Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

А в марксистской философии прогресс рассматривается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей, где каждая общественно-экономическая формация зарождается в рамках предыдущей. В развитии общества наблюдается преемственность. Критерием социального прогресса в марксизме считается уровень развития производительных сил и производственных отношений.

В XX веке концепция социального прогресса развивалась в рамках концепции технологического детерминизма. В рамках данной концепции важнейшим фактором развития общества признается техника  и технология, а в качестве критерия прогресса признается уровень жизни. Например, У. Ростоу в работе «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» выделил 5 ступеней развития общества, где высшим этапом является информационное общество, характеризуемое еще и как общество массового потребления. Также в рамках данной концепции представлена и система Дж. Гэлбрейта, согласно которой общество проходит три этапа развития:

      1. Аграрное или доиндустриальное общество - оно основано на использовании силы воды и ветра.
      2. Индустриальное общество - оно основано на использовании силы пара и электричества.
      3. Постиндустриальное общество - оно основано на использовании информационных технологий.

Но уже в XVIII в. были мыслители, которые обращали внимание на противоречивость прогресса. Так Жан-Жак Руссо говорил, что цивилизация и прогресс принесли оковы человеку естественному, природному. В этих взглядах можно увидеть истоки экологических концепций.

В XIX-XX вв. весьма плодотворно развивались концепции циклического развития общества, отрицающие теорию прогресса. В частности, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби, отрицая взаимосвязь между цивилизациями, культурами, отрицая историческую преемственность, говорили о невозможности существования единой мировой истории, а, следовательно, и исторического прогресса.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX в. обсуждалась концепция «Конца истории» американского социолога Френсиса Фукуямы. По его мнению, с падением коммунизма история утратила основной двигатель, - альтернативность (соревнование двух систем), т.е. история пришла к концу. Поскольку победили западные либеральные ценности, все государства в мире должны усвоить принципы западного либерализма или уйти в небытие.

В 90-е гг. XX в. ему ответил Хантингтон, который утверждал, что если нет экономического и политического противостояния систем или стран, то это не означает, что также нет культурного соревнования и соперничества, т.е. история еще не завершена.

 

Критерии социального  прогресса

Так как общество представляет собой систему, то и критерий его  развития тоже должен быть системным. Если мы посмотрим на общество как систему, то увидим, что основным его элементом являются люди. Можно говорить о человеке, о его экономической, политической, духовной свободе как о критерии прогресса.

 

 

 

Общество и природа  как философская проблема:

история и  современность.

 

Природа понимается как естественное, общество как сумма искусственного, и поэтому, они противопоставляются.

Общество  и природа рассматриваются в философии как две взаимосвязанные и взаимодействующие системы. Основой их взаимодействия  является материальная деятельность или труд. Ее развитие является основой отношения общества к природе.

Выделяют три основных этапа во взаимодействии общества и природы, причем для каждого этапа характерно свое понимание природы и отношение к ней:

  1. Присваивающая экономика.  На этом этапе (первобытное общество) человек берет готовое от природы, основные виды его деятельности - собирательство и охота. В этот период противоречия между обществом и природой еще четко не выявлены, а человек не выделяет себя  из природы (ему свойственно мифологическое мышление). Многие современные исследователи считают, что в основании перехода к следующему этапу лежит первый экологический кризис (истребление животных в эпоху мезолита, и как следствие этого – голод и вымирание девяти десятых человечества). В результате неолитической революции кризис был разрешен путем перехода к новым видам деятельности - к скотоводству и земледелию.
  2. Производящая экономика. Этот период характеризуется возникновением первых цивилизаций. Здесь человек уже начинает активно воздействовать на природу. Это означает, что противоречия между обществом и природой становятся очевиднее.

Но в этот период человек  еще не осознавал своего отличия от природы. Например, в античности человека рассматривали по аналогии с космосом (природой), т.е. человек понимался как микрокосм равный макрокосму. Тем не менее, уже в христианстве появляется идея об особом положении человека в царстве живого. Человек рассматривается как венец творения, способный распоряжаться и использовать для своих нужд природу (но он понимается не как хозяин, а управляющий, хозяином является Бог).

Когда стали развиваться  буржуазные отношения, в XVII в. появилась идея покорения, испытания природы (от которой мы до сих пор не может избавиться). Еще в начале XX века утверждали: «Не надо ждать милости от природы, надо взять их самим». Эта идея была доминирующей в сознании общества в течение весьма длительного периода.

Духовные истоки экологического кризиса следует искать в XVI-XVII вв.? когда вместе с возникновением буржуазных отношений произошло преобразование мировоззрения, изменение нравственности, выразившееся в возникновении антропоцентризма и индивидуализм. Если в этот период возникает возможность возникновения экологического кризиса, то в эпоху научно-технической революции возникает возможность реализации экологического кризиса.

На этапе присваивающей экономики можно выделить два подэтапа:

Первый подэтап – этап, связанный с развитием сельского хозяйства - до середины XVIII века;

Второй подэтап – этап, связанный с промышленным переворотом XVIII века, который привел к развитию промышленного производства (индустрии) и к началу индустриального периода. (Тип экономики – производящая). Здесь противоречия между обществом и природой ярко выявлены. Итогом стал глобальный экологический кризис (с середины XX века):

  • загрязнение атмосферы
  • истощение озонового слоя
  • истощение природных ресурсов

Его опасность была осознана уже в 60-е годы XX века. В это время возникла общественная организация, которая получила название «Римский клуб». В него входили общественные деятели, ученые, журналисты. Глава клуба – итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Исследования, аналогичные исследования «Римского клуба»  проводятся во всем мире до сих пор, прежде всего, алармисткими движениями (от «аларм» - тревога). Вывод, сделанный на основе исследований «Римского клуба» - запаса природных ресурсов хватит лишь до 80-х годов XX века. Но эти прогнозы не оправдались, скорее всего, в силу привлеченного «Римским клубом» внимания общества к экологическим проблемам.

  1. Постиндустриальное общество, тоже относящееся к производящей экономике, его еще называют «информационным» обществом. Оно характеризуется неоаграрным типом хозяйствования.

Каждый из переходов от одного типа хозяйствования к другому, т.е. переустройств общества представляет собой не только экономическую реакцию на кризисное состояние, но и реакцию на экологическую обстановку.

В истории человечества происходили следующие экологические кризисы:

  • «кризис консументов», связанный с тем, что охотники убивали дичь, и многие виды животных были истреблены, т.е. неограниченная добыча пропитания для людей привела к истреблению ресурсов. Выход из кризиса связан с «неолитической революцией», в результате которой был осуществлен переход к аграрному обществу, связанному с использованием возобновимых ресурсов.
  • «кризис продуцентов», связанный с тем, что все сельскохозяйственные угодья были заняты, и увеличить объем заготовок продовольствия было невозможно. Выходом явился масштабный переход к использованию минеральных ресурсов на этапе индустриализации.
  • «кризис редуцентов» (современная эпоха).

 

Оценка причин, перспектив и  поиска выхода из современного экологического кризиса.

 

В настоящее время  можно говорить о двух основных подходах к экологическим проблемам:

1. Экологический пессимизм. В рамках данного подхода распространены алармистские концепции (например, «Римский клуб», возникший в 1969 г., лидер - Аурелио Печчеи), утверждающие, что природа уже бесповоротно отравлена. Первый доклад «Римского клуба»,  назывался «Пределы роста». Его основное положение: если человечество хочет выжить, то надо остановить его рост. В дальнейшем эта точка зрения была пересмотрена «Римским клубом» и Печчеи выразил ее в своей итоговой книге «Человеческие качества»: надо менять на количество, а качество роста.

Следует заметить, что  концепция «пределов роста» не состоятельна, т.к. в истории человечества уже были тупиковые ситуации, из которых оно выходило за счет экономического и мировоззренческого преобразования.

Представители экологического пессимизма считают, что человечество не способно своими силами разрешить сложившийся экологический кризис и предлагают сократить производство, заморозить развитие экономики. К ним относятся: неоруссоисты, представители концепции «нулевого роста» и т.п.

 

2. Технологический (экологический) оптимизм:

Среди представителей экологического оптимизма  много представителей концепции технологического детерминизма. Они считают, что наука и техника позволяют разрешить все существующие проблемы (например, создание безотходных видов производства, переход к высоким технологиям). Основой этих идей является сциентизм – абсолютизация роли науки в жизни общества и техницизм - абсолютизация роли техники в жизни общества.

 

Одной из важнейших причин экологического кризиса является мышление человека. Поэтому в разрешении экологических проблем необходимо участие философии, так как она размышляет о путях выхода из кризиса. Философия пытается выделить основные мировоззренческие основания решения экологических проблем, т.е. ответить на вопрос «во имя чего мы пытаемся разрешить экологические проблемы»? Соответственно, выделяются следующие ценностные ориентации:

  1. Натурализм - его сторонники считают, что мы должны сохранить природу во имя природы.
  2. Гуманизм - его сторонники считают, что мы должны сохранить природу во имя человека.
  3. Антропокосмизм – его сторонники считают, что необходимы гармонизация и гуманизация отношений общества и природы. Так, например, представитель космизма В.И. Вернадский утверждал, что от человека требуется осознание своего единства с вселенной и единства вселенной (живого и неживого вещества) – тогда может возникнуть гармония между природой, человеком и обществом. Эта гармония является важнейшей характерной чертой ноосферы – сферы разума, возникшей в результате эволюции биосферы через такой этап как техносфера.  В рамках антропокосмизма произошел радикальный переворот мышления, связанный с признанием ценности и себя, и природы.

Экологический кризис можно  преодолеть, т.к. существует такая возможность. Для выхода из экологического кризиса необходимо дальше совершенствовать науку и технику, пытаться достигнуть безотходного производства, малоэнергетичекого потребления и т.д. Но одного развития науки и техники мало. Экологически чистые производства экономически невыгодны. Поэтому необходимо менять не только экономику, но и политику, право, сознание общества,  мировоззрение человека. Примером изменения нравственности и интеллекта является неолитическая революция. - «Выживают те, кто смог улучшить интеллект и изменить свою нравственность».

 

 

 

Важнейшие течения зарубежной философии ХХ века:

 

В зарубежной философии  ХХ века можно выделить такие базовые направления как: иррационально-антропологическое (экзистенциализм, философская антропология, фрейдизм (психоаналитическая философия),  и др.), рационально-сциентистское (позитивизм, структурный анализ и др.) и религиозное.

 

Основные идеи экзистенциализма

Предыстория

Разновидностью иррационалистической философии является экзистенциализм. Основные идеи этого учения, относящегося к иррационально-антропологическому направлению в западной философии, были сформулированы в середине XIX века датским теологом и философом Сереном Кьеркегором. Его философия явилась реакцией на рационализм классической немецкой философии Гегеля. С. Кьеркегор утверждал, что в гегелевской философии проигнорирован человек, его духовный мир. В то время как философия должна обратить свое внимание на человека, его положение в мире, его внутренние переживания. По Кьеркегору, человек заброшен в этот мир, одинок в нем, испытывает страх и трепет. Это страх перед смертью. Преодолеть страх и трепет можно лишь обратившись к Богу, обнаружив свою экзистенцию (от лат. экзистенция — существование). Отсюда происходит и название этой философии — экзистенциализм.

Идеи С. Кьеркегора, не получившие особого распространения при его жизни, развили в начале XX века русские философы Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов. Близкие к ним идеи высказывали в конце XIX — начале XX века и представители так называемой «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер и др.). Однако влиятельная разновидность экзистенциальной философии — экзистенциализм — возник в конце 20-х гг. XX столетия как реакция на I мировую войну. В 1926 году немецкий философ Мартин Хайдеггер опубликовал книгу «Бытие и время». В ней и были сформулированы основные принципы экзистенциализма. Близкую к М. Хайдеггеру позицию занял в трехтомной работе «Философия» (1932) другой немецкий философ Карл Ясперс. В начале 30-х гг. ХХ века и особенно после II мировой войны экзистенциализм распространился по Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти и др.), затем в Италии (Н. Аббаньяно), в США (У. Баррет).

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука