Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
Конвенционализм – утверждает, что положения науки представляют собой договоренности ученых между собой, т.е. конвенции. Данная концепция возникла в рамках второго позитивизма (эмпириокритицизма) как реакция на научную революцию конца XIX-начала XX веков. ЕЕ основные положения были сформулированы А. Пуанкаре.
Прагматическая концепция истины сформировалась в теориях англо-американского прагматизма Джеймса и Дьюи. Истина здесь понимается как работоспособное знание, которое помогает достичь нового знания и помогает в повседневной жизни. В рамках этой концепции критериями истины являются: полезность, работоспособность, практическая применяемость.
Деятельностная теория истины. Иногда ее называют диалектико-деятельностной (она получила развитие в марксизме). Истина понимается как объективное знание, соответствующее положению вещей и подтверждаемое на практике. В рамках этой концепции познание рассматривается как деятельность, обусловленная социально-исторически, т.е. знание понимается как изменяющееся, развивающееся в зависимости от развития общества. В связи с чем в этой концепции сформировалось положение о конкретности истины.
Как проверить истинность знания? Выделяют следующие критерии истинности:
Научное познание и его специфика.
Эмпирический и теоретический уровни познания.
Как правило, говорят о следующих видах познания: обыденном, научном, художественном, философском, религиозном и т.п. Научное познание выделилось из рамок философского познания около XVI-XVII вв.
Специфика научного познания:
Методы, используемые на эмпирическом уровне научного познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.
Методы познания, используемые на теоретическом уровне научного познания: абстрагирование, идеализация, формализация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, исторический и логический, системный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Этот уровень научного познания представляет собой синтез философского и специального научного знания и является матрицей понимания и объяснения исследуемых объектов, мира в целом. Пример: научная картина мира.
Формы научного познания представляют собой одновременно и способы фиксации научного знания и определенные этапы в познавательной деятельности. Основными формами научного познания являются: научная проблема, факт, гипотеза, теория.
1. Научная проблема – это теоретическая или практическая задача, требующая для своего решения нового знания. Она указывает на противоречие в знании или его отсутствие. После постановки научной проблемы переходят к накоплению научной информации, научных фактов.
2. Научный факт представляет собой результат констатации какого-либо явления или процесса, наблюдаемого нами неоднократно и признанного научным сообществом. Научные факты относятся к эмпирическому уровню познания.
В философии науки можно выделить два подхода к научным фактам:
Следует подчеркнуть, что в научном факте тесно связано объективное, поскольку он детерминирован действительностью и субъективное, т.е. то, что привносится самим исследователем, работающим в рамках определенной научной традиции. Научные факты тесно связаны с мировоззренческими установками исследователя и зависят от языка, при помощи которого он описывает наблюдаемые явления.
3. Научная гипотеза представляет собой предположение о свойствах, причинах, структуре и связях изучаемых объектов. Она не истинна и не ложна, поскольку является вероятностным положением, выдвигаемым ученым, как для решения проблемы, так и для объяснения фактов. Гипотеза опирается на наблюдение и эксперимент. В гипотезе, прежде всего, ценится ее простота, это означает, что положений, из которых состоит гипотеза должно быть как можно меньше, а фактов, которые она объясняет должно быть как можно больше. Как правило, в науке конкурируют несколько гипотез. Общепринятой теорией становится та, которая принимается научным сообществом.
В философии науки выдвигаются следующие требования к научной гипотезе:
4. Научная теория – это система положений, в которой объясняется сущность, сущностные свойства и закономерности исследуемого объекта. Теория – это целостное идеальное воспроизведение исследуемого объекта.
В структуре научной теории выделяют следующие компоненты:
- исходная эмпирическая основа (эмпирический базис) - это совокупность научных фактов и эмпирических закономерностей;
- исходная теоретическая основа (теоретический базис) – это основные научные понятия и законы;
- правила соответствия, позволяющие соотносить эмпирический и теоретический базисы теории;
- логика построения теории - это совокупность формул, правил, составляющих формально-логическую структуру теории;
- совокупность следствий, выводимых из теории.
Научные теории бывают различных типов. Тип научной теории зависит от способа ее построения. Как правило, выделяют следующие типы научных теорий:
Вопрос 18. Методы научного познания
Метод (буквально в переводе с греческого языка - «путь») – способ познания, применяемый для достижения истинного знания. Методология – специально разработанная система методов для решения конкретной задачи.
Для понимания метода важно обратить внимание, что метод детерминирован (определен), как объектом исследования, так и научной теорией. Зачастую научные теории выступают методами исследования, например, общая теория систем и системный подход.
Методы могут быть классифицированы:
Во-первых, по стадиям научного исследования. Так выделяют такие методы, как:
Во-вторых, по степени общности. Так выделяют такие методы, как:
В-третьих, по уровням научного познания. Здесь выделяют методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.
Наблюдение представляет собой целенаправленное организованное восприятие исследуемого объекта в заранее заданных контролируемых условиях. Наблюдение всегда обусловлено задачей исследования, его результаты обобщаются при помощи органов чувств и приборов. Недостатком наблюдения является пассивность данного метода: наблюдая, мы не можем вмешиваться в процесс исследования.
Описание представляет собой фиксацию результатов наблюдения при помощи специального языка, используемого в данной науке.
Измерение – выявление количественных параметров наблюдаемых объектов, путем определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством.
Сравнение – это метод, представляющий собой сопоставление, соизмерение количественных параметров различных объектов измерения.
Эксперимент – активный метод – предполагает активное вмешательство в объект в условиях заранее заданных и контролируемых. Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Это плюс. Бывает и виртуальный эксперимент (ЭВМ). Типы эксперимента – поисковый, проверочный, воспроизводящий, прогнозируемый, качественный, количественный, мысленный. Стадии эксперимента: планирование, выбор технических средств, проведение, интерпретация результатов.