Виды экспериментов:
- Физические (реальные)
- Мысленные
- Моделирование – этот метод используется и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания. Он предполагает использование в исследовании моделей, заменяющих объект, который либо по причине слишком малой либо слишком большой величины (или по другим причинам) не может быть исследован непосредственно. С конца XIX-начала XX века в науке особое место занимает знаковое (математическое) моделирование.
Методы теоретического уровня познания
Цель исследования на данном уровне: построить целостную теорию.
Методы:
- Абстрагирование – этот метод предполагает выделение существенного при отвлечении от несущественного, от поверхностного. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией.
- Идеализация – вид абстрагирования, при котором мы мысленно создаем идеализированный объект как совокупность существенных свойств объекта (но этот объект не имеет прямого аналога в реальности). Например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «точка» и т.п.
- Формализация – создание систем и формул, описывающих исследуемый объект.
- Математическое моделирование.
- Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это двойной метод, который предполагает сначала движение от чувственно конкретного к абстрактному, а затем движение к конкретному, т.е. насыщение абстрактной схемы конкретными деталями (чертами). Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется» превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, то есть от абстрактного в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, - но уже в мышлении.
- Метод единства логического и исторического. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
- Гипотетико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где сначала выдвигается гипотеза, а из нее дедуктивным путем – основные положения теории.
- Аксиоматико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где из аксиомы дедуктивным путем выводятся основные положения теории.
- Дедукция (умозаключение от общего к частному) и индукция (умозаключение от частного к общему).
- Анализ (мысленное разъединение объекта на составные части) и синтез (мысленное соединение объекта в единое целое, выводы).
Культура как предмет
философского анализа.
Функции культуры.
Понятие «культура» происходит
от латинского слова «culturas», что переводится
как возделывание, обработка. Этим понятием
в Древнем Риме обозначали земли, которые
испытали на себе воздействие человеческой
деятельности. Уже в этом определении
можно вывить два аспекта современного
понимания культуры: 1. культура – это то, что
связано с деятельностью человека;
2. Культура – это то, что
противоположно природе. Не случайно о
культуре часто говорят как о «второй
природе».
В I в. до н.э. Цицерон распространил понятие
культуры на понимание человека; он понимал
человека культурного как человека воспитанного,
т.е. «обработанного». В качестве культуры
ума он трактовал философию.
В XVII в. немецкий историк Пуффендорф дал
определение культуры, ставшее классическим: культура - это все то, что
создано человечеством.
В XVIII в., когда возникла философия (теория)
культуры, сформировались две важнейшие
концепции культуры:
- «Антропологическая» концепция Канта. И. Кант понимал культуру как человеческую духовность, как все то, что формирует духовную сущность человека. Это мораль, религия, искусство и т.п.
- «Технологическая» концепция «ученика Канта» Гердера. В ней культура понималась как результат деятельности человека, прежде всего, как техника и технология.
В конце XIX – начале XX вв. Освальд Шпенглер назвал
культуру в трактовке Канта культурой, а культуру
в трактовке Гердера - цивилизацией. Он противопоставил
их (противопоставил духовную и материальную
культуру), сделав вывод: чем больше цивилизации, тем меньше
культуры. Так сформировалась цивилизационная концепция
культуры и в теории культуры была
поставлена проблема соотношения культуры
и цивилизации.
Идеи Шпенглера и
влияние позитивизма (философия должна быть только наукой,
а не мировоззрением) привели к тому, что
теория культуры длительное время находилась
в кризисе. Этот кризис стал преодолеваться
в рамках целостного антропологического
подхода в культуре, где в культуре было
выделено, прежде всего, ее ценностное начало. Представителями
аксиологической концепции культуры являются: Клод Леви-Стросс, Богдан Малиновский.
В настоящее время
существует два основных взаимодополняющих
определения культуры:
- Культура – это все то, что создано человечеством и передается от поколения к поколению (и сама человеческая деятельность и ее результаты).
- Культура – это совокупность (система) ценностей: материальных, духовных, художественных, передаваемая по традиции от поколения к поколению.
В структуре культуры можно выделить формы культуры как сферы
человеческой деятельности – наука, искусство,
религия, политика, право, экономика.
В структуре культуры можно выделить элементы культуры (классификация
по потребностям и ценностям):
- Материальная культура – система материальных ценностей. Она включает в себя:
- Физическую культуру, гигиену, декоративную косметика и т.п. – все то, что формирует внешний облик и тело человека.
- Предметы быта, техника и технология.
- Материальные отношения между людьми, оформленные в социальных институтах (например, в религии социальным институтом выступает церковь; в политике - государство).
- Формы повседневности (еда, одежда).
- Духовная культура – система духовных ценностей. Она включает в себя:
- Систему знаний, которая накапливается человечеством и передается от поколения к поколению.
- Ценности, нормы и правила, регулирующие человеческое поведение.
- Межличностные отношения.
- Художественная культура, в основе выделения которой лежат эстетические потребности человека. Находится на стыке материальной и духовной культуры. Она включает в себя:
- Искусство
- Музыку
- Литературу
В теории культуры принято
выделять следующие функции культуры (характеризующие роль культуры в обществе):
- Познавательная функция – культура является способом освоения и, соответственно, познания человеком мира.
- Информационная функция или функция «социальной памяти». Культура человечества как память человека хранит традиции, ценности и знания.
- Ценностно-ориентационная функция. В каждой культуре существуют доминирующие ценности, регулирующие поведение человека; (например, в средневековье доминировал аскетизм).
- Коммуникативная функция. Культуру можно рассмотреть как систему знаков, как систему языков, способствующую общению.
- Экзистенциальная функция. Только в культуре человек становится человеком, культура поддерживает человеческое в человеке, культура – то, что создается человеком и создает человека.
Когда мы говорим о динамике культуры, то мы выделяет внешние и внутренние
факторы ее динамики. К внешним факторам динамики
культуры является влияние общества. К внутренним
факторам динамики культуры относится
диалектика традиций и новаций.
Традиции – это способ фиксации и трансляции
ценностей от поколения к поколению. Новация – это создание
новых ценностей в результате творческой
деятельности человека. Любая культура
является диалектическим единством традиций и новаций.
По соотношению традиций и новаций
выделяют следующие типы культуры:
- Закрытый тип культуры – в нем преобладают традиции, поэтому его называют еще традиционным типом культуры и отождествляют с Востоком.
- Открытый тип культуры – в нем преобладают новации, поэтому его называют еще новационным типом культуры и отождествляют с Западом. Этот тип культуры постепенно формируется начиная с VIII в. до н.э. в античноq Греции, коренной поворот в развитии этого типа культуры начинается с эпохи Ренессанса, когда оформляются такие культурные ценности, как рационализм, активность в том числе и деловая активность, индивидуализм.
Проблема человека как
центральная в философии
Философская
антропология – раздел философии, в котором
исследуется человек. К основным проблемам
философской антропологии относятся:
- Проблема сущности человека: что такое человек, что человека делает человеком.
- Проблема происхождения человека (антропосоциогенез).
- Проблема соотношения в человеке биологического (природного), духовного и социального; современная формулировка – соотношение природного, социально-культурного и духовного.
- Проблема смысла жизни человека, его предназначения в этом мире.
Указанные проблемы по-разному решались
в истории философии. Можно выделить следующие
подходы к пониманию человека.
- Рационально-этический подход. Этот подход формировался со времен античной философии и характерен, прежде всего, для Сократа. Сократ, рассматривая человека как единство души и тела, полагал, что сущность человека определяется душой. Душу он отождествлял с разумом, который ответственен за нравственное поведение человека, за добродетель.
Представителями данного
подхода являются (кроме Сократа) Платон, Аристотель, Декарт,
Лейбниц, Кант и Гегель. Основные положения,
характерные для рационально-этического
подхода к человеку. Сущность человека, определяется
разумом; человек может создавать моральные
нормы и ведет себя по законам долга (как
считал Кант). Предназначение
человека в совершенствовании себя и окружающего
мира.
- Теологический подход. В рамках данного подхода человек понимается как творение Бога. Утверждается, что человек - создан по образу и подобию Бога, он имеет божественную душу и грешное тело. Сущность человека определяется душою, а по своей природе человек дуален. Но некоторые мыслители (например, представитель патристики Ориген) предлагают тройственную схему: человек – это единство тела, души и духа, причем душа должна управлять телом, а дух - душой. В рамках данного подхода человек понимается как духовное существо, предназначение которого заключается в спасении, т.е. очищении от грехов и спасении души. Поскольку человек – это телесное существо, постольку он греховен, исходя из библейской традиции, можно говорить о первородном грехе, который понимается, прежде всего, не как сексуальный грех, а как стремление к познанию и гордыня (отведав запретный плод, первые люди захотели сравняться с Богом). Человек обрел знание, но потерял бессмертие.
В XVIII-XIX веках начинают появляться
новые аспекты в религиозной антропологии,
связанные с новыми данными биологии,
естествознания (теория эволюции). Было
предложено читать Библию не буквально,
не дословно, а символически (речь идет
о прочтении хронологии и т.п.).
Представителями теологического подхода в философии
XX века были такие философы, как: Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955
гг.). Выдающийся палеоантрополог и палеонтолог
и в то же время теолог (католического
направления) попытался рассмотреть проблему
возникновения человека через связь любви
к Богу и развитие. Он полагал, что человек
является закономерным этапом, звеном
в процессе эволюции, который
проходит через гео-, био-, психо- и неогенез. Шардену принадлежит идея,
что первый человек – не конкретный Адам,
а группа людей, и юность у них длилась
несколько тысячелетий.
3) Натуралистический подход. Хотя данный подход начал формироваться
еще в античности, довольно влиятельным
он становится с середины XVIII в., что
связано с распространением значительных пантеистических концепций.
В пантеизме Лессинга, Гете и др. человек
понимался как неотъемлемая часть природы.
Естественнонаучной базой данной концепции
в XIX веке выступали концепции Дарвина,
Гексли и Геккеля. В рамках данного подхода
утверждается, что сущность человека в
его природе, в его биологическом
существе.
В качестве примера можно
привести идеи Ф. Ницше, который полагал, что человек – это
еще не завершенное («неставшее») существо,
у которого есть два пути развития: либо деградация до обезьяны,
либо или путь к сверхчеловеку. Но, согласно Ницше, эти пути уже предопределены
человеческой природой: отличие людей
по их природе в том, насколько сильно
в них заложена воля к власти. Если «воля к власти» слаба,
то перед нами - «лань», которая может лишь
«щипать травку» и быть пищей для хищников,
а если «воля к власти» сильна,
то перед нами - «тигр» (сверхчеловек),
призванный повелевать ланями. Для каждого
типа человека свойственна своя мораль.
По мнению Ницше, слабые, т.е. «лани»
создали христианскую мораль - мораль
рабов, проповедующую сострадание и милосердие;
а сверхчеловек находится
вне добра и зла. Для сверхлюдей характерна
мораль господ, основанная на аристократизме
и благородстве.
А также
в качестве примера приведем идеи З. Фрейда.
Он полагал, что психика человека представляет
собой единство сверхсознания (Сверх-Я), т.е. моральных,
религиозных норм и запретов, сознания и подсознания (Оно), бессознательного.
По Фрейду,
«Оно» состоит из двух бессознательных
влечений – Эроса (сексуального влечения)
и Танатоса (влечения к смерти, агрессии)
и всё поведение человека управляется
этими влечениями оно.