины. Иногда ее называют диалектико-деятельностной (она получила развитие в марксизме). Истина понимается как объективное знание, соответствующее положению вещей и подтверждаемое на практике. В рамках этой концепции познание рассматривается как деятельность, обусловленная социально-исторически, т.е. знание понимается как изменяющееся, развивающееся в зависимости от развития общества. В связи с чем в этой концепции сформировалось положение о конкретности истины.

Понятия, выделяемые в рамках деятельностной концепции истины:

      1. Объективная истина – это такие истинные знания, которые не зависят от воли и желания человека и человечества.
      2. Относительная истина – это такие истинные знания, которые со временем могут быть дополнены и уточнены. Пример: классическая механика Ньютона в настоящее время понимается как частный случай механики Эйнштейна.
      3. Абсолютная истина – это такие истинные знания, которые всестороннее и полно отражают исследуемый объект, и со временем не  изменятся.

Критерии истинного знания

Как проверить истинность знания? Выделяют следующие критерии истинности:

  1. Практические критерии: практика является и абсолютным и относительным критерием истины, так как практика изменяется и в соответствии с этим изменяется и знание.
  2. Формально-логические критерии: здесь истинным считается знание непротиворечивое, логически последовательное, имеющее четкие логические связи, представленное в положениях, логически вытекающих одно из другого.
  3. Эстетические критерии: можно говорить о красоте знания как о критерии его истинности. Так, А. Пуанкаре считал, что критерием истинности доказательства теоремы является его красота.

 

 

Научное познание и его  специфика.

Эмпирический  и теоретический уровни познания.

 

Как правило, говорят о следующих  видах познания: обыденном, научном, художественном, философском, религиозном и т.п. Научное познание выделилось из рамок философского познания около XVI-XVII вв.

Специфика научного познания:

  1. Научное познание имеет особые цели познания. Если обыденное познание связано с практикой, то научное познание ориентировано на достижение объективной истины.
  2. Научное познание характеризуется нацеленностью на высшую научную ценность, т.е. на объективную истину. Эта нацеленность выражается через систему научных требований, норм и идеалов научности. Они включают в себя:
    • определенные правила организации знания;
    • стремление познать сущностные характеристики объекта;
    • ориентацию на непрерывное получение нового знания;
    • требования дискуссионности, конкурентности в развитии науки;
  3. Научное знание не имеет прямой связи с практическими потребностями человека.
  4. Научное познание имеет свой особый объект познания: если объект познания обыденного познания дан в повседневности, то объект научного познания сам является результатом научной деятельности.
  5. Научное познание имеет свой особый язык, оно в отличие от обыденного познания всегда использует собственный язык для описания, объяснения и предсказания в науке.
  6. Научное познание строится на основе сложного понятийного аппарата.
  7. В научном познании используются специфические орудия исследований.
  8. Научное познание строится на осознанном и систематическом использовании методологии.
  9. Научное познание всегда систематизировано, обоснованно и доказательно.
  10. Научное познание должно быть проверяемо.

Уровни научного познания. В структуре научного познания в настоящее время выделяют три уровня:

  1. Эмпирический (опытный) уровень научного познания. Он направлен на исследование явлений и поверхностных связей между ними. Отвечает на вопрос «Что?». На этом уровне перед исследователем стоит задача обнаружения, описания, классификации и обобщения явлений. Результат познания на данном уровне являются научные факты и эмпирические закономерности.

Методы, используемые на эмпирическом уровне научного познания: наблюдение, измерение, сравнение,  эксперимент, моделирование.

 

  1. Теоретический уровень научного познания направлен на изучение сущностных связей. Он непосредственно связан с объяснением обнаруженных связей и отношений. Отвечает на вопрос: «почему?». Результатом исследований на теоретическом уровне является знание, выступающее в виде научных понятий, принципов, законов, гипотез и теорий.

Методы познания, используемые на теоретическом уровне научного познания: абстрагирование, идеализация, формализация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, исторический и логический, системный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

  1. Метатеоретический (предпосылочный) уровень научного познания. Для его обозначения американский философ и историк науки Т. Кун предложил понятие «парадигма». Парадигма (от греческого «образец») представляет собой совокупность фундаментальных понятий и методов, с помощью которых исследуется изучаемая реальность, и которые считаются научными, стандартными и эталонными в рамках научного сообщества.

Этот уровень научного познания представляет собой синтез философского и специального научного знания и является матрицей понимания и объяснения исследуемых объектов, мира в целом. Пример: научная картина мира.

 

Формы научного познания представляют собой одновременно и способы фиксации научного знания и определенные этапы в познавательной деятельности. Основными формами научного познания являются: научная проблема, факт, гипотеза, теория.

1. Научная проблема – это теоретическая или практическая задача, требующая для своего решения нового знания. Она указывает на противоречие в знании или его отсутствие. После постановки научной проблемы переходят к накоплению научной информации, научных фактов.

2. Научный факт представляет собой результат констатации какого-либо явления или процесса, наблюдаемого нами неоднократно и признанного научным сообществом. Научные факты относятся к эмпирическому уровню познания.

В философии науки  можно выделить два подхода к научным фактам:

    • Фактуализм, представители которого рассматривают факты как сами события или явления, не зависящие от научной теории;
    • Теоретизм, представители которого утверждают, что каждый факт лежит в рамках какой-либо теории и может быть обнаружен лишь с позиций данной теории. Например, в теории Т.Куна обнаружение фактов зависит от господствующей парадигмы и, соответственно, научной теории.

Следует подчеркнуть, что в научном факте тесно связано объективное, поскольку он детерминирован действительностью и субъективное, т.е. то, что привносится самим исследователем, работающим в рамках определенной научной традиции. Научные факты тесно связаны с мировоззренческими установками исследователя и зависят от языка, при помощи которого он описывает наблюдаемые явления.

 

3. Научная гипотеза представляет собой предположение о свойствах, причинах, структуре и связях изучаемых объектов. Она не истинна и не ложна, поскольку является вероятностным положением, выдвигаемым ученым, как для решения проблемы, так и для объяснения фактов. Гипотеза опирается на наблюдение и эксперимент. В гипотезе, прежде всего, ценится ее простота, это означает, что положений, из которых состоит гипотеза должно быть как можно меньше, а   фактов, которые она объясняет должно быть как можно больше. Как правило, в науке конкурируют несколько гипотез. Общепринятой теорией становится та, которая принимается научным сообществом.

В философии науки  выдвигаются следующие требования к научной гипотезе:

  • Научная гипотеза не должна противоречить общепринятым теориям и принципам;
  • Научная гипотеза должна объяснять известные факты и предсказывать новые;
  • Научная гипотеза должна быть содержательной, т.е. она должна состоять из максимума объяснений и минимума допущений;
  • Научная гипотеза должна быть системной;
  • проверяемость

4. Научная теория – это система положений, в которой объясняется сущность, сущностные свойства и закономерности исследуемого объекта. Теория – это целостное идеальное воспроизведение исследуемого объекта.

В структуре научной теории выделяют следующие компоненты:

- исходная эмпирическая основа (эмпирический базис) - это совокупность научных фактов и эмпирических закономерностей;

- исходная теоретическая основа (теоретический базис) – это основные научные понятия и законы;

- правила соответствия, позволяющие соотносить эмпирический и теоретический базисы теории;

- логика построения теории - это совокупность формул, правил, составляющих формально-логическую структуру теории;

- совокупность следствий, выводимых из теории.

Научные теории бывают различных  типов. Тип научной теории зависит  от способа ее построения. Как правило, выделяют следующие типы научных  теорий:

  1. эмпирическая (описательная, феноменологическая) теория распространена, прежде всего, в гуманитарных науках, в биологии, медицине, истории. В теориях этого типа идеальный (теоретический) объект воспроизводится через описание и объяснение исследуемого объекта на научном языке.
  2. гипотетико-дедуктивная теория, для нее характерно единство базисного эмпирического знания, гипотез и выводного знания. Она распространена, прежде всего, в естествознании. Она строится следующим способом: выдвигается гипотеза, из которой дедуктивным путем выводятся теоретические следствия.
  3. аксиоматико-дедуктивная теория, для нее характерно то, что исходная база может не включать в себя обращение к опыту, но она включает в себя аксиомы (принципы, постулаты). Самый известный пример теории данного типа – это геометрия Евклида. Она распространена в математических науках. Она строится следующим способом: принимается аксиома, из нее дедуктивным путем выводятся теоретические следствия.
  4. формализованная теория. Для нее характерно то, что она не описывает конкретные объекты и строится при помощи формальных положений при абстрагировании от содержания.

 

 

 

Вопрос 18. Методы научного познания

 

Метод (буквально в переводе с греческого языка - «путь») – способ познания, применяемый для достижения истинного знания. Методология – специально разработанная система методов для решения конкретной задачи.

Для понимания метода важно обратить внимание, что метод детерминирован (определен), как объектом исследования, так и научной теорией. Зачастую научные теории выступают методами исследования, например, общая теория систем и системный подход.

Методы могут быть классифицированы:

Во-первых, по стадиям научного исследования. Так выделяют такие методы, как:

  • Методы постановки проблемы;
  • Методы сбора информации;
  • Методы  ее обработки;
  • Методы  выдвижения гипотез;
  • Методы построения научной теории.

Во-вторых, по степени общности. Так выделяют такие методы, как:

    • Общефилософские, т.е. диалектический и метафизический подходы;
    • Общенаучные, т.е. применяемые в большинстве наук, к ним относятся индукция и дедукция, анализ и синтез, наблюдение и т.п.;
    • Специально научные, т.е. применяемые в отдельных науках. Например, аэрофотосъемка, спектральный анализ и т.п.

В-третьих, по уровням научного познания. Здесь выделяют методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.

К методам эмпирического уровня научного познания относят такие методы, как наблюдение, описание, измерение, сравнение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой целенаправленное организованное восприятие исследуемого объекта в заранее заданных контролируемых условиях. Наблюдение всегда обусловлено задачей исследования, его результаты обобщаются при помощи органов чувств и приборов. Недостатком наблюдения является пассивность данного метода: наблюдая, мы не можем вмешиваться в процесс исследования.

Описание представляет собой фиксацию результатов наблюдения при помощи специального языка, используемого в данной науке.

Измерение – выявление количественных параметров наблюдаемых объектов, путем определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством.

Сравнение – это метод, представляющий собой сопоставление, соизмерение количественных параметров различных объектов измерения.

Эксперимент – активный метод – предполагает активное вмешательство в объект в условиях заранее заданных и контролируемых. Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Это плюс. Бывает и виртуальный эксперимент (ЭВМ). Типы эксперимента – поисковый, проверочный, воспроизводящий, прогнозируемый, качественный, количественный, мысленный. Стадии эксперимента: планирование, выбор технических средств, проведение, интерпретация результатов.

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука