Философия как мировоззрение и как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:11, курс лекций

Описание работы

В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Виды экспериментов:

  • Физические (реальные)
  • Мысленные
  1. Моделирование – этот метод используется и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях научного познания. Он предполагает использование в исследовании моделей, заменяющих объект, который либо по причине слишком малой либо слишком большой величины (или по другим причинам) не может быть исследован непосредственно. С конца XIX-начала XX века в науке особое место занимает знаковое (математическое) моделирование.

 

Методы теоретического уровня познания

Цель исследования на данном уровне: построить целостную теорию.

Методы:

    1. Абстрагирование – этот метод предполагает выделение существенного при отвлечении от несущественного, от поверхностного. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией.
    2. Идеализация – вид абстрагирования, при котором мы мысленно создаем идеализированный объект как совокупность существенных свойств объекта (но этот объект не имеет прямого аналога в реальности). Например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «точка» и т.п.
    3. Формализация – создание систем и формул, описывающих исследуемый объект.
    4. Математическое моделирование.
    5. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это двойной метод, который предполагает сначала движение от чувственно конкретного к абстрактному, а затем движение к конкретному, т.е. насыщение абстрактной схемы конкретными деталями (чертами). Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется» превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, то есть от абстрактного в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, - но уже в мышлении.
    6. Метод единства логического и исторического. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
    7. Гипотетико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где сначала выдвигается гипотеза, а из нее дедуктивным путем – основные положения теории.
    8. Аксиоматико-дедуктивный метод: это метод построения теории, где из аксиомы дедуктивным путем выводятся основные положения теории.
    9. Дедукция (умозаключение от общего к частному) и индукция (умозаключение от частного к общему).
    10. Анализ (мысленное разъединение объекта на составные части) и синтез (мысленное соединение объекта в единое целое, выводы).

 

 

 

 

 

 

Культура как предмет  философского анализа.

Функции культуры.

 

Понятие «культура» происходит от латинского слова «culturas», что переводится как возделывание, обработка. Этим понятием в Древнем Риме обозначали земли, которые испытали на себе воздействие человеческой деятельности. Уже в этом определении можно вывить два аспекта современного понимания культуры: 1. культура – это то, что связано с деятельностью человека; 2. Культура – это то, что противоположно природе. Не случайно о культуре часто говорят как о «второй природе».

В I в. до н.э. Цицерон распространил понятие культуры на понимание человека; он понимал человека культурного как человека воспитанного, т.е. «обработанного». В качестве культуры ума он трактовал философию.

В XVII в. немецкий историк Пуффендорф дал определение культуры, ставшее классическим: культура - это все то, что создано человечеством.

В XVIII в., когда возникла философия (теория) культуры, сформировались две важнейшие концепции культуры:

  1. «Антропологическая» концепция Канта. И. Кант понимал культуру как человеческую духовность, как все то, что формирует духовную сущность человека. Это мораль, религия, искусство и т.п.
  2. «Технологическая» концепция «ученика Канта» Гердера. В ней культура понималась как результат деятельности человека, прежде всего, как техника и технология.

В конце XIX – начале XX вв. Освальд Шпенглер назвал культуру в трактовке Канта культурой, а культуру в трактовке Гердера - цивилизацией. Он противопоставил их (противопоставил духовную и материальную культуру), сделав вывод: чем больше цивилизации, тем меньше культуры. Так сформировалась цивилизационная концепция культуры и в теории культуры была поставлена проблема соотношения культуры и цивилизации.

Идеи Шпенглера и  влияние позитивизма (философия должна быть только наукой, а не мировоззрением) привели к тому, что теория культуры длительное время находилась в кризисе. Этот кризис стал преодолеваться в рамках целостного антропологического подхода в культуре, где в культуре было выделено, прежде всего, ее ценностное начало. Представителями аксиологической концепции культуры являются: Клод Леви-Стросс, Богдан Малиновский.

В настоящее время  существует два основных взаимодополняющих  определения культуры:

  1. Культура – это все то, что создано человечеством и передается от поколения к поколению (и сама человеческая деятельность и ее результаты).
  2. Культура – это совокупность (система) ценностей: материальных, духовных, художественных, передаваемая по традиции от поколения к поколению.

В структуре культуры можно выделить формы культуры как сферы человеческой деятельности – наука, искусство, религия, политика, право, экономика.

В структуре культуры можно выделить элементы культуры (классификация по потребностям и ценностям):

  1. Материальная культура – система материальных ценностей. Она включает в себя:
  • Физическую культуру, гигиену, декоративную косметика и т.п. – все то, что формирует внешний облик и тело человека.
  • Предметы быта, техника и технология.
  • Материальные отношения между людьми, оформленные в социальных институтах (например, в религии  социальным институтом выступает церковь; в политике - государство).
  • Формы повседневности (еда, одежда).
  1. Духовная культура – система духовных ценностей. Она включает в себя:
  • Систему знаний, которая накапливается человечеством и передается от поколения к поколению.
  • Ценности, нормы и правила, регулирующие человеческое поведение.
  • Межличностные отношения.
  1. Художественная культура, в основе выделения которой лежат эстетические потребности человека. Находится на стыке материальной и духовной культуры. Она включает в себя:
  • Искусство
  • Музыку
  • Литературу

В теории культуры принято  выделять следующие функции культуры (характеризующие роль культуры в обществе):

    1. Познавательная функция – культура является способом освоения и, соответственно, познания человеком мира.
    2. Информационная функция или функция «социальной памяти». Культура человечества как память человека хранит традиции, ценности и знания.
    3. Ценностно-ориентационная функция. В каждой культуре существуют доминирующие ценности, регулирующие поведение человека; (например, в средневековье доминировал аскетизм).
    4. Коммуникативная функция. Культуру можно рассмотреть как систему знаков, как систему языков, способствующую общению.
    5. Экзистенциальная функция. Только в культуре человек становится человеком, культура поддерживает человеческое в человеке, культура – то, что создается человеком и создает человека.

Когда мы говорим о динамике культуры, то мы выделяет внешние и внутренние факторы ее динамики. К внешним факторам динамики культуры является влияние общества. К внутренним факторам динамики культуры относится диалектика традиций и новаций.

Традиции – это способ фиксации и трансляции ценностей от поколения к поколению. Новация – это создание новых ценностей в результате творческой деятельности человека. Любая культура является диалектическим единством традиций и новаций.

 

 По соотношению традиций и новаций выделяют следующие типы культуры:

 

  1. Закрытый тип культуры – в нем преобладают традиции, поэтому его называют еще традиционным типом культуры и отождествляют с Востоком.
  2. Открытый тип культуры – в нем преобладают новации, поэтому его называют еще новационным типом культуры и отождествляют с Западом. Этот тип культуры постепенно формируется начиная с VIII в. до н.э. в античноq Греции, коренной поворот в развитии этого типа культуры начинается с эпохи Ренессанса, когда оформляются такие культурные ценности, как рационализм, активность в том числе и деловая активность, индивидуализм.

 

 

 

Проблема человека как  центральная в философии

 

Философская антропология – раздел философии, в котором исследуется человек. К основным проблемам философской антропологии относятся:

  1. Проблема сущности человека: что такое человек, что человека делает человеком.
  2. Проблема происхождения человека (антропосоциогенез).
  3. Проблема соотношения в человеке биологического (природного), духовного и социального; современная формулировка – соотношение природного, социально-культурного и духовного.
  4. Проблема смысла жизни человека, его предназначения в этом мире.

Указанные проблемы по-разному решались в истории философии. Можно выделить следующие подходы к пониманию человека.

  1. Рационально-этический подход. Этот подход формировался со времен античной философии и характерен, прежде всего, для Сократа. Сократ, рассматривая человека как единство души и тела, полагал, что сущность человека определяется душой. Душу он отождествлял с разумом, который ответственен за нравственное поведение человека, за добродетель.

Представителями данного  подхода являются (кроме Сократа) Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант и Гегель. Основные положения, характерные для рационально-этического подхода к человеку. Сущность человека, определяется разумом; человек может создавать моральные нормы и ведет себя по законам долга (как считал Кант). Предназначение человека в совершенствовании себя и окружающего мира.

  1. Теологический подход.  В рамках данного подхода человек понимается как творение Бога. Утверждается, что человек - создан по образу и подобию Бога, он имеет божественную душу и грешное тело. Сущность человека определяется душою, а по своей природе человек дуален. Но некоторые мыслители (например, представитель патристики Ориген) предлагают тройственную схему: человек – это единство тела, души и духа, причем душа должна управлять телом, а дух - душой. В рамках данного подхода человек понимается как духовное существо,  предназначение которого заключается в спасении, т.е. очищении от грехов и спасении души. Поскольку человек – это телесное существо, постольку он греховен, исходя из библейской традиции, можно говорить о первородном грехе, который понимается, прежде всего, не как сексуальный грех, а как стремление к познанию и гордыня (отведав запретный плод, первые люди захотели сравняться с Богом). Человек обрел знание, но потерял бессмертие.

В XVIII-XIX  веках начинают появляться новые аспекты в религиозной антропологии, связанные с новыми данными биологии, естествознания (теория эволюции). Было предложено читать Библию не буквально, не дословно, а символически (речь идет о прочтении хронологии и т.п.).

Представителями теологического подхода в философии XX века были такие философы, как: Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955 гг.). Выдающийся палеоантрополог и палеонтолог и в то же время теолог (католического направления) попытался рассмотреть проблему возникновения человека через связь любви к Богу и развитие. Он полагал, что человек является закономерным этапом, звеном в процессе эволюции, который проходит через гео-, био-, психо- и неогенез. Шардену принадлежит идея, что первый человек – не конкретный Адам, а группа людей, и юность у них длилась несколько тысячелетий.

3) Натуралистический подход. Хотя данный подход начал формироваться еще в античности, довольно влиятельным он становится  с середины XVIII в., что связано с распространением значительных пантеистических концепций. В пантеизме Лессинга, Гете и др. человек понимался как неотъемлемая часть природы. Естественнонаучной базой данной концепции в XIX веке выступали концепции Дарвина, Гексли и Геккеля. В рамках данного подхода утверждается, что сущность человека в его природе, в его биологическом существе.

В качестве примера можно  привести идеи Ф. Ницше, который полагал, что человек – это еще не завершенное («неставшее») существо, у которого есть два пути развития: либо деградация до обезьяны, либо или путь к сверхчеловеку. Но, согласно Ницше, эти пути уже предопределены человеческой природой: отличие людей по их природе в том, насколько сильно в них заложена воля к власти. Если «воля к власти» слаба, то перед нами - «лань», которая может лишь «щипать травку» и быть пищей для хищников, а если «воля к власти» сильна, то перед нами - «тигр» (сверхчеловек), призванный повелевать ланями. Для каждого типа человека свойственна своя мораль. По мнению Ницше, слабые, т.е. «лани» создали христианскую мораль - мораль рабов, проповедующую сострадание и милосердие; а сверхчеловек находится вне добра и зла. Для сверхлюдей характерна мораль господ, основанная на аристократизме и благородстве.

А также  в качестве примера приведем идеи З. Фрейда. Он полагал, что психика человека представляет собой единство сверхсознания (Сверх-Я), т.е. моральных, религиозных норм и запретов, сознания и подсознания (Оно), бессознательного. По Фрейду, «Оно» состоит из двух бессознательных влечений – Эроса (сексуального влечения) и Танатоса (влечения к смерти, агрессии) и всё поведение человека управляется этими влечениями оно.

Информация о работе Философия как мировоззрение и как наука