Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
Номотетическая методологическая модель общества стала формироваться с эпохи ренессанса; самое яркое воплощение она нашла в немецкой классической философии и марксизме. Она предполагает, что обществу и истории присущи всеобщие законы. Задача историка (и философа) - обнаружить эти законы и на их основе объяснить развитие общества и истории.
Идеографическая методологическая модель общества. В рамках данной модели отрицается наличие законов в обществе и истории. Утверждает, что следует только описывать, а не объяснять общественно исторические процессы. Важнейшим фактором описания должен стать метод понимания. (Риккерт 1863-1936, Виндельбанд 1848-1915). В конце XIX – начале XX вв. Вильгельм Дильтей дал определение понимания как отношения к ценности: понять, значит выявить смысл, основную ценность.
Выделим основные моменты в понимании специфики социального познания:
Специфика социального познания также определяется спецификой общественных (исторических) законов. Законы природы стихийны, в природе нет осознанных процессов. А общество, в отличие от природы эмоционально и рационально, поскольку в нем действуют люди, наделенные разумом и волей. Законы истории (общественные законы) проявляются через сознательную деятельность людей, и сознательная деятельность людей оказывает на них влияние. Эти законы не действуют жестко и однозначно, а проявляются как тенденции. Действие законов в истории зависит от конкретных исторических масштабов (сравним, генезис капитализма в XVI и XVII веках в анализе М. Вебера и К.Маркса).
В понимании исторических законов можно выделить три подхода: 1. фатализм - абсолютизация жесткости и однозначности действия исторических законов и отрицание влияния человеческой деятельности на исторический процесс; 2. волюнтаризм – абсолютизация роли волевой, сознательной деятельности человека в истории; 3. понимание исторических законов как законов, проявляющихся через сознательную деятельность людей.
II. Теоретические модели общества. Основные подходы к философскому анализу общества.
Построение данных моделей зависит от ответов мыслителей на следующие вопросы:
В понимании общества в истории философии сложились следующие подходы (виды теоретических моделей).
Например, представитель данного подхода Августин Блаженный рассматривал историю как движение от града земного - эгоистического общества (каждый любит себя, преследует корыстные цели, в обществе разлад, злоба) к граду небесному – обществу с высоко моральными людьми (любят Бога, стремятся к спасению души). Основной фактор движения истории – борьба добра и зла, где ведущую роль играет человек, который обладая свободной волей, выбирает либо добро, либо зло.
Например, представитель данного подхода Владимир Соловьев рассматривал историю как движение от человека природного к богочеловеку (идеал последнего он видел в Иисусе Христе).
В рамках данного подхода сформировались следующие концепции:
Географический детерминизм – его сторонники признают, что климат и географические факторы определяют специфику социального и политического развития общества. Эти идеи зародились еще в античности: они были сформулированы Гиппократом, их можно найти у Платона и Аристотеля. Самую известную формулировку географического детерминизма дал в XVIII веке Шарль Монтескье: на юге жарко, люди там ленивы, экономика не развивается, в политической сфере господствует «восточный деспотизм»; на севере холодно, люди вынуждены активно действовать, чтобы добыть себе пропитание, поэтому экономика там весьма развита и существуют политические свободы. Также примерами географического детерминизма являются концепции И.И. Мечникова (влияние водного ресурса на специфику цивилизации – цивилизации речные, морские, океанические) и Л.Н. Гумилева.
Демографический детерминизм. Данная концепция характеризуется абсолютизацией демографического фактора в развитии общества. Например, согласно Мальтусу или представителям неомальтузианства, рост народонаселения влияет на общественное развитие. И поскольку он происходит в геометрической прогрессии, а рост продовольствия – только в арифметической, постольку войны оправданы и необходимы.
Современная социобиология характеризует основные идеи натурализма. Например, социобиолог Эдвард Уилсон, отрицает качественную специфику общества, говоря о том, что нравственность, религия, техника – это продолжение животных инстинктов, поэтому человек – высокоразвитое животное, а общество - популяция животных.
3. Культурно-исторический подход. Представители: Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, Освальд Шпенглер, А. Тойнби. На основе отрицания единства мировой истории эти мыслители понимали общество как подобие биологического организма, не связанное с другими такими же организмами. Они называли его «культура» или «цивилизация». Согласно представителям данного подхода, каждая культура рождается, расцветает и умирает. Сущность каждой «культуры» или «цивилизации» определяется духовной культурой (прежде всего, религиозными ценностями).
4. Социально-экономический подход (представлен в философии марксизма). Согласно представителям данного подхода в основе развития общества – материальное производство. Материальные условия жизни людей (общественное бытие) определяют политическую и духовную жизнь (общественное сознание).
5.Социально-технологический подход. Представители: Раймонд Арон, Уильям Ростоу, Дэвид Белл, Фурастье, Дж. Гэлбрейт. Согласно представителям данного подхода, основным фактором развития общества является техника, а главной движущей силой общественного развития являются те, кто владеет технологией (менеджеры - управленцы). Данная позиция наиболее ярко представлена в концепции технологического детерминизма.
Вывод: Ни в одном из подходов не представлено целостной полноценной модели общества. В каждом из подходов выделяется нечто существенное в общественном развитии: и природа, и экономика, и духовная культура влияют на развитие общества. Попытка их соединения может быть осуществлена в рамках системного подхода к обществу.
Общество как система.
Его составляющие и их взаимодействие.
В современной науке и философии особое место занимает системный подход, сформировавшийся в XIX в. Его основанием был принцип целостности, известный в античности и гласящий, что целое несводимо к сумме своих частей.
Система как целостность, понимается как совокупность определенным образом связанных между собой элементов. Способ связей элементов – структура.
Системный подход предполагает, что ни один элемент не может быть понят вне системы, в которую он входит, а система может быть понята, исследована только в совокупности своих элементов и своей структуры.
Согласно системному подходу понять закономерности динамики функционирования системы мы можем, рассматривая ее как более сложный элемент другой системы или систем, с которыми она взаимодействует: человек – общество – природа.
Чтобы рассмотреть общество как систему, необходимо рассмотреть, что такое общество.
Общество – это совокупность людей, связанных между собой отношениями в экономической, социальной, политической, духовной сферах.
В качестве основных элементов общества как системы можно выделить:
Поэтому общество можно
рассматривать как саморегулиру
Духовная сфера включает в себя такие формы духовной культуры, как:
Кроме этого важным элементом духовной сферы является общественная психология – это психологические отношения, складывающиеся между группами людей (мода, слухи и т.п.).
Общество как система взаимодействует с другой системой – природой. Для понимания законов функционирования и развития общества необходимо учитывать это взаимодействие.
В истории философии известные следующие подходы к систематизации общества:
Социальный прогресс, его критерии.
Социальный прогресс – это прогресс общества в целом (а не одной из его сфер), т.е. качественное совершенствование общества во всех сферах. В динамике общества различают три направления. 1. прогресс - направление развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. 2. Регресс – направление развития сложных систем, для которого характерен переход от высшего к низшему, от сложного к простому, от более совершенного к менее совершенному; движение назад. 3. Стагнация – застой.
Динамика общества понималась в каждую историческую эпоху по-разному.
Античность. В античности понятия прогресса не существовало, так как не было концепции линейного времени, историческое время понималось как круговорот событий, повторяющих предшествующие события.
Средние века. В средневековье появляется идея исторического линейного времени и история понимается как движение от сотворения мира к страшному суду. Но в рамках эсхатологизма в очень скрытой форме появляется идея совершенствования общества (например, Аврелий Августин писал о движении истории от града земного к граду небесному).
Эпоха Просвещения – XVIII век. Именно в эту эпоху появляется концепция исторического прогресса, прежде всего в концепциях Гердера и Кондорсе. Эти мыслители считали критерием исторического прогресса нравственность.
В XIX веке концепция социального, исторического прогресса представлена в философии Гегеля и в марксистской философии.
Например, Гегель рассматривал историю как один из этапов процесса саморазвития абсолютной идеи. По Гегелю, целью мировой истории является свобода. Поэтому критерием прогресса является прогресс в сознании свободы. Гегель выделил три основных этапа развития общества: