Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курс лекций
Основные типы истолкования сущности философии. Понятия мироотношения и мировоззрения. Мировоззрение и общекультурная картина мира. Мировоззрение и философия. Социально-исторические детерминанты возникновения философии. Смысл и назначение философии в мире культуры. Философия как основание четырех различных сфер человеческих интересов; науки, поэзии, религии, логики. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия и политика.
3-лекция
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
Феномен философии в восточной культуре
Статус религии в древнеиндийской культуре и ее влияние на формирование и развитие философии. Основные мировоззренческие идеи индийской предфилософии (традиция Вед). Мировоззренческие поиски Упанишад как форма аскетического бегства от мира. Поиски путей избавления от вечного цикла перевоплощений.
Своеобразие восточного мышления. Особенности кармического стиля мышления. Кармический стиль мышления как форма морального и метафизического измерения философии. Учения о карме, реинкарнации, кастовой системе как основание индийской философии.
Буддизм и его
отношение к Ведическому
В первых священных книгах Индии — Ведах (с санскр. — знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев которые пришли в Индию в XVI в. до н. э, из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа,Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писания, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады).
Религиозно-философские
комментарии к Ведам —
Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии — эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата Ромаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной рости. Впервые прозвучавшее изречение Махабхараты «Не де- другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречаем и в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знания, касающиеся многих областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники, Ведическая религия политеистична: ее пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В начале 1 тыс. возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестает устраивать жителей бурно развивающихся городов. Изменились состав и характер богов, хотя четкой иерархии не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений — лишь майя — иллюзия, его существо- призрачно. Единственно реальным остается существование мирового духа.
Следующим движеним, которое поставило под сомнение ведические ценности, был джайнизм (VI в. до н. э.). После V в. до н. э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-фило¬софское учение буддизм. Его основатель — Сиддхартха Гаутама (Буд¬да, 560-483 гг. до н. э.). Согласно его учению, все в мире «преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страда¬ния (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем су¬ществовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдель¬ные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страда¬ния и попытка преодоления варно-кастового строя.
Буддийская философия каждому верующему предлагает план лич¬ного совершенствования, целью которого является нирвана — вели¬кое освобождение. К основным заповедям философии буддизма отно¬сятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т. е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к ак¬тивности, направленной на свою жизнь.
Главные идеи философии Будды.
♦ «Четыре благородные истины».
♦ Теория причинности.
♦ Непостоянство элементов.
♦ «Срединный путь».
♦ «Восьмеричный путь».
Как понимать эти основные положения буддизма? « Четыре благородные истины»:
♦ жизнь — это страдание;
♦ причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;
♦ избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стрем¬ления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;
♦ для подавления желаний и избавления от страданий человек дол¬жен следовать путем нравственного совершенствования, указан¬ным Буддой.
Теория причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.
Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам являся 11-я причиной этих страданий.
«Срединный путь». Будда призывал к умеренности и-избеганию Крайностей.
«Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формиро¬вание: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи, правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избав¬ления от желаний.
Именно этот путь, согласно Будде, ведет к цели. Исполняя эти за-поведи, по учению Будды, человек способен достичь состояния нирваны. Нирвана — это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, Нирвана — это полнота бытие, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радост¬но смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».
Полагают, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддиз¬ма — «Дхаммападе». (Прочитайте: Дхаммапада/Перев. В. Н. Топоро¬ва - Рига, 1991.)
В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н. э. царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. В I в. н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное уче¬ние Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но и основном уже за пределами Индии (в Тибете, Китае, Японии и др.). Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшее развитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н. э. Централь-нос место в пантеоне занимает «троица», или триединый образ («тримурти»: Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененно¬го брахманизма и местных культов этнических групп Индии. Инду¬изм принял форму религии повседневности. Дж. Неру считал, что смысл его можно выразить так: живи и жить давай другим. В индуиз¬ме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная органи¬зация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны тре¬бования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст и подкаст, на которые индуизм разбивает население, и эти тради¬ции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р. Та¬гором, лидером национально-освободительного движения в Индии Ган¬ди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.
Таким образом, в развитии индийской философии можно выделить следующие периоды:
♦ ведический (XVI-VI вв. до н. э.);
♦ классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н. э. — X в. н. э.);
♦ послеклассический.
Характерные понятия индийской философии:
♦ сансара — философское учение о перевоплощении души в различ¬ные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;
♦ карма — предопределенность человеческой жизни и судьбы и воз¬даяние за человеческие поступки, закон причинности;
♦ мокша — высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;
♦ ахимса — единство всех форм жизни на земле, ненасилие и не¬причинение зла всему окружающему.
Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахма¬низма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверж¬дая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средне¬вековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии — даршаны — на две большие группы
1) ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед): веданта, ми¬манса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;
2) неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): чарвака-ло-каята, джайнизм, буддизм.
4-лекция
Основное содержание китайской предфилософии.
Основное
содержание китайской предфилософии
(сочинения «Ши цзин", "Шу
цзин", и "И цзин"). Практическая
направленность конфуцианской
Даосская философия и картина мироздания. Место человека в даосистской картине мироздания. Даосский способ сохранения и укрепления жизни. Космический характер принципа справедливости. Даосская практика достижения бессмертия. Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. Фундаментальные идеи моизма: всеобщая любовь, преуспеваемость, взаимная польза. Моизм как философия прагматической целесообразности и ее влияние на формирование практической направленности культурной стратегии китайского человека.
Легизм как философия социально-политических стратегий в эпоху «воюющих государств". Фундаментальные ценности легизма: порядок в обществе, законы и указы. Легизм как идеология поиска модели безопасности и стабильности китайского общества. Влияние философских учений на культурную жизнь китайского народа.
Философское знание в Древнем Китае, как и во всех культурах мира, зарождалось в недрах мифологических представлений и на начальном этапе активно опиралось на них. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом, его проблемы занимают центральное место в китайской философии.
Возникновение китайской философии относят к I тыс. до н. э. Древнекитайские мыслители в VIII-V вв. до н. э. уже выделяли пять стихии, или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В Древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находящихся в постоянном взаимном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, челове-
ское общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос — из него родились два духа Инь и Ян, которые заня¬та, упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь — землей.
Древнекитайские мыслители использовали понятия «Инь» и «Ян» и выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Счита¬лось, что если люди действуют в согласии с естественной закономер¬ностью, отраженной этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и все в ней приходят в смятение. И наоборот - неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились ос¬новой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев и бы¬ли изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»).!
В период с V—III вв. до н. э, происходит дальнейшее развитие ки¬тайской философии. Это период возникновения «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм — школа законников (Шан Ян).
Центральной идеей даосизма была теория дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.). Китайское слово «Дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и чело¬веческого поведения.'Обычно его переводят как «путь». Главным про¬изведением Лао-Цзы был труд «Дао дэ цзин» («Учение о Дао и дэ»), т. е. о вечном пути (Дао) всех вещей и его предметных проявлениях (дэ). В философии Лао-цзы обращается внимание на единство чело¬века и неба. По Лао-Цзы, в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, — следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел — покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубле¬ние, достижение духовного очищения, овладение телесностью. По те¬ории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма — теория недеяния. Последо¬вателем Лао-цзы являлся Чжуан-цзы (369-286 гг. до н. э.)