Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
А в марксистской философии прогресс рассматривается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей, где каждая общественно-экономическая формация зарождается в рамках предыдущей. В развитии общества наблюдается преемственность. Критерием социального прогресса в марксизме считается уровень развития производительных сил и производственных отношений.
В XX веке концепция социального прогресса развивалась в рамках концепции технологического детерминизма. В рамках данной концепции важнейшим фактором развития общества признается техника и технология, а в качестве критерия прогресса признается уровень жизни. Например, У. Ростоу в работе «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» выделил 5 ступеней развития общества, где высшим этапом является информационное общество, характеризуемое еще и как общество массового потребления. Также в рамках данной концепции представлена и система Дж. Гэлбрейта, согласно которой общество проходит три этапа развития:
Но уже в XVIII в. были мыслители, которые обращали внимание на противоречивость прогресса. Так Жан-Жак Руссо говорил, что цивилизация и прогресс принесли оковы человеку естественному, природному. В этих взглядах можно увидеть истоки экологических концепций.
В XIX-XX вв. весьма плодотворно развивались концепции циклического развития общества, отрицающие теорию прогресса. В частности, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби, отрицая взаимосвязь между цивилизациями, культурами, отрицая историческую преемственность, говорили о невозможности существования единой мировой истории, а, следовательно, и исторического прогресса.
В конце 80-х - начале 90-х годов XX в. обсуждалась концепция «Конца истории» американского социолога Френсиса Фукуямы. По его мнению, с падением коммунизма история утратила основной двигатель, - альтернативность (соревнование двух систем), т.е. история пришла к концу. Поскольку победили западные либеральные ценности, все государства в мире должны усвоить принципы западного либерализма или уйти в небытие.
В 90-е гг. XX в. ему ответил Хантингтон, который утверждал, что если нет экономического и политического противостояния систем или стран, то это не означает, что также нет культурного соревнования и соперничества, т.е. история еще не завершена.
Критерии социального прогресса
Так как общество представляет собой систему, то и критерий его развития тоже должен быть системным. Если мы посмотрим на общество как систему, то увидим, что основным его элементом являются люди. Можно говорить о человеке, о его экономической, политической, духовной свободе как о критерии прогресса.
Общество и природа как философская проблема:
история и современность.
Природа понимается как естественное, общество как сумма искусственного, и поэтому, они противопоставляются.
Общество и природа рассматриваются в философии как две взаимосвязанные и взаимодействующие системы. Основой их взаимодействия является материальная деятельность или труд. Ее развитие является основой отношения общества к природе.
Выделяют три основных этапа во взаимодействии общества и природы, причем для каждого этапа характерно свое понимание природы и отношение к ней:
Но в этот период человек еще не осознавал своего отличия от природы. Например, в античности человека рассматривали по аналогии с космосом (природой), т.е. человек понимался как микрокосм равный макрокосму. Тем не менее, уже в христианстве появляется идея об особом положении человека в царстве живого. Человек рассматривается как венец творения, способный распоряжаться и использовать для своих нужд природу (но он понимается не как хозяин, а управляющий, хозяином является Бог).
Когда стали развиваться буржуазные отношения, в XVII в. появилась идея покорения, испытания природы (от которой мы до сих пор не может избавиться). Еще в начале XX века утверждали: «Не надо ждать милости от природы, надо взять их самим». Эта идея была доминирующей в сознании общества в течение весьма длительного периода.
Духовные истоки экологического кризиса следует искать в XVI-XVII вв.? когда вместе с возникновением буржуазных отношений произошло преобразование мировоззрения, изменение нравственности, выразившееся в возникновении антропоцентризма и индивидуализм. Если в этот период возникает возможность возникновения экологического кризиса, то в эпоху научно-технической революции возникает возможность реализации экологического кризиса.
На этапе присваивающей экономики можно выделить два подэтапа:
Первый подэтап – этап, связанный с развитием сельского хозяйства - до середины XVIII века;
Второй подэтап – этап, связанный с промышленным переворотом XVIII века, который привел к развитию промышленного производства (индустрии) и к началу индустриального периода. (Тип экономики – производящая). Здесь противоречия между обществом и природой ярко выявлены. Итогом стал глобальный экологический кризис (с середины XX века):
Его опасность была осознана уже в 60-е годы XX века. В это время возникла общественная организация, которая получила название «Римский клуб». В него входили общественные деятели, ученые, журналисты. Глава клуба – итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Исследования, аналогичные исследования «Римского клуба» проводятся во всем мире до сих пор, прежде всего, алармисткими движениями (от «аларм» - тревога). Вывод, сделанный на основе исследований «Римского клуба» - запаса природных ресурсов хватит лишь до 80-х годов XX века. Но эти прогнозы не оправдались, скорее всего, в силу привлеченного «Римским клубом» внимания общества к экологическим проблемам.
Каждый из переходов от одного типа хозяйствования к другому, т.е. переустройств общества представляет собой не только экономическую реакцию на кризисное состояние, но и реакцию на экологическую обстановку.
В истории человечества
происходили следующие экологич
В настоящее время можно говорить о двух основных подходах к экологическим проблемам:
1. Экологический пессимизм. В рамках данного подхода распространены алармистские концепции (например, «Римский клуб», возникший в 1969 г., лидер - Аурелио Печчеи), утверждающие, что природа уже бесповоротно отравлена. Первый доклад «Римского клуба», назывался «Пределы роста». Его основное положение: если человечество хочет выжить, то надо остановить его рост. В дальнейшем эта точка зрения была пересмотрена «Римским клубом» и Печчеи выразил ее в своей итоговой книге «Человеческие качества»: надо менять на количество, а качество роста.
Следует заметить, что концепция «пределов роста» не состоятельна, т.к. в истории человечества уже были тупиковые ситуации, из которых оно выходило за счет экономического и мировоззренческого преобразования.
Представители экологического пессимизма считают, что человечество не способно своими силами разрешить сложившийся экологический кризис и предлагают сократить производство, заморозить развитие экономики. К ним относятся: неоруссоисты, представители концепции «нулевого роста» и т.п.
2. Технологический (экологический) оптимизм:
Среди представителей экологического оптимизма много представителей концепции технологического детерминизма. Они считают, что наука и техника позволяют разрешить все существующие проблемы (например, создание безотходных видов производства, переход к высоким технологиям). Основой этих идей является сциентизм – абсолютизация роли науки в жизни общества и техницизм - абсолютизация роли техники в жизни общества.
Одной из важнейших причин экологического кризиса является мышление человека. Поэтому в разрешении экологических проблем необходимо участие философии, так как она размышляет о путях выхода из кризиса. Философия пытается выделить основные мировоззренческие основания решения экологических проблем, т.е. ответить на вопрос «во имя чего мы пытаемся разрешить экологические проблемы»? Соответственно, выделяются следующие ценностные ориентации:
Экологический кризис можно преодолеть, т.к. существует такая возможность. Для выхода из экологического кризиса необходимо дальше совершенствовать науку и технику, пытаться достигнуть безотходного производства, малоэнергетичекого потребления и т.д. Но одного развития науки и техники мало. Экологически чистые производства экономически невыгодны. Поэтому необходимо менять не только экономику, но и политику, право, сознание общества, мировоззрение человека. Примером изменения нравственности и интеллекта является неолитическая революция. - «Выживают те, кто смог улучшить интеллект и изменить свою нравственность».
Важнейшие течения зарубежной философии ХХ века:
В зарубежной философии
ХХ века можно выделить такие базовые направления как: иррационально-
Основные идеи экзистенциализма
Предыстория
Разновидностью
Идеи С. Кьеркегора, не получившие особого распространения при его жизни, развили в начале XX века русские философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов. Близкие к ним идеи высказывали в конце XIX — начале XX века и представители так называемой «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.). Однако влиятельная разновидность экзистенциальной философии — экзистенциализм — возник в конце 20-х гг. XX столетия как реакция на I мировую войну. В 1926 году немецкий философ Мартин Хайдеггер опубликовал книгу «Бытие и время». В ней и были сформулированы основные принципы экзистенциализма. Близкую к М. Хайдеггеру позицию занял в трехтомной работе «Философия» (1932) другой немецкий философ Карл Ясперс. В начале 30-х гг. ХХ века и особенно после II мировой войны экзистенциализм распространился по Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти и др.), затем в Италии (Н. Аббаньяно), в США (У. Баррет).